Лоба, Аке (писатель)
- 1 year ago
- 0
- 0
Лоба или лхоба , лопа ( кит. упр. 珞巴族 , пиньинь Luòbā Zú , другие названия кит. упр. 宁波 , пиньинь níngbō , кит. упр. 邦波 , пиньинь bāngbō , кит. упр. 德根 , пиньинь dégēn , кит. упр. 阿迪 , пиньинь ādí (см. ади ), кит. упр. 塔金 , пиньинь tǎjīn , damu) — этническая общность, родственная тибетцам, в Китае, Непале и Индии.
В Китае это наиболее малочисленная официально признанная этническая общность, которая включает группы: ( кит. упр. 博嘎尔 , пиньинь bógā'er ) и ( кит. упр. 荑都 , пиньинь yídū ) ( ). Общая численность народа лоба, проживающего на территории Китая, вместе с родственными этническими группами , составляет примерно 2965 человек (по переписи 2000 г.).
Кроме того, представители народа лоба (около 8 тыс. чел.) проживают на территории Индии .
Общая численность этнической группы в Индии и Китае составляет около 11 тыс. человек.
Народ лоба включает в себя примерно 100 племён: Ruyidu, Zhana, Kaluo, Galuo, Mixinba, мигуба ( кит. 米古巴 ) , Jianbo, Deluo, и др. (Решетов 1998: 376).
Лоба проживают в лесах юго-восточного района ( 珞瑜 ) Тибетского автономного района : в уездах ( ), ( ) ( ), , ( ) округа ( ) и уезде ( ) округа ( Шаньнань ). Помимо этого значительное количество представителей народов лоба живёт в Индии, в лесных районах пограничного с Тибетом штата Аруначал-Прадеш (который Китай официально считает частью своей территории). (Решетов 1998: 376.)
Тибетоязычное население горного княжества Мустанг в Непале также идентифицирует себя как лоба (лопа) и под этим названием официально признано в качестве национального меньшинства (Lopa), при этом их часто считают тибетцами в связи с сильнейшим влиянием тибетского буддизма; в этнографической науке население княжества идентифицируется другими названиями.
Язык лоба относится к сино-тибетской языковой семьи . До Китаем лоба Китая использовали узелковое письмо и знаки в виде зарубок на дереве. Но на данный момент только очень пожилые представители народа лоба владеют национальной письменностью. Большинство же используют тибетский в качестве литературного языка. (Решетов 1998: 376).
Самоназвание лоба произошло от тибетского слова lhoba, что означает «южанин». В 1965 году утвердил название района, в котором проживают лоба. Отныне эта местность получила название Лоюй ( кит. 珞瑜 ), которое также подразумевает «юг». До этого данная часть Китая была известна как «Земля варваров». ( Чебоксаров 1959: 123-139.)
Народ лоба — тибетские буддисты, но у них также сохраняются анимистические верования. Вся ежедневная жизнь людей лоба была соединена с их верой в анимизм . Они полагали, что есть духи зверей, гор, деревьев. Особенно почитали они духа горы. По их представлениям, всё находится под контролем духов. Когда они возвращались после охоты или путешествия, они должны в первую очередь принести жертву духу горы. Кроме духа горы в почёте у лоба были также духи земли и леса. Лоба поклонялись тотемам тигра, пантеры, медведя, змеи. (Ma Yin 2004: 224-227.)
Густые леса покрывали местность, заселённую народом лоба. С древности лоба занимались охотой , иногда поодиночке, иногда группами. Мальчики начинали охотиться с очень раннего возраста, отправляясь на охоту вместе с отцом. Но по достижении мальчиком зрелого возраста, чтобы стать мужчиной , он должен был сам поймать и убить крупное животное - это было своего рода испытанием на зрелость. Помимо охоты, в хозяйстве лоба сочетались: , скотоводство и собирательство ; основные культуры — пшеница , кукуруза , гречиха , рис . Лоба очень хорошие мастера по работе с бамбуком , из него они делали необходимые для повседневного быта вещи. Лоба, живущие в непосредственной близости с тибетцам , контактировали с ними, для товарообмена . Лоба отдавали тибетцам шкуры животных, мех, мускус , изделия из бамбука, а тибетцы поставляли им чай , зерно, соль, орудия труда. Те лоба, которые жили вблизи тибетцев, переняли некоторые их традиции. (Ma Yin 2004: 224-227.)
Традиционная мужская одежда — чёрная накидка без рукавов длиной до колена, набедренная повязка, головные уборы, сделанные из кожи волка или медведя . Традиционная женская одежда — кофта и юбка, сделанные из овчины. Одежда, как правило, щедро украшена всевозможными орнаментами. Многочисленные орнаменты являются признаками богатства. И мужчины, и женщины носят украшения : ожерелье , бус , серьги , браслеты Украшения, как правило сделаны из бамбука, серебряных монет, раковин. Так же и у мужчин, и у женщин принято заплетать косы. (Chen Van 1985: 20-28.)
Все лоба делились на 3 класса – , и . Майдэ – это знать, неба – их подчинённые. Потомки этого последнего класса люди не мог получить статус майдэ, даже если они становились богатыми и у них появлялись рабы . Они могли стать только , которые занимали среднюю ступень в племени. Неба имели статус рабов майдэ. Мужчины и женщины этих различных групп не могли женить или выходить замуж за представителей другого класса или вступать с ними в связь. Если такая связь обнаруживалась, то и мужчину и женщину, как правило убивали представители их же племени . Поселения лоба разбросанные, жилище каркасно-столбовое, свайное, с широкой верандой перед входом. Брачное поселение — патрилокальное, каждому женатому члену семьи выделяется отдельная комната. Дети живут в отдельной комнате. Преобладают , построенные на патриархальном принципе. Статус женщин в их семействах, также как и в обществе, был особенно низким, и они не имели никаких прав наследования. (Чебоксаров 1979: 83.)
В 1959 г. в Тибете была проведена реформа . С тех пор лоба стали полноправными гражданами. Сейчас у них есть свои представители в правительстве и на региональном и местном уровнях. С помощь своих китайских и тибетских соседей, лоба начали осваивать современные методы ведения сельского хозяйства . Они обнаружили новые земли и начали обрабатывать их. В то же время развивались охота и ремёсла. В ведение хозяйства стали использоваться новые методы, новые технологии, что привело к большей продуктивности.
Повысился уровень грамотности, дети стали посещать школы, взрослые учатся по вечерам. Некоторые представители молодёжи учатся в университетах Пекина , Нанкина , Лхасы . Появились клиники и оздоровительные центры в сёлах, заселённых лоба. Появилась развитая инфраструктура , что очень облегчило жизнь народа лоба. (Сергеева 2007: 150-158)