Вильнюс
- 1 year ago
- 0
- 0
Костёл Свято́го Казими́ра ( Švento Kazimiero bažnyčia , kościół Świętego Kazimierza ; с 1840 до 1915 года был православным кафедральным собором Святого Николая ) — римско-католический иезуитский неприходской костёл в ; первый образец стиля раннего барокко в Вильне . Располагается в Старом городе на улице Диджёйи 34 ( Didžioji g. 34 ). Службы на литовском языке и, по воскресеньям, на русском языках .
Храм является охраняемым государством объектом культурного наследия национального значения; код в Регистре культурных ценностей Литовской Республики 27304.
Костёл вместе с прилегающим монастырём строились иезуитами при щедрой финансовой поддержке Сигизмунда III и Льва Сапеги . Постройка была начата в 1596 году, а окончена в 1604 году. В основание костёла был положен больших размеров камень, найденный на Антокольских горах, откуда его притащили семьсот виленских мещан — усердных богомольцев; впереди процессии шествовали высшие сановники во главе с великим канцлером литовским Львом Сапегой. Камень с надписью был заложен в фундамент при торжественном богослужении. Одновременно рядом с костёлом был заложен монастырь для профессоров иезуитов. Костёл был освящён в честь святого Казимира 12 мая 1604 года.
Храм неоднократно страдал от пожаров — в 1610, затем в 1655 году, когда город был взят войсками царя Алексея Михайловича , в 1707 и 1749 годах. Окончательно был достроен в 1616 году, отделка интерьера завершена в 1618 году. Боковые нефы превращены в отдельные часовни, над которыми сооружены открытые галереи.
Во время пожара 1749 года был уничтожен интерьер костёла, рухнули перекрытия купола . В 1749 или 1750—1755 годах была произведена капитальная реконструкция храма под руководством архитектора Томаша Жебровского : восстановлен многоступенчатый купол в стиле барокко, были сооружены шлемы двух высоких башен, построены 13 алтарей в стиле позднего барокко под мрамор с множеством скульптур, изображающих святых, и роскошная костёльная кафедра. Во время реконструкции храма в боковых стенах были замурованы галереи По мнению некоторых исследователей, стиль элементов реконструкции указывает на то, что костёл восстанавливал архитектор Глаубиц .
С упразднением ордена иезуитов в 1773 году костёл перешёл в ведение ксендзов-эмеритов. Во время восстания Костюшко полковник Якуб Ясинский в 1794 году заключил в костёле 1013 русских пленных. В 1799 году храм стал приходским.
В 1812 году французы превратили его в склад зерна, нанеся значительный ущерб храму. В 1814 году или, по другим сведениям, в 1815 году костёл под своё попечительство взяли монахи миссионеры и обновили его. В 1832 году костёл был закрыт и предназначен под православную церковь. По проекту академика А. И. Резанова во время реконструкции 1834—1837 годов были разрушены 10 алтарей и замечательная костёльная кафедра работы Глаубица. Перестройка и превращение в православный собор во имя святого Николая Чудотворца завершились к 1840 году; в сентябре 1840 года собор был освящён митрополитом Иосифом (Семашко) . Наименование собора кафедральным последовало в 1844 году.
Во второй половине 1860-х годов виленский архитектор Н. М. Чагин дополнительно переделывал здание, придавая более «православный» вид: были снижены угловые башни фасада , на них помещены луковицеобразные купола , великокняжеская митра на центральном куполе заменена маковкой. Все купола были покрыты позолоченной жестью . К храму пристроен притвор с таким же луковицеобразным куполом, фасад храма искусно отделан. В костёле были снесены хоры, разрушен надгробный памятник польного гетмана литовского Винцента Госиевского, погибшего во время бунта войска в 1662 году (фигура возлежащего рыцаря из белого мрамора). В марте 1864 года был торжественно заложен новый иконостас по проекту академика А. И. Резанова , получившего за него на Всемирной выставке 1867 года в Париже золотую медаль. К скульптурным и живописным работам над этим алтарём были приглашены известные художники: образа нижнего яруса и образ Саваофа выполнил профессор К. Б. Вениг , иконы Спасителя в архиерейском облачении, Божией Матери, Иоанна Крестителя и образа верхнего третьего яруса принадлежали кисти профессора К. Д. Флавицкого , другие образа иконостаса написал академик Н. И. Тихобразов . Запрестольный образ Воскресения Господня был написан академиком В. В. Васильевым .
Снаружи на фронтоне средней башни в нишах третьего яруса художником Марьяновским по картонам Н. И. Тихобразова были написаны фрески, изображающие святого Николая , святого Александра Невского и святого Иосифа Обручника . По завершении работ по внутреннему и наружному украшению собор был торжественно освящён 22 октября 1867 года архиепископом Минским и Бобруйским Антонием (Зубко) .
Во время Первой мировой войны при немецкой оккупации Вильны в 1915 году храм стал гарнизонной протестантской церковью. При первом большевистском нашествии в 1919 году многотысячная толпа, собравшаяся в костёле, обороняла от ареста ксендза Мукермана, который в конце концов во избежание кровопролития сдался сам.
Храм был возвращён католикам и вместе с монастырём принадлежал иезуитам Польши . В 1922—1925 годах были отстроены хоры, но уже в отличном от прежнего виде, под руководством архитектора Боровского обновлён интерьер с устранением по возможности изменений, внесённых русскими архитекторами и художниками.
С 1940 года костёл и монастырь принадлежали иезуитам Литвы . При костёле в монастырском помещении действовала гимназия. Начиная с 1942 года здесь работала первая мужская гимназия мальчиков (бывшая литовская гимназия им. Витаутаса Великого), позже переименованная в среднюю школу имени А. Венуолиса, ныне иезуитская гимназия.
Во время Второй мировой войны снарядом снесло центральную и среднюю башни фасада. В 1942 — 1944 годах центральная башня (великокняжеская митра с крестом) была восстановлена по проекту архитектора . Фасад с крестом так и не был отстроен. В 1948 году костёл Святого Казимира был закрыт. В 1965 году здание было заново отреставрировано (архитекторы , Витаутас Габрюнас ) и в 1966 году здесь был открыт Музей атеизма.
В 1991 году костёл и монастырь были реставрированы и заново освящены. В части помещений монастыря размещается издательство «Айдай» ( „Aidai“ ), специализирующееся на издании религиозной и философской литературы.
Храм построен по образцу римских ранних безбашенных барочных костёлов (церковь Иль Джезу ). В плане формы латинского креста , образуемого пересечением очень широкого и высокого продольного (центрального) и короткого поперечного нефов . Храм по существу трёхнефный, но боковые нефы представляют собой не соединённые друг с другом открытые капеллы . Это создаёт впечатление едва ли не прямоугольного объёма. Внутреннее пространство базиликальное .
Над средокрестием на восьмиугольном барабане поднимается высокий купол с фонарём. Диаметр купола составляет 17 м, высота — 40 м . Это первый и самый большой купол в архитектуре Вильнюса . Две высокие башни главного фасада отличают костёл от римского прототипа; двубашенный фасад стал характерной местной традицией.
Пристроенный в 1755 году притвор в стиле барокко внёс разнообразие в суровые и лаконичные формы храма. Пилястры и сложно профилированный карниз стен создают впечатление художественной целостности.
Традиции готики и позднего ренессанса ( маньеризма ) усматриваются в мощных контрфорсах боковых фасадов, круглых лестничных башнях по обе стороны пресбитерия , декоре сводов ризницы .
В храме имеются мемориальные таблицы в память святого Анджея Боболи , служившего в костёле в 1624—1630 и 1646—1652 годах, архитектора , епископа Юлийонаса Стяпонавичюса .
В церкви под алтарной частью находится крипта , в которой хранятся мощи святого Андрея Боболи. Стены крипты украшены религиозными рисунками и надписями на латинском языке.