Interested Article - Рамазанов, Николай Александрович

Никола́й Алекса́ндрович Рамаза́нов ( 24 января [ 5 февраля ] 1817 , Санкт-Петербург 18 [30] ноября 1867 , Москва ) — русский скульптор и рисовальщик , писатель , историк искусства , профессор , академик Императорской Академии художеств .

Биография

Родился 24 января ( 5 февраля ) 1817 года в Санкт-Петербурге в артистической семье: отец ( А. Н. Рамазанов ) и мать его были актерами Императорских театров, дед и дядя по матери Гольц — балетмейстерами, тётка М. И. Вальберхова — драматической артисткой.

Рано начал учиться рисованию — у Ф. Г. Солнцева . В 1827 году был определён в своекоштные (обучающиеся за свой счёт) воспитанники Императорской Академии художеств ; в 1829 году получил награду первой степени за успехи в науках; в 1833 году переведён в казённокоштные академисты . В 1836 году, «за лепление с натуры», получил малую серебряную медаль и начал заниматься в классе профессора Б. И. Орловского ; в 1837 году, «за барельеф, изображающий искушение Спасителя в пустыне», награждён большой серебряной медалью; в 1838 году, за группу «Милон Кротонский, терзаемый львом» получил малую золотую медаль и, наконец, в 1839 году окончил академический курс со званием художника ХІV класса и с большой золотой медалью , присужденной ему за исполненную по программе статую «Фавн, несущий козленка», и правом поездки за границу в качестве пенсионера академии . До своего отъезда в заграничное путешествие он в мастерской Троду выполнил «готические статуи Весны и Лета» для Зимнего дворца , а затем участвовал в работах по исполнению памятников Н. М. Карамзину в Симбирске и Г. Р. Державину в Казани по проектам С. И. Гальберга .

В сентябре 1843 года Н. А. Рамазанов выехал в Италию . К этому же времени относятся его работы: «Нимфа, ловящая на своем плече бабочку», бюст С. Л. Левицкого, небольшая статуя девочки и эскизы горельефов для храма Христа Спасителя в Москве .

В 1846 году он был отозван в Россию вследствие его столкновения с папской полицией, и в конце года получил предложение занять место преподавателя скульптуры в открывавшемся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества классе ваяния. К исполнению обязанностей преподавателя Рамазанов приступил лишь 19 октября 1847 года: сначала он исполнял работы, заказанные ему, по рекомендации графа Ф. П. Толстого , адмиралом М. П. Лазаревым , а затем его задержало исправление неожиданно обрушившейся одной из колоссальных полуфигур, выполненных им в строившуюся тогда церковь Конногвардейского полка.

Занимая это место до конца своей жизни, Рамазанов способствовал образованию многих молодых скульпторов; среди его учеников были М. А. Чижов , С. И. Иванов , Н. А. Блистанов , и другие.

В 1849 году, 27 сентября, он был признан академиком как за свои прежние работы, так и за преподавательскую деятельность, а 3 апреля 1858 года был возведён в степень профессора скульптуры.

Был вынужден 13 мая 1866 года выйти в отставку, а спустя полтора года, 18 ( 30 ) ноября 1867 года, умер в Москве, оставив после себя вдову, сына и двух дочерей. Был похоронен в московском Алексеевском монастыре ; могила утрачена .

Творчество

Участвовал в работах по исполнению памятников Н. М. Карамзину в Симбирске , и Державину в Казани.

Среди его известных монументальных работ — барельефы на пьедестал монумента императору Николаю I в Санкт-Петербурге: на постаменте конной статуи Николая I отлиты 4 барельефа, отражающие самые выдающиеся события его царствования. Заключительное среди них — исполненная Рамазановым сцена у Веребьинского моста . Впечатляющие завидной выправкой, какую только могла обеспечить знаменитая николаевская муштра, фигуры в эполетах и фуражках самого царя, Клейнмихеля, Мельникова, Журавского и других обрамляются народной массовкой. И над всем этим как бы парит мост с проходящим по нему поездом.

Он автор скульптурных украшений на внешних стенах московского Храма Христа Спасителя (горельефы «Владимирская Божия Матерь», «Святая царица Александра», «Мария Магдалина», «Анна Пророчица» и «Великомученица Екатерина» на восточном портале, «Святой князь Даниил Московский» и «Преподобный Савва Звенигородский» при одной из оконных арок северной стороны).

Н. А. Рамазановым также созданы: четыре барельефа, изображающие «Четыре времени года», для генерала Давыдова (1848); бюст графа Ф. П. Толстого ; бюст A. C. Пушкина ; статуя «Татьяны» из «Евгения Онегина»; украшения в Большом Кремлёвском дворце (1850); маска с умершего Н. В. Гоголя (1852) и его же мраморный бюст (1854); маска с умершего графа С. С. Уварова (1855); мраморное надгробие, по поручению М. А. Офросимова (1862); мраморная фигура молящегося Ангела, для П. Г. Осокина (1864—1865); мраморный бюст графини П. С. Уваровой (1864—1865); фигуры для московской (1866).

Кроме скульптурных работ, после него остался ряд рисунков, среди которых известен портрет пейзажиста М. И. Лебедева , позднее принадлежавший А. И. Сомову и ныне находящийся в Третьяковской галерее в Москве .

Литературная деятельность

Н. А. Рамазанов долгое время состоял сотрудником в московских журналах: « Русском вестнике », « Москвитянине » и, в течение пяти лет, в « Московских ведомостях », а также в « Современной летописи ». Он размещал материалы о русских художниках, их биографии и некрологи , заметки о художественных выставках и другие подобные известия, которые задумал перепечатать в виде особого сборника , но успел выпустить в свет только первую часть этого издания. Современник Рамазанова Ф. И. Буслаев писал :

« Я уважал P[амазанова], как даровитого и образованного литератора, который, в течение многих лет, проводил в публике здравые понятия об искусстве. Его литературные связи с такими журналистами, как Погодин и Катков, достаточно свидетельствуют о пользе, которую он, кроме скульптурного резца, приносил обществу и пером ».

Галерея

Библиография

  • . — [Москва, 1852]. — [2], 28 с. (переиздано в 2014 году)
  • . — М. : тип. В. Готье, 1854 (первоначально: журнал «Москвитянин». — 1853. — № 22; переиздано в 2014 году).
  • Материалы для истории художеств в России. — М. : Губ. тип., 1863. — Ч. I. (переиздано в 2014 году)
  • Рамазанов Н. А. : статьи и воспоминания / Н. А. Рамазанов; сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н. С. Беляев; науч. ред. Г. В. Бахарева; Библиотека Рос. акад. наук. — СПб. : БАН, 2014. — 784 с. — 100 экз. ISBN 978-5-336-00162-4 . — OCLC . (в книгу вошли «Материалы для истории художеств в России», «Русский художник за границей в сороковых годах» (Семейные письма покойного Николая Александровича Рамазанова), «Дневник и записки Н. А. Рамазанова», «Петр Андреевич Ставассер», «Василий Андреевич Тропинин» и др.)

Примечания

  1. К этому времени уже умерли его родители: 28 сентября 1827 года умерла мать, а 23 июня 1828 года — отец. Его младших братьев и сестру взяла на своё попечение тётка М. И. Валберхова.
  2. Горельефы для храма Христа Спасителя были исполнены позднее: на восточной стороне храма, в средней арке — образ Владимирской Божией Матери, а в четырех малых, боковых — образа Св. Царицы Александры, Св. Марии Магдалины, Св. Анны Пророчицы и Св. Вмч. Екатерины; на правом углу храма — Воскресение Христово, и на северной стороне, при оконных арках выступа — Св. Благоверного князя Даниила Московского и Св. Саввы Звенигородского.
  3. Московский некрополь : в 3 томах / Сост. В. И. Саитов , Б. Л. Модзалевский . — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича , 1908. — Т. 3 (Р—Ѳ). — С. 6.
  4. Филаткина Н. А. Некрополь Алексеевского монастыря, 1841–1924 : словарь-справочник / авт.-сост.: Филаткина Н. А.. — М. : Русский мiръ, 2016. — С. 289. — 403, [4] с., [16] л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил. — (Энциклопедия «Русского мiра»). — 1500 экз. ISBN 978-5-89577-220-1 .
  5. См.: Сомов А. И. . — В: Рисунки, приложенные к настоящему выпуску // Вестник изящных искусств / издаваемый при Имп. Академии художеств под ред. А. И. Сомова. — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1885. — Т. 3, вып. 6. — С. 516–518. — LCCN .
  6. Цит. по: , с. 485.

Литература

Документы
  • Петров П. Н. / изданный под редакциею П. Н. Петрова и с его примечаниями. — СПб. : Тип. Гогенфельдена и Ко., 1865. — Ч. II : 1811–1843. — [9], 464 с. — OCLC .
  • Петров П. Н. / Сост. почетный вольный общник ея П. Н. Петров ко дню столетия Академии. — СПб. : Тип. В. Спиридонова, 1866. — Ч. III : 1843–1864. — [6], 450 с. — OCLC .
Очерки жизни и творчества
  • Доронина Л. Н. Скульптура XVIII–XIX веков / Л. Н. Доронина. — М. : Белый город, 2008. — С. 286–297. — 439, [1] с. : ил., цв. ил. — (Мастера русской скульптуры XVIII–XX веков). — ISBN 978-5-7793-1404-6 . — OCLC .
  • Шмидт И. М. Николай Александрович Рамазанов / И. М. Шмидт // Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. — М. : Искусство, 1958. — С. 303–322. — 779 с., 18 л. ил. : ил. — 20 000 экз. OCLC .
Другие работы
  • Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния : годы становления / С. С. Степанова. — СПб. : Искусство-СПБ, 2005. — 286, [1] с., [12] л. цв. ил. : ил. — 1000 экз. ISBN 5-210-01588-2 . — OCLC .
Словари и энциклопедии

Ссылки

Источник —

Same as Рамазанов, Николай Александрович