Interested Article - Варяжские рунические камни

Рунический камень Sö 338

Варяжские рунические камни рунические камни (мемориальные стеллы и надписи на скалах), посвящённые восточным походам викингов ( др.-сканд. Austrvegr ) в область Гардарики ( др.-сканд. Garðaríki ) . Частный случай . Обычай установки памятных камней получил особое распространение в Средней Швеции ( Уппланд и Сёдерманланд ) .

Особенности

Варяжские рунические камни (Юг Швеции)
Точка
Осло
Точка
Копенгаген
Точка
Стокгольм
Кликабельная карта расположения камней в южной Скандинавии (указаны современные границы государств)
Основные маршруты восточных походов викингов

Надписи на камнях на древнескандинавском языке были сделаны рунами типа футарк . Большинство рунических камней были воздвигнуты во время христианизации XI века, но отдельные камни — намного старше, в частности, рунический камень известный как Kälvesten Ög 8 был изготовлен в IX веке, в период экспансии скандинавов на восток. В этот период скандинавам удалось взять под контроль обширную территорию, получившую известность как Русь и обложить данью местные племена славян и финнов. Эта территория стала для скандинавов богатым источником пушнины , янтаря , моржового клыка, рабов и других ценных товаров собиравшихся с местного населения и вывозившихся на Восток, что делало ее важным компонентом экономики восточной Скандинавии того времени . Основная масса памятников, установленных в честь скандинавов, погибших или побывавших «в Гардах» или «на востоке» (41 и 24 в память об участниках похода Ингвара), относится к XI веку. Из этого числа первой половиной — серединой XI века датируется 21 рунический камень (и 24 Ингваровых камня) и 9 — IX—XI веками в целом. К середине — второй половине XI века принадлежат 11 стел. Это хронологическое распределение свидетельствует о более массовом характере поездок жителей Свеаланда в эпоху Ярослава Мудрого . Этим же временем датируются камни, установленные в память о «вождях войска», павших на Руси, упоминаются сражения «конунгов» на востоке .

В Скандинавии имеется множество рунических камней, посвящённых и другим походам на восток: в и . Известны также надписи, оставленные варяжской стражей в Византии .

Другие рунические камни, связанные с варяжскими экспедициями, включают так называемые камни Серкланда , известные так же как , 24 рунических камнях из Средней Швеции, посвящённые походам на Ближний Восток по Волге и Каспию шведского хёвдинга Ингвара Путешественника (известного также из « Саги об Ингваре Путешественнике ») .

Из восьми известных рунических памятников, упоминающих Восточную Европу, шесть относятся к XI веку .

Заказчиками рунических памятников выступали в первую очередь родственники погибшего, реже «сотоварищи» и дружинники .

Содержание надписей

Рунические надписи и отмечают такие элементы, связанные с пребыванием в Гардарики, как высокий социальный статус в войске, приобретённое богатство, особые почести, оказываемые при дворе князя . 120 рунических памятников сообщают о скандинавах, погибших во время поездок на восток: в Прибалтику, на Русь и в Византию. Неоднократно отмечается военная и торговая деятельность павших на востоке, особенно подчеркивается прибыльность этих походов. Сообщается о богатствах, привезённых из Руси: ценных товарах, золоте и серебре, дорогих одеждах и др. Подавляющее большинство тех, в память о ком установлены камни первой половины XI века, во время поездок на восток «умерли», «были убиты» или «пали», что говорит о бурной военной деятельности скандинавов на Руси в этот период .

Рунические надписи свидетельствуют о формировании скандинавской географической номенклатуры Руси. Знакомство скандинавов со славянскими и финскими географическими названиями началось в период древнейших контактов. Надписи конца X — начала XI века дают сложившуюся систему наименований для различных географических объектов Руси: государства (собственное скандинавское наименование — Гардарики), рек (транскрипция местных наименований) и городов (два типа названий: транскрипция местных, что, предположительно, было более поздним явлением, собственные наименования для городов, лежавших на пути «из варяг в греки»; последние оформлены по единой модели с корнем garð в качестве топографического термина) .

Смысл многих надписей можно резюмировать с помощью стихотворения в стиле Форнюрдислаг , написанного на камне Sö 338 ( на илл. ) :

Brøðr vaʀu
þæiʀ bæstra manna,
a landi
ok i liði uti,
heldu sina huskarla ve[l].
Hann fioll i orrustu
austr i Garðum,
liðs forungi,
landmanna bæstr.
... братья были
из лучших людей
на земле
и в воинском походе,
держали своих дружинников хорошо.
Он [один из братьев] пал в битве
на востоке в Гардах [на Руси],
вождь войска,
лучший из соотечественников .

Значение

Руническая эпиграфика содержит данные по исторической ономастике, сведения о трансконтинентальных контактах и известия, раскрывающие как макро-, так и микроисторию . Варяжские рунические камни являются важным источником по истории русско-скандинавских отношений .

Примеры

U 209

Рунический камень U 209

Руническая надпись в стиле , высеченная на скале в Веде . Датируется серединой XI века. Сделана по заказу некого Торстейна ( Þorsteinn ), обогатившегося в Киевской Руси, в память о своём сыне. Американский историк О. И. Прицак отождествлял Торстейна с командиром отряда, запись о котором приведена на руническом камне Sö 338 . Он предполагал, что Торстейн был командиром дружины Ярослава Мудрого и что его сын Эринмунд, возможно, умер на Руси, когда служил под началом своего отца.

Купленное Торстейном поместье, вероятно, было хутором Веда, где находится надпись . Надпись свидетельствует о приобретении земли на деньги, привезённые с востока. Такие сделки привели к возникновению особой формы собственности на землю ( норв. Odelsrett ), до сих пор сохранившейся в Скандинавии .

Латинская транслитерация
«þurtsain × kiarþi | | if × tiʀ irinmunt × sun sin auk | | kaubti þinsa bu × auk × aflaþi × austr i karþum».
Древнескандинавская транскрипция
«Þorstæinn gærði æftiʀ Ærinmund, sun sinn, ok køypti ennsa by ok aflaði austr i Garðum».
Перевод

Торстейн сделал (камень) в память об Эринмунде, своем сыне, и купил это имение и заработал (богатство) на востоке в Гардаре (Русь).

U 636

Рунический камень U 636

Камень найден в Лоддерсте (Låddersta) и выполнен . Был воздвигнут неким Эльве в память о сыне по имени Арнфаст, который путешествовал по Киевской Руси. Арнфаст также упоминается на камне U 635.

Существует два варианта прочтения « i karka ». Первое — Гардарики (Гардар) , второе исходит из предположения, что Garðr означает Киев .

Латинская транслитерация
«alui * lit * risa * stn * þtin * at * arfast * sun sin * hn * fur * ausʀ * i karþa».
Древнескандинавская транскрипция
«Alvi let ræisa stæin enna в Арнфасте, sun sinn. Hann для austr i Garða».
Перевод

Эльве воздвиг этот камень в память об Арнфасте, его сыне. Он отправился на восток в Гардар.

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Скандинавское название Руси . С древнескандинавского Garðaríki — «крепости» или «укреплённые торговые поселения ». Такие поселения были построены вдоль основных торговых путей по рекам от Балтийского моря до Каспийского и Чёрного. Одним из первых таких поселений стала основанная скандинавами Ладога ( др.-сканд. Aldeigjuborg ) .
  2. др.-рус. рѹсь восходит к прибалтийско-фин. ruotsi «шведский, швед»; ruotsi представляет собой производное либо от др.-сканд. rōþr «гребец» и «поход на гребных судах» , либо от названия местности в Скандинавии Руслаген ( Roden или Roslagen ) . Славяне называли скандинавов варягами от самоназвания скандинавских дружин ( др.-сканд. váringr, væringr — «давшие клятву верности») .
  3. В обмен на пушнину, рабов и другие товары собранные в виде дани со славян и финнов, скандинавы привозили из Багдада серебряные монеты — дирхемы . Многочисленные клады этих монет были найдены археологами в Южной Швеции в XIX—XX веках .
  4. В Скандинавии был известен как Jarizleifr Valdamarrsson или Jarisleif I .

Сноски

  1. Древняя Русь в свете зарубежных источников : Учеб. пособие для студентов вузов / М. Б. Бибиков , Г. В. Глазырина , Т. Н. Джаксон и др. Под ред. Е. А. Мельниковой . — М. : Логос, 1999. — 608 с. — 5000 экз. ISBN 5-88439-088-2 . С. 464—465.
  2. , p. 146.
  3. Мельникова Е. А. , Петрухин В. Я. , Пушкина Т. А. Древнерусские влияния в культуре Скандинавии раннего средневековья (К постановке проблемы) // История СССР. 1984. № 3. С. 50—65.
  4. Мельникова Е. А. Балтийская политика Ярослава Мудрого // Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008. C. 78—133.
  5. / Е. А. Мельникова // Большой Кавказ — Великий канал [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 621—622. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  6. , p. 143—149.
  7. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  8. , p. 31.
  9. Snorri Sturluson . от 9 декабря 2021 на Wayback Machine . Norrœna Society, 1907.
  10. , p. 267.
  11. Мельникова Е. А. К предыстории Готского двора в Новгороде // История : Дар и долг. Юбилейный сб. в честь А. В. Назаренко . М. ; СПб., 2010. С. 184—198.
  12. Мельникова Е. А. Ранние формы торговых объединений в средневековой Северной Европе // Скандинавский сборник. Таллин. 1982. Вып. XXVII. С. 19—29.
  13. Мельникова Е. А. , Петрухин В. Я. Скандинавы на Руси и в Византии в X—XI веках : к истории названия «варяг» // Славяноведение . 1994. № 2. С. 56—68.
  14. Коллектив авторов. . — Litres, 2017-09-05. — 552 с. — ISBN 978-5-04-073718-5 .
  15. Петрухин В. Я. Древняя Русь и Скандинавия в трудах Е. А. Мельниковой // Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия : Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. С. 8.
  16. , p. 367.
  17. , p. 35.
  18. Entry U 209 in Rundata 2.0 for Windows.
  19. Rundata entry for U 636
  20. , p. 371.
  21. Entry U 636 in Rundata 2.0 for Windows.

Литература

Источник —

Same as Варяжские рунические камни