Interested Article - Рогнеда (опера)

«Рогне́да» — опера в 5 действиях, написанная в 1863—1865 годах русским композитором Александром Серовым , либретто Александра Серова и Дмитрия Аверкиева . Аверкиев написал также тексты и к предыдущей опере композитора, Юдифь . Премьера Рогнеды состоялась в Санкт-Петербурге , в Мариинском театре , 27 октября (8 ноября) 1865 года при участии Константина Лядова .

История создания

По замыслу композитора сценарий основан на романе Аскольдова могила (1833) Михаила Загоскина и думе (ок. 1825) Кондратия Рылеева . Опера является своего рода продолжением весьма успешного зингшпиля Алексея Верстовского Аскольдова могила (1835), увидевшего свет как раз за год до дебюта знаменитой оперы Глинки Жизнь за царя . Не менее патриотическая, чем эти два произведения, Рогнеда в своем сюжете сочетает эпизоды жизни главной героини и христианизации Руси , осуществленной в конце X века великим князем Владимиром Святославичем .

М. И. Сариотти — Красное солнышко, Мариинский театр, 1865 год

Вдохновленный успехом своей предыдущей оперы ( Юдифь ), композитор работал увлеченно, и к концу 1863 года представил на суд музыкальной общественности несколько крупных фрагментов, которые прозвучали в концертном исполнении весной 1864 года. Летом 1865 года Серов завершил работу над партитурой. По масштабности действия и силе музыкального восприятия Рогнеда требовала сценического воплощения не менее грандиозного, чем оперы Джакомо Мейербера .

Сценическое воплощение

Премьера спектакля состоялась 27 октября 1865 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга (дирижировал Константин Лядов ). Афиши Большого театра в Москве известили о спектакле только в следующем, 1866 году.

В петербургской премьере партию Владимира Красное Солнышко исполнял Михаил Сариотти . Исполнительница главной партии ( сопрано ), которая заменяла в премьерном спектакле уехавшую в Москву блистательную Валентину Бианки , не устраивала композитора. Поэтому в 1866 году Серов пригласил знаменитую певицу- контральто Дарью Леонову . В последующих постановках оперы партию Рогнеды традиционно исполняли меццо-сопрано.

Премьера имела огромный успех, и в течение многих лет, даже после заката Российской империи , опера оставалась чрезвычайно популярной и востребованной на отечественной и зарубежной сцене.

Действующие лица

Дарья Леонова
  • Скульда, варяжская колдунья (меццо-сопрано)
  • Мальфрода, одна из рабынь Рогнеды (сопрано)
  • Мамушка Изяслава (сопрано)
  • Сенная девушка
  • Ловчий (баритон)
  • Богатыри, дружинники, градские старцы, стольники, чашники, ловчие, сокольничьи, псари, охотники конные и пешие, жрецы Перуна и жертвозаклатели, странники-богомольцы, женщины на пиру, рабыни Рогнеды, скоморохи, плясуны и плясуньи, воины, народ.

Содержание оперы

Место действия: Киев и его окрестности.
Время действия: конец X века .

Примечание: акты 1 и 5 могут включать более одного комплекта сценических декораций.

Первое действие

Первая картина. В мрачную пещеру на берегу Днепра к колдунье Скульде пришёл верховный жрец Перуна. Он встревожен. Всё шире распространяется в народе христианство , а киевский стольный князь Владимир Красное Солнышко не заботится о том, чтобы охранить старую языческую веру. Надо убить князя. Орудием осуществления своего замысла жрец избрал Рогнеду, одну из жён Владимира. Скульда должна склонить княгиню к убийству. Входит закутанная в плащ Рогнеда. Она жаждет отомстить Владимиру. Он, покорив Полоцкую землю, убил отца Рогнеды, князя Рогволода, забыл жену ради воинских утех и развлечений. Колдунья бросает в жертвенник травы. Вспыхивает яркое пламя. Его отблески освещают нож в руках Скульды. Этим ножом Рогнеда свершит свою месть.

Вторая картина. На берегу Днепра, перед холмом, на котором высится идол Перуна, собралась большая толпа. Жрецы готовятся к встрече возвращающегося из похода князя. В честь его победы над врагом они решили принести Перуну в жертву двух отроков. Над одним из них уже занесен нож, когда из толпы вырывается юноша-христианин Руальд и останавливает руку жреца. Возмущённые дерзким поступком христианина, жрецы набрасываются на юношу и готовы растерзать его. Неожиданно издали слышны звуки труб. На реке появляются корабли. Это плывет князь с дружиной. Воспользовавшись тем, что все устремились к реке, верховный жрец отпускает Руальда на волю — смелый юноша ещё будет ему полезен. Руальд ненавидит князя Владимира, похитившего его невесту Олаву, и мечтает отомстить своему обидчику. С кораблей сходят на берег князь Владимир Красное Солнышко и его дружина. Ликующий народ приветствует победителей.

Второе действие

Владимир и Рогнеда . Антон Лосенко , 1770.

В светлой гриднице, за широким столом пирует Владимир с дружиной и богатырями. Девушки и скоморохи потешают князя песнями, плясками, шут-Дурак рассказывает занятную сказку. Веселье прерывает ловчий. Он сообщает князю новость: Руальд с друзьями напал на княжий терем и пытался похитить Олаву. Стража отбила нападение, но Руальду удалось бежать. Князь велит изловить и казнить Руальда. За отважного юношу вступается Добрыня Никитич: Руальд не виноват, он защищал свою невесту. Богатырь просит простить смельчака и отпустить Олаву к жениху. Разгневанный Владимир и слушать не хочет справедливых слов Добрыни. Разгорячившись, он грозит прогнать богатыря прочь. Веселой шуткой Дурак смягчает гнев князя, и Владимир, сменив гнев на милость, приказывает песельникам петь, а плясунам — плясать.

Третье действие

В дремучем лесу, близ Киева, Руальд встречается со странниками, возвращающимися с богомолья. Поведав старику-страннику свое горе, юноша говорит о желании отомстить обидчику Владимиру. Старец призывает Руальда не злом, а добром отплатить князю. Вскоре юноше предоставляется случай осуществить завет своего наставника. Во время княжьей охоты на Владимира напал медведь. Руальд бесстрашно бросается на помощь князю, спасает его от смерти и сам погибает в неравной борьбе. Князь потрясён самоотверженностью и благородством своего врага. В глубоком раздумье внимает он проникновенным словам старика-странника. Старец предсказывает Владимиру, что нынешней ночью он чудом спасётся от гибели, и призывает его просветить народ новой верой. Вечереет, для возвращения в Киев — поздняя пора. Владимир отправляется ночевать в расположенный наподалёку терем Рогнеды.

Четвёртое действие

Печальна и задумчива Рогнеда. Ни весёлые песни девушек, ни ласки сына Изяслава не могут разогнать её мрачных мыслей о загубленной молодости, о безотрадной жизни с мужем. Княгиня оживляется лишь тогда, когда узнаёт о прибытии князя в её терем. Наконец-то она свершит задуманное. Владимир, отослав свиту, удаляется в опочивальню. Бесшумно подкрадывается к его ложу Рогнеда, в руке у неё острый нож. Неожиданно Владимир просыпается, разбуженный вещим видением. Перед ним, предупреждая об опасности, возникли во сне Руальд и старик-странник. Князь обезоруживает Рогнеду. Завтра она будет казнена.

Пятое действие

Первая картина. На Днепре бушует непогода. Бурной ночью пришёл к Скульде верховный жрец. Он в смятении — что ожидает языческих жрецов? Скульда колдует. Стены пещеры раздвигаются. Окутанный туманной дымкой, предстает берег Днепра, заполненный народом. По знаку князя Владимира толпа низвергает идола Перуна в реку, и он тонет.

Вторая картина . Изяслав решил вымолить у отца прощение для матери или умереть вместе с ней. Своим телом мальчик защищает мать от пришедшего её убить Владимира. Князь отдаёт Рогнеду на суд народный.

Третья картина . Княжий двор заполнен народом. Киевляне требуют смерти Рогнеды, покусившейся на жизнь стольного князя. Изяслав бросается к ногам Владимира и просит его помиловать мать. Растроганный мольбами ребёнка, Владимир прощает жену. Народ славит великодушие князя.

Ключевые фрагменты

Внешние изображения
Варяжская баллада
Е. Антонова . Оркестр ГАБТ, дир. В. Небольсин , 1939 год
  • «Варяжская баллада» (4 действие) — послужила основой для «Песни Варяжского гостя» («О скалы грозныя…») из оперы Садко .

Реакция критики

Несмотря на огромный успех у публики и официальное признание оперы императором Александром II (после премьеры царь назначил Серову 1000 рублей годового жалованья), она неоднократно подвергалась критике со стороны влиятельных представителей музыкальной и литературной общественности.

  • В 1866 году В. В. Стасов опубликовал «Письмо к псевдониму: ***», в котором выразил своё резко негативное отношение:
    «… публика влюблена теперь в Рогнеду , как бывала влюблена то в Фенеллу , то в Деву Дуная , то в Монте-Кристо , то в верченье столов, то в стуколку, то во многое тому подобное. Но публика как женщина: чем недостойнее предмет её обожания, тем крепче к нему привязывается, а если он уже совершенно ничтожен или пошл, тогда возгорается у ней такая страсть, которая надолго вытесняет всё остальное. К чему тогда разборы, доводы, доказательства? Разве их послушают? Всё тогда летит мимо ушей, без следа, без действия. Да и к чему мешать другим быть довольными, счастливыми на свой лад? Пусть навёртываются благодарные слезы, пусть тысячи сердец умиляются и получают добрые нравы (сказал же один фельетонист нынче, что прямое призвание театра облагороживать, просветлять, действовать на нравы и что Рогнеда выполняет такие задачи в превосходстве). Пускай! Я не дотронусь до всего этого». .
  • В 1867 году писатель Н. Н. Лесков в очерке «Русский драматический театр в Петербурге» указывал, что помпезность постановки Рогнеды , в которой задействованы даже лошади, оправдана масштабностью сюжета. .
  • Композитор Мусоргский укорял Серова в том, что «у Владимира на пиру» композитор «пустил современную кабацкую песню» . .

Сатирические пародии

А. И. Лебедев . Жертвоприношение Перуну . Карикатура к пародии на оперу Рогнеда, 1865 год.
  • 1865 год — литературная пародия «Рогнеда. Музыкально-драматическая правда в пяти действиях» в сатирическом журнале « Искра », иллюстрации карикатуриста А. И. Лебедева .
  • 1867 год — опера-фарс А. Бородина и В. Крылова «Богатыри».

Публикации

  • «Фортепианный клавир с вокальной партитурой», Стелловский , Санкт-Петербург, 1866 г.

Запись

Примечания

  1. Дата обращения: 27 сентября 2016. 26 июля 2017 года.
  2. . Дата обращения: 27 сентября 2016. 12 октября 2016 года.
  3. Н. Римский-Корсаков, Полн. собр. соч., т. 5, стр. 297
  4. . Дата обращения: 27 сентября 2016. 9 декабря 2016 года.
  5. Дата обращения: 25 сентября 2016. 27 сентября 2016 года.

Литература

  • Бернандт Г. Б. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736—1959 , Москва, Советский композитор, 1962, с. 246—247
  • Александр Серов . Рогнеда : опера в пяти действиях. Переложение для голоса и фортепиано, Москва, издательство П. И. Юргенсона , 22 июля 1881 года
  • Тарускин, Ричард . Опера и драма в России. Обучение и практика в 1860-е годы . Новое изд. Рочестер: Университет Рочестер Пресс, 1993

Ссылки

  • — содержание
  • , публикация 11 января 2006 года
  • , публикация 11 января 2006 года
Источник —

Same as Рогнеда (опера)