Interested Article - Сверчков, Владимир Дмитриевич

Влади́мир Дми́триевич Сверчко́в ( нем. Wladimir von Swertschkoff , 4 сентября 1821 , Ловийса , Великое княжество Финляндское 14 июля 1888 , Флоренция , Италия ) — русский живописец, работал в жанре батальной, исторической, портретной живописи. Наибольшую известность получил как мастер витражного дела.

Владимир Сверчков . Королева Катарина Монсдоттер и её дети: Сигрид и Густав , Кафедральный собор Турку

Биография

Родился в 1821 году в городе Ловийса на юге Великого княжества Финляндского . Относительно даты его рождения у российских исследователей нет единого мнения, финляндские историки придерживаются 1821 года, на надгробной плите стоит 1822 год, русский биографические словари называют 1820 год.

Его отец — генерал-лейтенант Дмитрий Федорович Сверчков — некоторое время был русским комендантом города Åбо . Мать — Катарина Ениш.

По желанию отца молодой человек стал военным, одновременно получил первоначальное художественное образование: сперва занимался у живописца Т. И. Леглера (1806—1873) в Åбо (Турку), а позже, будучи офицером — у преподавателя Рисовального зала при университете Хельсинки (швед.) .

В 1843 году Владимир Сверчков в чине подпоручика вышел в отставку «по страсти к искусству» и в этом же году поступил вольноприходящим учеником в Петербургскую Академию Художеств . Из-за болезни, «происходящей от петербургского климата», по совету врачей поехал в Рим , где продолжал занятия живописью под руководством академика Ф. А. Моллера в течение 1844—1846 гг. В этот период работал в жанре батальной живописи. Во время военной кампании 1854 года на Балтийском море (финские моряки сражались тогда с англо-французской эскадрой) он делал зарисовки непосредственно на месте событий. В апреле 1855 года его рисунки были изданы в Петербурге отдельным альбомом литографий «Эскизы из войны в Финляндии 1854 года».

Тогда же, в 1850-е годы он обратился к изображению интерьеров и за картины «Внутренние комнаты венецианских дожей», и «Сцена из средних веков» в 1855 году получил золотую медаль первой степени по перспективной живописи, а также звание художника с правом заграничного пенсионерства. Стипендия на 6 лет позволила Сверчкову продолжить свою учёбу в 1856 1862 годах сначала в Мюнхене у художника-баталиста Петера фон Гесса , а затем с ноября 1858 года в Париже в ателье Тома Кутюр . К тому же 23 июля 1850 года в Роченсальме ( Котка ) В. Д. Сверчков женился на дочери богатого мюнхенского портного Жозефине Крафт.

Владимир Сверчков . Королева Катарина Монсдоттер и её дети: Сигрид и Густав , Кафедральный собор Турку

В 1867 году Сверчков организовал под Мюнхеном мастерские по изготовлению художественного декора для интерьеров, в том числе витражную мастерскую , которая известна больше всех благодаря сохранившимся в Петербурге работам. Художник не всегда сам создавал эскизы будущих витражей, активно привлекая немецких мастеров. Витражи его мастерской экспонировались на российских и всемирных выставках: международной 1871 года в Лондоне , Политехнической 1872 года в Москве , Всемирной 1873 года в Вене , и получали высокие награды.

Работы мастерской Сверчкова были в Аничковом дворце , в Императорской Академии художеств , в особняке фабриканта Ф. К. Сан-Галли на Лиговском прспекте , в училище барона Штиглица .

В 1873 году Сверчков уехал во Флоренцию , где постепенно отошел от изготовления витражей. Его внимание было сосредоточено на мастерских по изготовлению внутреннего декора для интерьеров, скульптуры, монументальных живописных картин. Этот период в жизни мастера ещё мало изучен. Во Флоренции художник жил в собственном доме на Viale Giovanne Milton, 49. Дом сохранился, в настоящий момент называется Palazzo dei Pittori, его занимают мастерские художников и скульпторов . В конце жизни Сверчков вновь обратился к станковой живописи, специализируясь на создании натюрмортов. Натюрморты Сверчкова находятся в Государственном Русском музее , Третьяковской галерее , Саратовском музее им. А. Н. Радищева , картинной галерее Армении .

Скончался в 1888 году во Флоренции , где и был похоронен. Своё собрание редких предметов искусства он завещал школе барона А. Л. Штиглица , некоторые произведения были отправлены в Саратов к А. П. Боголюбову — другу художника. Витражи Сверчкова сохранились в некоторых зданиях Санкт-Петербурга, Кафедральном соборе г. Турку и др.

Работы Владимир Дмитриевича Сверчкова часто приписывают его однофамильцу Николаю Егоровичу Сверчкову , живописцу, жившему в то же время, имя которого и в XIX столетии и сегодня было больше известно в России, чем имя Владимира Дмитриевича, прожившего большую часть своей жизни за границей.

Награды и признание

Жена художника — Жозефина Сверчкова на портрете Ф. Каульбаха
  • 1849 год — получил большую серебряную медаль за картину «Прощание при отправлении парохода»
  • 1850 год — получил малую золотую медаль за полотно «Внутренний караул в Зимнем дворце» от лейб-гвардейского Преображенского полка.
  • 1855 год — за картины «Внутренние комнаты венецианских дожей» и «Сцена из Средних веков» получил большую золотую медаль .
  • 1871 год — витражи Сверчкова экспонировались на международной выставке в Лондоне.
  • 1872 год — витражи Сверчкова находились на Политехнической выставке в Москве.
  • 1873 год — витражи Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке в Вене.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Kuvataiteilijamatrikkeli (фин.)
  3. Княжицкая Т. В. // Культура и искусство. — 2019. — № 10 . — С. 51—71 . — doi : . 13 ноября 2019 года.
  4. Волобаева Т. В. / Составитель И. Г. Локотникова. — Аничков дворец - памятник российской истории. Материалы конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, 1997. — С. 16—20. — 72 с. 14 апреля 2017 года.
  5. , с. 17.
  6. .
  7. Княжицкая Т.В. . Livejournal (23 ноября 2018).
  8. , с. 44.
  9. В 1880—1881 годах Д. В. Сверчков подарил 5 витражей для капелл собора, из них 2 погибли в годы 2-й мировой войны — Княжицкая, 2012, с. 44.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Волобаева Т. В. // Петербургские чтения. Петербург и Россия. 13—15 апреля 1994 г. : Сборник конференции. — СПб. : АО «Литос», 1994. — С. 20—22 .
  • Гусева Е. Н. Витражи В. Д. Сверчкова 1873 года в конференц-зале Академии художеств // 240 лет Академии художеств. Научная конференция 11-12 марта 1998 г.. — СПб. , 1998.
  • Гусева Е. Н. Неизданные материалы к биографии художника. / Петербургские чтения 98—99. — СПб. , 1999. — С. 538—541.
  • Гусева Е. Н. В. Д. Сверчков и его мастерская живописи на стекле в Шлейсгейме / Государственный Эрмитаж. Забытые имена и памятники русской культуры. Тезисы докладов конференции к 60-летию ОИРК. — СПб. , 2001. — С. 89—93.
  • Гусева Е. Н., Гончарова Н. М., Лебедев В. Н., Хвалов С. А. Витражи В. Д. Сверчкова в конференц-зале Академии художеств. Находки и открытия. / 240 лет Музею Академии Художеств. Научная конференция 11—12 мая 1999. Краткое содержание докладов. — СПб. , 1999. — С. 32—36.
  • Княжицкая Т. В. / Сборник трудов Государственного музея истории С.-Петербурга. — СПб.: ГМИ СПб, 2007. — Вып. 16. — С. 47-53. — ISBN 978-5-902671-60-2.
  • Княжицкая Т. В. / Сборник трудов Государственного музея истории С.-Петербурга. — СПб. , 2010. С. 12-21.
  • Княжицкая Т. В., Иванов Е. И. // Наше наследие. — 2009. — № 89 .
  • Княжицкая Т. В. // Московский журнал. — 2012. — № 5 . — С. 32—44 . — ISSN .
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 176. — 459 с.

Ссылки

Источник —

Same as Сверчков, Владимир Дмитриевич