Моллер, Фёдор Антонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Фёдор Анто́нович Мо́ллер ( О́тто Фри́дрих Теодо́р [фон] Мо́ллер ) ( нем. Otto Friedrich Theodor Möller ; 30 мая [ 11 июня ] 1812 , Кронштадт — 21 июля [ 2 августа ] 1874 , Санкт-Петербург ) — русский живописец и рисовальщик немецкого происхождения , один из наиболее последовательных художников романтического академизма , автор исторических и жанровых картин , портретист ; ученик Карла Брюллова , друг Николая Гоголя . Академик (с 1840; ассоциированный член — «назначенный» с 1837) и профессор (с 1857) Императорской Академии художеств .
Родившись в семье контр-адмирала (позднее адмирала и морского министра ) А. В. фон Моллера , Фёдор и сам готовился к военно-морской карьере. Воспитанник Морского кадетского корпуса уже в 1826 году был произведён в офицеры. Однако пробудившийся интерес к живописи и несомненный талант молодого морского офицера «заставляют» его посещать Императорскую Академию художеств , где он в скором времени становится одним из любимых учеников Карла Брюллова .
Впервые выступил перед публикой на академической выставке 1832 году с картиною «Битва при Остроленке». После этого им были выставлены «Альцеста, освобождающая Геркулеса из царства теней» и несколько жанров . В 1835 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за успехи в рисунке.
По приезде в Петербург Карла Брюллова Моллер стал пользоваться его руководством и, дабы нераздельно предаться живописи, вышел в отставку из военной службы.
В 1837 году за картину, изображавшую семейство его отца, Моллер был награждён от Императорской Академии художеств большой золотой медалью и признан « назначенным в академики ».
В 1838 году после окончания Академии Моллер едет по собственной инициативе в Италию для совершенствования художественного мастерства. Уже в 1840 году за присланную в Петербург картину «Поцелуй» художник получает звание академика, а также приобретает известность. В Италии ведёт исключительно насыщенную творчеством жизнь. Среди его близких знакомых — Фёдор Бруни , Александр Иванов и Николай Гоголь , с которым художник был особенно дружен и несколько портретов которого он написал. Помимо портретов Фёдор Моллер в соответствии с академическими канонами писал полотна на библейские и исторические сюжеты.
Возвратившись в 1847 году ненадолго в Россию, он снова отправился в Рим, где увлёкся идеями тамошних немецких художников- назарейцев и стилем Овербека и написал в его духе колоссальную картину «Проповедь апостола Иоанна на острове Патмосе », за которую в 1856 году получил звание профессора исторической живописи.
В Петербурге он занимается преподаванием, руководит деятельностью пенсионеров Общества поощрения художников и выполняет ответственные заказы для Большого Кремлёвского дворца в Москве (серия картин, посвященная Александру Невскому), Исаакиевского собора в Петербурге («Несение креста»). Скоротечное воспаление лёгких прервало работу над его последней картиной — «Распятие Христа».
|
Информация в этой статье или некоторых её разделах
устарела
.
|
Деятельность Моллера распадается на два периода. В первом он является последователем Карла Брюллова, хорошим рисовальщиком, эффектным колористом, вообще художником, не лишённым вкуса и непритворного чувства. К этому периоду, кроме вышеупомянутого семейного портрета Моллера-отца и «Поцелуя», относятся его картины «Русалка», «Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом», и некоторые другие.
Во втором периоде творчеством Моллера управляло не столько вдохновение, сколько следование принципам Овербека и его школы; он впал в холод и рефлективность композиций, в вялость и условность красок, в сухость и жёсткость исполнения. К этому периоду относятся полотна «Проповедь апостола Иоанна», и написанные им после этой картины «Татьяна, отправляющая письмо к Онегину», «Моисей, спускаемый в корзине на воду своею матерью» (1861), «Видение Александра Невского перед сражением на Неве» (исполнена для храма Христа Спасителя , 1862), «Посольство Папы к Александру Невскому» (тоже), «Битва Александра Невского со шведами» (в Александровском зале Кремлёвского дворца в Москве, 1864—1865), «Юдифь» (1870), «Распятие» (в лютеранской церкви в села , в Лифляндской губернии , 1871) и другие.