Interested Article - Орловский, Борис Иванович
- 2020-01-25
- 1
Бори́с Ива́нович Орло́вский (фамилия при рождении — Смирнов ; 1791 , село Столбецкое, Малоархангельский уезд , Орловское наместничество — 16 (28) декабря 1837 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — русский скульптор эпохи ампира , ученик и последователь Бертеля Торвальдсена . Академик и профессор Императорской Академии художеств .
Биография
Борис Смирнов родился крепостным помещицы Мацневой, которая в 1798 году продала семью Смирновых тульскому помещику Н. В. Шатилову (отец И. Н. Шатилова ), проживавшему в своём имении в селе Моховое Новосильского уезда. В 1822 году при личном участии императора Александра I Шатилов отпустил Бориса на волю. В вышедшей в 1947 году в издательстве «Искусство» первой научной биографии Б. И. Орловского, автор А. Г. Ромм датой рождения скульптора указал 1793 год. В других изданиях назван 1792 год, а в БСЭ (издание 1974 г.) — 1796 год (поскольку в метрической записи о смерти — ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 286-5. Л. 125. — было указан его возраст: 41 год. Вероятно у авторов книг и статей о Борисе Орловском не было ссылок на первоисточник. В «Ревизских сказках» по Малоархангельскому уезду Орловской губернии «села Большого Столбецкого, помещицы вдовы, майорши Натальи, Михайловой дочери, Мацневой, о состоящих мужеска пола дворовых людях и крестьянах» за 1811 год (6 ревизия) записаны «лета» (годы) по последней 5-й ревизии (за 1795 год), в которой записан дворовый человек Иван Борисович Смирнов (31 год) и его сын Борис (4 года). Указана также дата продажи семьи Смирновых помещику Шатилову — 1798 год. Благодаря сохранившемуся первоисточнику можно с уверенностью утверждать, что родился он в 1791 году . И своё прозвище, впоследствии ставшее его новой фамилией, будущий скульптор получил так как был привезён из Орловской губернии.
Юные годы Орловский провёл, в качестве работника, в мастерской С. Кампиони , а затем у П. Трискорни , в Санкт-Петербурге, отлично усвоив себе приёмы рубки мрамора и усердно упражняясь, в часы свободные от хозяйских работ, в рисовании и лепке из глины. В 1822 году вылепленный им бюст императора Александра I был, при посредстве скульптора И. П. Мартоса и президента академии художеств А. Оленина , преподнесён императрице, и Орловский был принят в ученики Академии художеств . Вскоре после того последовал приказ отправить его в Рим , в ученики к Б. Торвальдсену.
С 1823 года Орловский в течение шести лет трудился под руководством знаменитого датского ваятеля и исполнил в это время, кроме других, менее важных работ, колоссальный бюст императора Александра I по модели Торвальдсена, группу «Фавн и Вакханка», статуи Фавна со свирелью в руках и Париса.
Вернувшись в Санкт-Петербург в 1829 году, Орловский через два года, в знак признания своих римских работ, был назван академиком и назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 году утверждён в этом звании. Состоял членом совета Академии художеств. Под его началом познавали азы мастерства П. К. Клодт и Н. А. Ромазанов .
Награждён орденом Св. Анны 3-й степени .
В 1837 году, 19 февраля , женился на дочери московского купца Евфимии Семёновне Самуйловой . Осенью того же года заболел пневмонией и 16 ( 28 ) декабря 1837 года скончался. Был похоронен на Смоленском православном кладбище . В конце 1930-х захоронение было перенесено на Тихвинское кладбище . Портрета великого ваятеля не сохранилось. Есть только рисунок живописца М. Т. Маркова, который изобразил Орловского в мастерской Б. Торвальдсена.
Пушкин , посетив однажды Орловского в мастерской, посвятил ему стихи (1836):
Художнику
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
- Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,
- Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.
- Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль...
Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров -
- Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет:
В темной могиле почил художников друг и советник.
- Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!
Творчество
Главные произведения, созданные им в Санкт-Петербурге — статуя ангела, украшающая собой вершину Александровской колонны на Дворцовой площади , один из барельефов этого памятника, монументы Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора (открыты в 1837 году) и семь фигур гениев, вылепленных для триумфальных ворот за Московской заставой .
-
Памятник Кутузову
-
Памятник Барклаю-де-Толли
-
Бюст Александра I
Примечания
- ↑ , с. 265.
- Ревизские сказки Малоархангельского уезда Орловской губернии. 1811 год // БУОО «Государственный архив Орловской области». Ф. 760. Оп. 1. Д. 378. Л. 109 (О состоянии крестьян и дворовых людей помещицы Мацневой села Большого Столбецкого).
- // Месяцослов и общий штат Российской империи на 1837. Часть первая. — СПб. : Типография при Императорской Академии наук , 1837. — С. 100.
- ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 286-5. Л. 121.
- // Петербургский некрополь : в 4 томах / Сост. В. И. Саитов . — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича , 1912. — Т. 3 (М—Р). — С. 320.
- // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб. : Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9 .
Литература
- Ромм А. Г. Борис Иванович Орловский / А. Г. Ромм // Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. — М. : Искусство, 1954. — С. 379–398. — 744 с., 15 л. ил. : ил. — Отд. изд. — М.: Искусство, 1947. — (Массовая библиотека). — 20 000 экз. — OCLC .
- Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 265. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
- : [ 26 сентября 2022 ] // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 448. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3 .
- Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1897. — Т. XXII. — С. 161.
Ссылки
- на официальном сайте Российской академии художеств
- в Web Gallery of Art (англ.)
- 2020-01-25
- 1