Сковорода, Григорий Саввич
- 1 year ago
- 0
- 0
Григо́рий Ива́нович Угрю́мов ( 30 апреля [ 11 мая ] 1764 , Москва — 16 [28] марта 1823 , Санкт-Петербург ) — русский живописец , крупнейший [ источник? ] представитель классицистической школы исторической живописи последней трети XVIII — первой трети XIX века. Академик (с 1797; ассоциированный член — «назначенный» с этого же года), профессор (с 1800) и ректор отделения исторической живописи (с 1820) Императорской Академии художеств .
Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата Комиссии по составлению проекта Нового Уложения. Крещён в сохранившейся до сих пор Успенской (Пятницкой) церкви, в которой была сохранена плащаница его работы .
В 1770 году был принят в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств . Главными его наставниками были И. А. Акимов , Г. И. Козлов и П. И. Соколов ; также заявляется — согласно персоналии « Брокгауза — Ефрона » — об ученичестве у Д. Г. Левицкого . По окончании академического курса в 1785 году с малой золотой медалью, полученной за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне», Угрюмов в 1787 году за казённый счёт отправляется за границу для совершенствования мастерства живописца. Пробыв четыре года в Риме , где изображал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени , он вернулся в Санкт-Петербург в 1790 году. В следующем году ему было поручено преподавание исторической живописи в Академии.
Получил звание « назначенного в академики » (1794 г.) . Звание академика получил в 1797 году за картину « Испытание силы Яна Усмаря » .
Программа картины: «На ратном поле в присутствии великого князя Владимира Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычайной силы над разъяренным быком, которого на всем бегу ухватив за бок рукой, вырывает кожу и мясо колико захватил».
Вскоре после того возведён в адъюнкт-профессоры , состоял им до 1800 года, позже был повышен в профессоры . С 1800 года стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 году был сделан ректором исторической живописи. Почётный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
В продолжение своей деятельности пользовался в России громкой известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I ; по их заказам исполнял часто больши́е и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, таких, как: Троицкий собор Александро-Невской лавры , Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге , собор в Одессе и прочие. Особого внимания заслуживают две большие его картины: « Взятие Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного» (1797—1799 гг.) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800 г.), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков » (1793 г). Кроме того, можно указать на образы его работы в Казанском соборе («Святой Зосима и Савватий », два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардий Финляндского полка и бывшего Московского полка . Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова (отца писателя В. И. Водовозова ) и доктора .
Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование крупнейшим [ источник? ] историческим художникам следующего поколения: Андрею Ива́нову , Василию Шебуеву и Алексею Егорову , а также портретистам Оресту Кипренскому и Александру Варнеку .
Скончался в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище (уч. 44) .