Interested Article - Дажьбог
- 2020-03-07
- 2
Дажьбо́г ( Дажбог , др.-рус. Дажьбогъ , церк.-слав. Даждьбог ) — один из главных богов в восточнославянской мифологии , бог Солнца и его олицетворение , бог плодородия и солнечного света.
Этимология
Этимология теонима Даж(д)ьбог , на первый взгляд, вполне очевидна. По мнению М. Фасмера , это имя объясняется из древнерусского императива дажь «дай» и * bogъ «счастье, благосостояние» (ср. богатый, убогий ), то есть Даж(д)ьбог — «дающий благосостояние» .
Согласно В. Ягичу , теоним образовался из словосочетания дажь боже «дай, бог!» . Л. Мошинский вообще считает, что Дажьбог — это просто славянское приветствие, принятое иностранными миссионерами за имя бога . В. Й. Мансикка считает первую часть теонима императивом, как и Фасмер, однако вторую, богъ , склонен трактовать в прямом смысле. Поэтому Даждьбог — это deus dator , «высшее существо, одаряющее людей земными благами» . Возражая Мансикке, Е. Кагаров отметил, что первая часть этого имени не может содержать глагольной основы .
Л. С. Клейн также отмечает, что повелительное наклонение глагола не очень-то уместно в имени бога-дарителя. Он склонен согласиться с Б. А. Рыбаковым , что такое понимание имени («дающий») является поздним осмыслением по созвучию. Более верным Клейну кажется мнение Ф. Е. Корша , А. Л. Погодина , А. С. Фаминцына и Л. Нидерле : дажь- является закономерным русским смягчением древнего индоевропейского корня, проявившегося в словах санскр. dagh , готск. dags , нем. Tag «день», лит. dãgas «пожар» и др. Фасмер, однако, считает такое толкование едва ли более убедительным.
В. Ягич указывал, что Дажьбог в форме Дабог был известен у южных славян и пользовался таким уважением, что под влиянием богумильской ереси обратился в сатану и стал врагом Господа и владетелем земли; только Сын Божий победил его и лишил этой власти .
В. П. Калыгин и В. Блажек независимо друг от друга предположили связь между древнерусским Дажьбогом и древнеирландским Дагдой , так как эти божества весьма схожи между собой и по функциям, и по именам. Имя Дагда восходит к пракельт. * dago-dēvo «хороший бог» (в смысле совершенства, полноты) . На славянской почве под иранским влиянием произошла замена исконно-индоевропейской части -dēvo на иранское baga (вероятно, подобное произошло и с теонимом Стрибог ) и уже упомянутое смягчение на русской почве. Однако В. П. Калыгин считает теоним Дажьбог индоевропейским наследием, тогда как В. Блажек полагает, что имело место кельтское заимствование в славянский язык .
Данные источников
Повесть временных лет
Согласно « Повести временных лет » идол Дажьбога (вероятно, деревянный) вместе с идолами Перуна , Хорса , Стрибога , Симаргла и Мокоши стоял на холме в Киеве во времена князя Владимира . Дажьбог упоминается третьим в списке божеств (после Перуна и Хорса), в честь которых установлены идолы . Имя Дажьбога в этом списке упоминается вместе с именем Хорса и не отделяется от него союзом, в отличие от других имён — это может свидетельствовать о сходных функциях божества, либо вообще о разных (иранского и славянского происхождения) именах одного солнечного божества. После Дажьбога в списке упоминается Стрибог, что дало Р. О. Якобсону и В. Н. Топорову повод для спекуляций на тему двух близких божеств — «дающего» и «простирающего» блага.
А. Н. Афанасьев сравнивает Дажьбога с греческим Аполлоном:
Дажьбог, упоминаемый Нестором, «Словом о полку Игореве» и другими памятниками в числе славянских богов, есть, следовательно, солнце, сын неба, подобно тому, как Аполлон почитался сыном Зевса…
Перевод Хроники Иоанна Малалы
Наиболее содержательным является эвгемерический фрагмент о Дажьбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из «Хроники» Иоанна Малалы , находящегося в Ипатьевской летописи под 1114 годом :
«Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, 7 тысяч и 400 и семьдесят дней, что составляет двадцать с половиной лет. <…>. Солнце царь, сын Сварогов, иначе Даждьбог, был могучим мужем» .
Именем «Дажьбог» было переведено имя греческого солнечного бога Гелиоса , Сварог - Гефеста , и в конечном счете этот пассаж восходит к сообщению Манефона о первых царях-богах Египта, Гефесте-Птахе и его сыне Гелиосе-Ра .
Б. А. Рыбаков считал, что культ Дажьбога, как «Солнце-царя» восходит к скифскому культу Колаксая , сына Таргитая, прародителя царских скифов, трактуя имя Колаксая через славянский корень коло (якобы «солнце») и иранский ксай («владыка, царь»).
Таким образом, Даждьбог сочетал в себе две основных функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе — источником княжеской и царской власти.
Б. А. Рыбаков возводит культ солнца и плодородия, и культ Даждьбога у восточных славян к упомянутому Геродотом скифскому богу ( Аполлону ), объясняя это имя от славянского корня гоити «живить» и иранского сура «бог». Абаев, Василий Иванович утверждал, что у теонима Гойтосир иранское ( скифо-сарматское ) происхождение.
Земледельцы Скифии в Поднепровье были солнцепоклонниками, принося жертвы на круглых жертвенниках с концентрическими солнечными кругами, изображённых на них.
Слово о полку Игореве
«Даждьбожьи внуки» — такой перифраз использовал автор « Слова о полку Игореве » в отношении русичей для выделения их родственной общности и необходимости прекратить распри и сплотиться перед угрозой внешних врагов:
«Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась» .
«Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена» .
Дажьбог, предположительно, рассматривается в качестве родоначальника или покровителя народа Руси , его наследия и богатства .
Обозначение народов сыновьями героев и внуками богов ( эвгемеризм ) характерно для средневековой христианской книжности. Каждый христианский народ, согласно этой традиции, должен был иметь библейскую генеалогию.
Как пишет В. Я. Петрухин , русичи из гордыни вступили на нехристианскую землю половцев , «детей бесовых», и поэтому оказались к ним приравнены как внуки языческого бога («Дажьбожьи внуки»). Приравнение конечно было неполным, поскольку в «Слове» бесы и языческие боги полностью не отождествляются. Тем не менее, русичи, таким образом, стали одним из «языков», языческих народов, лишившись библейской генеалогии и Божьей помощи .
Другие источники
Как полагает Б. А. Рыбаков, образ Дажьбога тесно связан с образом Александра Македонского в сцене его небесного восхождения, или вознесения, широко распространённой на Руси . С именем Александра русские летописи XVII века связывали и начало истории племени словен (книжная легенда о «грамоте Александра»).
По мнению Рыбакова и некоторых других исследователей, Дажьбог изображён также на задней грани Збручского идола в верхнем ярусе. На его одежде просматривается колесо с шестью спицами — солярный символ.
Фольклор
Дажьбог упоминается в украинских народных песнях . Так, согласно одной из весенних песен, раннюю пташку соловья Дажьбог послал замкнуть (запереть) зиму и отомкнуть (отпереть) лето:
Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир'їчка вийшов?
Не сам же я вийшов, Дажбог мене вислав —
З правої ручейки — літо відмикати,
З лівої ручейки — зиму замикати…
Вероятно, отмыкатель лета Дажьбог выступает здесь как персонификация Солнца .
Е. В. Барсов приводит пословицы, записанные им в Новгородской губернии со слов крестьянки Ирины Калиткиной: «Дажь-Богъ все минетъ», «Что тужить-то, о Дажь-Богъ», «Покучись Дажь-Богу, управитъ по-немногу» . Однако, по замечанию самого же Барсова, в первых двух пословицах выражение «Дажь-Богъ», скорее всего, имеет значение «дай Бог».
По мнению Т. Зуевой , образ святого Георгия , известного в легендах и сказках под именем Егория Храброго, в народной традиции слился с языческим Дажьбогом .
В современном искусстве
В начале июля 2011 года в городе Голая Пристань ( Херсонская область , Украина ) была установлена скульптура Дажьбога. Спустя несколько дней после протестов православного духовенства памятник был снесён .
См. также
- Дабог (Дайбог)
- Хорс
- Славянское язычество
Примечания
- ↑ .
- (англ.) — 1 — Jefferson: McFarland & Company , 2000. — P. 144. — 597 p. — ISBN 0-7864-0317-9
- , с. 169.
- , с. 205, 209.
- .
- ↑ , с. 482.
- Имя часто сравнивают с южнослав. Дабог , Дайбог , мифологизированным образом царя Земли, см.: / Иванов Вяч. Вс. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 167. — ISBN 5-85270-032-0 .
- Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания / Н. Арановская. — М. : Эксмо, 2008. — С. 53. — 208 с.: ил. с. — ISBN 978-5-699-06209-6 .
- Archiv für Slavische Philologie. 5, 12.
- Moszyński Leszek. Prasłowiański panteon w słowniku etymologicznym i Lexiconie Franciszka Miklosicha // Studia z Filologii Polskiej i Słowiańskiej. T. 31. 1993. S. 163—174.
- Мансикка В. Й. Религия восточных славян. — М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН , 2005. — С. 294—295.
- Кагаров Е. Рец. на: [V.J.Mansikka. Die Religion der Ostslaven. I. Quellen // FF Communications. № 43. Helsinki, 1922] // Этнография. 1926. № 1-2. — М.-Л., 1926. — С. 367.
- Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб. : Евразия, 2004. — С. 241—242.
- , s. 11—14.
- , с. 35.
- , стб. 945.
- Калыгин В. П. Этимологический словарь кельтских теонимов. М., 2006. С. 66.
- Иванов С. В. от 13 мая 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 13-05-2013 [3939 дней] — )
- .
- . Дата обращения: 29 декабря 2022. 29 декабря 2022 года.
- Слово о полку Игореве. — М.-Л., 1950. — С. 16. — ( Литературные памятники ).
- Слово о полку Игореве. Древнерусский текст. от 15 сентября 2019 на Wayback Machine
- Там же
- , с. 209.
- Петрухин В. Я. Были ли «русичи» Дажьбожьими внуками? // «Русь и вси языци»: аспекты исторических взаимосвязей. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 182—191.
- Весiльнi пiснi. Кн. 2. К., 1982. С. 218—219.
- Килимник С. Украiнский рiк у народних звичаях в iсторичному освiтленнi. К., 1994. С. 77.
- Ошуркевич О. Ф. Пiснi з Волинi. К., 1970. С. 31—32.
- , с. 40.
- Барсов Е. В. «Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киевской дружинной Руси. Т. 1. М., 1887. С. 367.
- Зуева Т. В. от 19 июня 2018 на Wayback Machine // Русская речь, 3/2000 — С. 95
- от 3 декабря 2013 на Wayback Machine . Telegraf.by , 11.7.2011.
Литература
- Афанасьев А. Н. // Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева , вступит. статья . — М. : Современник , 1982. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»). — 75,000 экз.
- Боги / Топоров В. Н. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 204–215. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Русские легенды и предания. — М. : Эксмо, 2008. — С. 53. — 208 с. — ISBN 978-5-699-06209-6 .
- Дажбог // Гоголь — Дебит. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 7).
- Дажбог // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . — М. : Советская энциклопедия , 1963. — Т. 4 : Гаага — Двин. — Стб. 945.
- / В. В. Иванов , В. Н. Топоров // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 169–170. — ISBN 5-85270-032-0 .
- Дажьбог / В. В. Иванов , В. Н. Топоров // Славянская мифология : энциклопедический словарь / редколлегия: С. М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина , О. В. Белова , Л. Н. Виноградова , В. Я. Петрухин ; Ин-т славяноведения РАН . — 2-е изд. — М. : Междунар. отношения, 2002. — С. 124—125. — ISBN 5-7133-1069-8 .
- // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. I : А—Д. — С. 482.
- Кирпичников А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. X. — С. 35.
- Соколова Л. В. // Энциклопедия «Слова о полку Игореве» : В 5 т. — СПб. : Дмитрий Буланин , 1995. — Т. 2. Г—И. — С. 79—82.
- Топоров В. Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор / Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. — М. : Наука, 1989. — С. 23—60 . — ISBN 5-02-011351-4 .
- Jagič V. (нем.) // Archiv für slavische Philologie : журнал. — Berlin: , 1881. — Bd. 5 . — S. 1—14 .
Источники
- // БЛДР . — СПб. : Наука, 1997. — Т. 1. — С. 62—315. — 543 с. — 3000 экз. — ISBN 5-02-028308-8 .
Ссылки
- Рыбаков Б. А. // Язычество древних славян
- 2020-03-07
- 2