Interested Article - Тенишева, Мария Клавдиевна

Княгиня Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская , по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке — Николаева ; 20 мая [ 1 июня ] 1858 , Санкт-Петербург , Российская империя 14 апреля 1928 , (пригород Парижа ), Франция ) — русская дворянка, общественная деятельница, художница- эмальерка , преподавательница, меценатка и коллекционерка. Основательница художественной студии в Петербурге , Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске , ремесленного училища в Бежице , а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино . Представительница русского культурного национализма .

Биография

Мария Пятковская родилась 20 мая ( 1 июня ) 1858 года в Петербурге. В 1869 году поступила в гимназию Марии Спешневой, обучение в которой велось по программам мужских реальных училищ . Увлеклась изучением иностранных языков, отечественной историей и естественными науками.

Первый брак

В 1876 г. вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией. Брак не сложился; вскоре Мария Клавдиевна с маленькой дочерью уехала в Париж к знаменитой Матильде Маркези учиться пению, так как имела хороший голос (меццо-сопрано) . В Париже познакомилась с Иваном Тургеневым , Константином Маковским , написавшим ее портрет, и Антоном Рубинштейном .

В 1885 году Мария Клавдиевна Николаева и Рафаил Николаевич Николаев развелись, их дочь , Мария Рафаиловна Николаева была определена в закрытый пансион. Впоследствии дочь отдалилась от матери, не поняв ее выбор в сторону творческой самореализации. Мария Клавдиевна Николаева поселилась в Талашкино, родовое имение своей близкой подруги Екатерины Святополк-Четверинской, где она открыла первую школу для крестьянских детей.

Брак с Вячеславом Тенишевым. Занятия изобразительным искусством

В 1888 г. уехала в Москву, предполагая выступать в театре. Познакомилась с Константином Станиславским , сыграла роль в поставленном им благотворительном спектакле . Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с крупным промышленником князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым . В 1892 году Мария вступила в брак с ним (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво , приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны , где княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода (первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года ), столовой и клуба для рабочих завода.

М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой Посадницей » назвал её Н. К. Рерих . Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым , Врубелем , Рерихом , Малютиным , Бенуа , скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин . Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896—1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана , серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Музею Александра III в Санкт-Петербурге .

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым ) издание журнала « Мир искусства », материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа , С. П. Дягилева и других выдающихся фигур « Серебряного века ». О сотрудничестве с Дягилевым княгиня впоследствии особо пожалела, о чём предупреждал её муж:

«А за Дягилева ручаюсь тебе, что ты ему так же интересна, как прошлогодний снег, ему нужны только средства…»

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.

Мария Тенишева в Смоленске и Талашкино

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея « Русская старина » в Смоленске. В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». По этому поводу ей лично было создано эмалированное блюдо с надписью «Московскому археологическому институту. Придите, владейте, мудрые. Блюдите скрытню сию и да будут во веки сокровища во граде Смоленске на служение народу русскому. Блюдо сие построила трудами своими княгиня Мария Тенишева в лето 1911 года» . Тогда же Тенишева была удостоена звания почётной гражданки города Смоленска.

Тенишевы в своём доме в Петербурге собирали широкую творческую интеллигенцию, композиторов.

«На наших [музыкальных] вечерах [в Петербурге] участвовали Брандуков, Гофман, Скрябин, Ментер, Вержбилович, Ауэр, Аренский…»

Княгине Тенишевой довелось спеть у себя дома романсы П. И. Чайковского под фортепианный аккомпанемент самого автора. После чего Пётр Ильич был в восторге от особенного вокального исполнения княгини.

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино — родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857—1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.

Храм Святого Духа в Талашкино

В 1894 г. Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Флёново и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина . Большое внимание княгиня уделяла созданию во Флёново храма Святого Духа . Идут споры о создателе архитектурного проекта храма. Среди наиболее распространённых версий авторство проекта самой княгини Марии Тенишевой . Известно, что значительную роль в создании проекта сыграли художник-портретист Сергей Малютин и основатель российской архитектурной фотографии Иван Барщевский . Автором плохо сохранившихся росписей интерьера храма и мозаики на фасаде над входом в храм является российский философ, художник, путешественник Николай Рерих .

Княгиня Тенишева была наполнена глубокими патриотическими чувствами, горела русской национальной идеей.

«А что же случилось с верхами? С так называемыми образованными сословиями? Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи».

«Мы больны, мы очень тяжко больны! Наша якобы молодая нация, не дойдя еще до зари своего рассвета, успела уже подгнить у самого корня и, как ветхий организм, разлагается! Страшно! Больно до слез, обидно…»

Остро переживала разложение церковных клириков, участвовавших в событиях, связанных с персоной Распутина .

«До чего мы дожили! Религия поругана, духовенство запугано, ум, способности людей обесценены, отброшены, как ненужный хлам, и на поверхность всплывают одни авантюристы за другими…»

Княгиня Тенишева после 1905 года

В 1905 году из-за революционных событий Тенишева покинула Россию. Постепенно в Париж вывозилась и ее коллекция. В Париже совместно с Сергеем Дягилевым была проведена выставка, на которой были представлены предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Тенишевой. Париж захлестнула мода на русские мотивы .

Мария Клавдиевна помогала в снабжению фронта во время Первой мировой войны , в частности выращиванием и доставкой капусты (1916 год). Не только фронт, но и тылы находились в глубоком упадке, что крайне огорчало княгиню.

«А вот по сравнению с ними [купцами их детьми] крестьянин… Не зная даже слова „патриотизм“, он отдал родине все, что имел: своих сынов, свою последнюю скотину, свой посильный труд в лице копошащейся бабы с подростком на одинокой нивке, наконец, он отдал самое дорогое — свою жизнь!»

Княгиня видела предательство элит в России, которое особо проявилось в годы войны:

«Все эти либералы, социал-демократы и прочие — пустые краснобаи, не лучше других. Их громкие фразы о благе человечества лишь корка, под которой скрывалась обида неудачника или мелкая душонка, или все тот же карьеризм, в котором они обвиняли других. Я так часто видела, что слова их не сходились с делами… Усиленная пропаганда антимилитаризма, интернационализма и других „измов“ ослабила патриотический дух, вернее, уничтожила это вполне естественное чувство».

Тенишева твёрдо стояла на народных позициях, даже когда это было не модно и вызывало насмешки у некоторых зазнаек.

«Меня всегда коробит шутливая снисходительность по отношению к коренным недостаткам нашего русского характера, которые обыкновенно, в виде утешения, объясняют „славянской натурой“. Что это такое за „славянская натура“? Говорят, что особенностями этого нашего характера являются доброта, мягкость, доверчивость, добродушие, мечтательность и снисходительность. Без сомнения, такие черты были бы очень симпатичными, если бы они проявлялись в здравых границах благоразумия, в противном же случае они легко становятся недостатком, наносящим не только ущерб близким, но и вред обществу. В преувеличенной мере эти самые свойства легко вырождаются, и доброта превращается в слабость, мягкость — в бесхарактерность, доверчивость — в безалаберность, добродушие — в шаткость, мечтательность — в лень и, наконец, снисходительность — в беспринципность. Из всех наших сословий, я думаю, лишь крестьянство и духовенство еще сохраняют в чистом, неискаженном виде эти стороны характера».

Из множества художников, с которыми приходилось контактировать М. К. Тенишевой были ментально близки и особо приятны М. А. Врубель и Н. К. Рерих .

«С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили. Я была его ярой поклонницей и очень дорожила его милым, дружеским отношением ко мне; Такие таланты рождаются раз в сто лет, и ими гордится потомство».

«Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это [Н. К. Рерих] единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся».

Во время гражданской войны в России, после 26 марта 1919 года госпожа Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию в очередной раз, но уже навсегда, и уехала через Крым во Францию. Эмиграция произошла до эвакуации частей Русской армии и гражданского населения под руководством барона П. Н. Врангеля . Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой — «Впечатления моей жизни. Воспоминания» — охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г.

Надгробие на могиле М.К.Тенишевой на Старом кладбище Ла-Сель-Сен-Клу.

Княгиня Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде . Похоронена на Старом кладбище Ла-Сель-Сен-Клу (могила расположена на 1-м участке Старого кладбища, у обелиска погибшим во время Первой и Второй Мировых войнах).

Оценки деятельности

В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал:

Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много.

Галерея

Анекдоты

Труды

  • М. Тенишева .
  • Тенишева М.К. . — Л. : Искусство, 1991. — 287 с.

См. также

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Mariya (Klavdiyevna), Princess Tenisheva [Ténicheff; née Pyatkovskaya and Fou Dezen] // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  3. М. Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8
  4. . Культурология. Дата обращения: 4 сентября 2019. 4 сентября 2019 года.
  5. . www.culture.ru. Дата обращения: 3 сентября 2019. 3 сентября 2019 года.
  6. 5858 11 03 2016 / Алексей МИТРОФАНОВ. . Милосердие.ru (11 марта 2016). Дата обращения: 4 сентября 2019. 4 сентября 2019 года.
  7. Тютюгина Н. В. Образ Храма Небесного в церковно-монументальной живописи Н. К. Рериха. — Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 2016. — С. 5. — 131 с. — 1000 экз. ISBN 5-86091-065-7 .
  8. Журавлёва Л. С. Талашкино. Очерк-путеводитель. — М. : Изобразительное искусство, 1989. — С. 129—130. — 280 с. — 50 000 экз. ISBN 5-85200-016-7 .

Библиография

  • Билибин И. Памяти кн. М. Кл. Тенишевой // Возрождение . — 1928. — 19 апреля. — № 1052.
  • Озер, Джеско. . — М.:, 2004. — 65 с. : ил., портр., цв. ил. — ISBN 5-94982-009-6
  • «Далось мне это не без борьбы» // Прометей [: историко-биографический альманах серии « Жизнь замечательных людей »]. — Т. 14. — М.: Молодая гвардия , 1987. — 383 [1] с. — С. 65–79.
  • Журавлёва Л. С. Княгиня Мария Тенишева. — Смоленск: Смол. пед. ин-т , 1992 (1993). — 235,[2] с. : ил. — ISBN 5-88018-012-3 ; — 2-е изд., расшир. и испр.: Смоленск; Минск: Полиграмма, Алфавит, 1994. — 318, [2] с. : ил. — ISBN 5-87264-029-9
  • Рерих Н. К. // Нива . — 1909. — № 28 [2 мая]. — С. 340—341.
  • Рерих Н. К. // Тенишева М. К. . — Прага: Seminarium Kondakovianum , 1930. — 162 с. — С.8-13.
  • Roche, Denis . L’Art russe: : 20 planches en couleurs. — Paris: (фр.) & Cie, 1909.
  • Княгиня М. К. Тенишева и Смоленский край: библиогр. указ.: к 160-летию со дня рождения / Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А. Т. Твардовского; сост.: В. И. Карпеченкова, И. Е. Малащенкова. — Смоленск: Свиток, 2018. — 517 с. : ил., портр.
  • Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебяного века [каталог выставки 24 июня — 15 сентября 2008 г. в ГИМ ]. — М.: ГИМ, 2008. — 214 с. : ил.

Ссылки

Источник —

Same as Тенишева, Мария Клавдиевна