Ама́ндус Хейнрих А́дамсон
(
эст.
Amandus Heinrich Adamson
), в России Ама́нд Ива́нович (также Аммон Ива́нович
), (12 ноября
1855
, хутор Ууга-Рятсепа, около города
Балтийский порт
,
Российская империя
—
26 июня
1929
,
Палдиски
, Эстония) — российский и
эстонский
скульптор и живописец, академик, один из основателей эстонского национального искусства.
Амандус Адамсон родился в
1855 году
и был вторым ребёнком в семье моряка и хуторянки. В
1860 году
отец Амандуса уплыл в Америку и не вернулся, семья считала его погибшим. Был отдан в Ревельскую Вышгородскую школу для детей из бедных семей, где проявил склонность к искусству, вырезая фигуры из дерева.
По словам его дочери, самой заветной работой её отца был памятник погибшим в Эстонской войне за независимость в Пярну
.
27 сентября (10 октября по новому стилю) 1905 года в Севастополе был открыт
Памятник затопленным кораблям
, в котором скульптурные работы были выполнены Амандусом Адамсоном (соавторы — архитектор
В. А. Фельдман
, военный инженер О. И. Энберг.
В 1911 году Адамсон участвует в конкурсе Академии художеств проектов
памятника в честь 300-летия дома Романовых
. Им было предложено построить в
Костроме
грандиозное сооружение высотой 36 м с 26 скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события российской истории. Комитет по сооружению монумента выбрал его работу, занявшую второе место. Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время празднования
300-летия дома Романовых
в присутствии
Николая II
и его семьи. К 1917 году был сооружён постамент и установлена часть бронзовых фигур. После
Октябрьской революции
готовые скульптуры были отправлены в переплавку, а на пустующем постаменте был установлен памятник
Ленину
.
В 1918 году переехал в Эстонию в места своего детства — город
Палдиски
, где жил и работал до своей смерти 26 июня 1929 года. Согласно своему предсмертному желанию похоронен в городе
Пярну
на
кладбище Алеви
. В Палдиски сохранился дом, в котором Адамсон жил после переезда в город.
1895 — скульптурная композиция «Рассвет и сумерки»
1896 — скульптурная композиция «
Калевипоэг
и Рогатый»
после 1896 — барельефы для фризов
Русского музея
(залы № 14 и 15), изображающие в виде аллегории рождение произведений искусства живописи, ваяния и зодчества (Санкт-Петербург)