Неоклассическое искусство
- 1 year ago
- 0
- 0
Неокласси́ческое иску́сство ( англ. Neoclassical art ), также неоклассицизм — широко распространённое художественное направление и один из доминирующих стилей в искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX века, опирающийся на эстетику искусства Древней Греции и Древнего Рима (Античности). Неоклассическое искусство стремилось к гармонии, ясности, строгости, монументальности и высоким нравственным идеалам. Неоклассическое направление в искусстве зародилось в середине XVIII века, достигло расцвета в 1780—1790-х годах и продолжало существовать до 1840—1850-х годов . В иных источниках можно встретить уточнение: «Возрождение принципов и творческого метода классицизма после формирования этого направления в искусстве Италии начала XVI века, в конце XVI века и в искусстве Франции второй половины XVII века» .
В истории западноевропейского искусствознания имеется развёрнутое определение: «Неоклассицизм был западным культурным движением в декоративном и изобразительном искусстве, литературе, театре, музыке и архитектуре, которое черпало вдохновение в искусстве и культуре классической древности. Неоклассицизм зародился в Риме во многом благодаря трудам Иоганна Иоахима Винкельмана во время повторного открытия Помпей и Геркуланума, но его популярность распространилась по всей Европе, когда поколение европейских студентов-искусствоведов завершило свой Гранд-тур и возвратилось из Италии в свои дома и родные страны с вновь открытыми греко-римскими идеалами» .
Близкое понятие: стиль Людовика XVI , связанное с куртуазной эстетикой придворного искусства в Париже и Версале времени правления французского короля Людовика XVI (1774—1792). Однако, в отличие от стиля Людовика XVI, общеевропейское движение неоклассицизма было основано на более широких основаниях: идеологии Просвещения , связанной с развитием научной, философской и передовой общественной мысли, — идеями рационализма , свободомыслия, формирования новой демократической эстетики и научного изучения античности .
Неоклассицизм, при безусловной общности ряда стилевых признаков, не представлял собой простое развитие классицизма XVII века, а выступал принципиально новым историко-художественным явлением. Главные различия лежали в области художественных идей и социальной функции искусства в XVII и XVIII веках. Общими чертами классицизма и неоклассицизма выступали — обращение к античности как к художественному канону, утверждение примата гражданского долга над чувством, возвышенная отвлечённость, пафос разума, порядка и гармонии. Однако в XVII веке классицизм складывался в условиях «консолидации французской нации в рамках абсолютной монархии и не поднимал вопрос отрицания социальных норм, которые лежали в основе этого государственного строя» .
В период неоклассицизма антифеодальная линия была выражена гораздо ярче. Античность в XVIII столетии объявлялась нормой и идеалом ещё и потому, что в ней, по мнению идеологов неоклассицизма, нашли отражение наиболее совершенное воплощение исконные добродетели, свойственные человеку, живущему в разумном, свободном обществе городов-республик античности. В зависимости от меры прогрессивности того или иного представителя неоклассицизма, либо подчеркивалось эстетическое и нравственное превосходство нового направления по сравнению с фривольностью позднего рококо или излишней пышностью позднего барокко, либо акцентировался гражданский пафос классицизма. Во Франции неоклассицизм развился в духе последовательной гражданственности и воинствующей революционности, оформившись в конце XVIII века в революционный классицизм (творчество Давида , Суффло ). В большинстве европейских стран неоклассицизм не имел столь выраженной революционной направленности. Своеобразный русский классицизм утверждался как идеал благородной разумности и гражданского патриотизма, не вступая в открытое противоречие с государственным устройством. В Германии художественная практика классицизма носила ограниченный и компромиссный характер, выражая попытки старых режимов приспособиться к современности .
В зарубежной, прежде всего англо- и франкоязычной, историографии, в отличие от классицизма XVII века, данное художественное направление часто именуют просто неоклассицизмом ( англ. Neoclassicism , фр. Néo-classicisme ), . Термин «неоклассический» стал общепринятым только в середине XIX века, ранее его именовали «истинным стилем» ( итал. vero stile ), «реформированным» ( фр. réformé или, в Англии: «возрождением», «возрождением классицизма» ( англ. Revival, Renaissance Classicism ). Во Франции неоклассический стиль вначале рассматривали как возврат к более строгому и благородному стилю Людовика XIV после господства легкомысленного рококо эпохи правления Людовика XV .
Термин «неоклассицизм» иногда применяют и в более широком значении, охватывающем классическое направление в искусстве первой трети XIX века, включая ампир и неоромантические течения, вплоть до начала периода историзма в 1830-х годах, а также неоклассические течения в искусстве периода модерна , искусства новеченто и даже авангардa 1910—1930-х годов (Neoclassical Revival) .
Оригинальную концепцию источников неоклассицизма во Франции XVIII века в отличие от классицизма XVI—XVII веков предложил французский историк и теоретик архитектуры Луи Откёр . Его основная концепция в отношении французского искусства заключается в том, что Франция — это страна, в которой классицистическая традиция, прежде всего в архитектуре, никогда не прерывалась; в разные века она лишь приобретала различные формы. «Концепция спорная, но замечательная своим пассеизмом и, одновременно, пафосом , устремлённым в будущее» . Концепция Откёра наиболее убедительно аргументирована в томах «Стиль Людовика XVI» (1952) и «Революция и Империя» (1953) капитальной монографии «История классической архитектуры во Франции» в 12-ти томах и 7-ми книгах (Histoire de l’architecture classique en France, 1943—1957).
В российской историографии к классицистическим течениям искусства того же периода: XVIII — первой трети XIX века применяют термин « классицизм », или « русский классицизм », поскольку русское искусство вследствие специфики своего развития «не проходило» стадии классицизма в XVI—XVII столетиях, а термин «неоклассицизм» «прилагают к аналогичному течению начала ХХ века» . Англоязычный аналог — «Neoclassical Revival». Однако «в последнее время наблюдается тенденция перехода к международной терминологии» .
В начале XVI в. в Италии, главным образом в Риме , благодаря творчеству Донато Браманте и Рафаэля Санти сложился так называемый римский классицизм . Во Франции во второй половине XVII века, в эпоху Короля-Солнце Людовика XIV сформировался «Большой стиль» ( фр. Grand Maniere ), или Стиль Людовика XIV ( фр. Le style Louis Quatorze ), — уникальное соединение элементов классицизма и барокко . Во второй половине XVIII века, после стиля французского Регентства и рококо , наступила «вторая волна классицизма». Если же учитывать нарастание классицистических тенденций в искусстве французского Ренессанса XVI века, то неоклассицизм XVIII века во Франции и Италии следует считать «третьей волной» классицистического движения.
Среди многих источников западноевропейского неоклассицизма выделяют три основных: философия эпохи Просвещения, вторичное открытие античности благодаря раскопкам Геркуланума (с 1738 года) и Помпей (с 1748 года), и эстетика И. И. Винкельмана .
С открытием Геркуланума и Помпей в Италии и путешествиями в Грецию началось увлечение коллекционированием древностей. Скучающие британские аристократы положили начало так называемым « Гран-турам », что способствовало созданию многих выдающихся художественных коллекций, например знаменитых собраний Гэвина Гамильтона и Чарльза Таунли .
В 1755 году Винкельман опубликовал небольшую статью «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре» (Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst). Именно в этой ранней работе содержится превосходное определение сущности античного искусства. Винкельман писал «о благородной простоте и спокойном величии искусства древних», подобного «глубине моря, всегда спокойного, как бы ни бушевала его поверхность» и которое, «несмотря на все страсти, обнаруживает великую уравновешенную душу» . И далее уточнял свою главную мысль: «Единственный путь для нас сделаться великими и, если можно, даже неподражаемыми — это подражание древним», но для этого необходимо находить «не только прекраснейшую натуру», но её «идеальную красоту». В сущности, в этих тезисах Винкельман сформулировал основные эстетические принципы искусства европейского неоклассицизма: ориентация на античное искусство («подражание древним») и идеализм (поиск идеального начала художественных образов) .
В этих тезисах Винкельман прозорливо обнаружил двойственность основных эстетических принципов искусства европейского классицизма : ориентация на античное искусство («подражание древним») и идеализация (поиск идеального начала художественных образов). Последнее хорошо объясняет высказывание «Классический стиль ради основного жертвует реальным» .
Начало теоретического искусствознания отмечено в этот период деятельностью Г. Э. Лессинга . В знаменитом сочинении « Лаокоон, или О границах живописи и поэзии » (1766), полемизируя с Винкельманом по поводу «благородной простоты и спокойного величия искусства древних», Лессинг утверждал эмоциональность и страстность подлинного античного искусства (в отличие от позднейших подражаний), ограничивая, однако, возможности передачи страстей в изобразительном искусстве в сравнении с поэзией .
В философии просветителей, в частности в трудах Р. Декарта , в понимании классицизма доминировала идеология рационализма и рационального постижения красоты. Художественное произведение классицизма должно отличаться ясной и строгой композицией, обнаруживая, тем самым, стройность и логичность самого мироздания. Интерес для художника классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать существенные, типологические черты, отбрасывая случайное и несовершенное .
Подобная эстетика входила в противоречие с развитием искусствознания , в котором в то время совершался переход от обобщённого представления о красоте в искусстве (по Винкельману) к детальному изучению отдельных памятников древности и, прежде всего, отделению наследия Древней Греции от памятников античного Рима, искусства античной классики от эллинизма , подлинных античных статуй от их повторений мастерами неоаттической школы . Таким образом, в отличие от предшествующих стадий развития классицистических стилей, в искусстве неоклассицизма XVIII века, прежде всего в архитектуре, мастера стали ориентироваться не на обобщённый образ античности, а, благодаря археологическим находкам и более детальному изучению истории искусства, на конкретные памятники, весьма различающиеся между собой.
Это создало основу для возникновения новых классицистических и, одновременно, романтических течений, получивших в разных странах собственные названия: неогреческий стиль , помпейский стиль, прусский эллинизм, мюнхенский классицизм, русский неоклассицизм и другие . В России в обиходе были собственные названия: помпеянский стиль, «неогрек», «в греческом вкусе» . Заимствованные из Франции термины «неогрек», или «а ла грек» ( фр. à la grecque — «под греков»), использовали в России XVIII—XIX веков, но они не имели точного значения, скорее, обозначал вообще моду на античность .
Таким образом, развитие неоклассического стиля во второй половине XVIII века закономерно подготовило почву для романтического направления в искусстве рубежа XVIII—XIX веков. «Историческое развитие и усложнение форм художественного мышления… привело к сближению понятий „классическое“ и „романтическое“, и как следствие этого — стремление к теоретическому осознанию и программному определению классицизма и романтизма» .
Развитие западноевропейской архитектуры во второй половине XVIII века также характеризуется формированием различных течений, предвещающих полистилизм эпохи историзма. Среди них, связанное с идеологией Просвещения и французской революции, движение мегаломанов : Этьена-Луи Булле , Жака Гондуэна и Клода-Николя Леду .
В Англии того же времени наиболее влиятельным было течение палладианства
Распространению английского и общеевропейского палладианства способствовало издание К. Кэмпбелла «Британский Витрувий, или Британский архитектор» (Vitruvius Britannicus, or the British Architect..); опубликовано в 3-х томах в 1715—1725 годах (последующие издания: 1767, 1771).
В Париже методом компиляции многих исторических прототипов архитекторы сформировали так называемую «французскую схему»: крестовый план, идеальная симметрия, колонные портики , барабан с «римским куполом» и шпилем на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы и не имеет прямых прототипов в истории архитектуры. Первым её применил Жюль Ардуэн-Мансар в церкви Дома инвалидов (1693—1706). Её в общих чертах повторил Ж.-Ж. Суфло в церкви Св. Женевьевы (Пантеоне) (1758—1789) и отчасти развил Кристофер Рен в соборе Святого Павла в Лондоне (1675—1708) .
На мастеров архитектуры оказывали влияние не только археологические находки в Италии, но и фантастические композиции Дж. Б. Пиранези , живописные и графические ведуты Ш.-Л. Клериссо , знатока римских древностей и «чичероне» для приезжающих в Рим архитекторов разных стран. Открытие античной Греции в 1760-х годах благодаря путешествиям Н. Реветта и Дж. Стюарта .
Оригинальную концепцию создания французской национальной неоклассической архитектуры, совмещающей готическую и классицистическую традиции, выдвинул аббат М.-А. Ложье .
Новые градостроительные идеи рождались в Париже. М.-А. Ложье одним из первых после утопистов эпохи Возрождения выдвинул программу создания города-сада с правильно распланированными кварталами, цветниками и водоёмами . Первым реализованным градостроительным проектом Нового времени стала Площадь Согласия в Париже, создававшаяся в течение длительного времени, в 1757—1779 годах, по проекту Жак-Анжа Габриэля , обобщавшего идеи архитекторов Ж. Бофрана , Ж.-Б. Валлен-Деламота , Ж.-Ж. Суффло и Дж. Сервандони .
Образцом французского неоклассицизма стал Малый Трианон в Версале — компактный симметричный объём с ясными членениями фасадов. Построен по проекту Жак-Анж Габриэля в 1762 — 1768 годах . В основу пропорционирования положены простые кратные отношения: 1:2. Здание представляет собой яркий пример рационализма в архитектуре. Длина постройки вдвое больше высоты, высота дверных и оконных проёмов вдвое больше их ширины, высота второго этажа вдвое меньше высоты первого.
Наиболее успешным в кругах любителей искусства и коллекционеров был немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс , работавший в Риме. В конце 1755 года Менгс познакомился с И. И. Винкельманом , который вскоре стал самым близким его другом и оказал большое влияние на формирование эстетической концепции и творчества художника. Весной 1756 года Менгс начал работать над росписями виллы Альбани в Риме. Его фреска « Парнас » считается программным произведением западноевропейского неоклассицизма. Очевидно, что она создана под влиянием одноиёммного произведения Рафаэля: композиции « Парнас » в Станце делла Сеньятура в Ватикане. Сам же мастер удостоился от Винкельмана звания «величайшего художника своего времени» .
Творчеству Менгса близки рисунки английского художника Джона Флаксмана , который изобрёл «гравюру очерком», пользуясь одной только линией. Такую манеру относили в то время к модному стилю «неогрек». Сам же автор объяснял, что его вдохновляли расписные древнегреческие и италийские вазы .
Оригинальным является творчество рисовальщиков и гравёров ведуты , основоположников романизма середины и второй половины XVIII века: Джузеппе Вази и Джованни Баттиста Пиранези , в творчестве последнего художественная археология совмещается с романтическим мироощущением и собственными фантазиями. Это была демонстрация совершенно нового отношения к античному наследию.
В западноевропейской живописи второй половины XVIII века происходило вторичное открытие искусства Н. Пуссена , писавшего столетие назад в Италии идиллические «пейзажи с мифологическими фигурами», и К. Лоррена . В антикизированных пейзажах римской Кампаньи Лоррен изображал античные руины, море, корабли, небо и заходящее солнце, что создавало особенную световую «пульсацию». Это дало повод знатоку живописи А. Н. Бенуа назвать Лоррена «люминистом» . Вдохновляясь картинами Пуссена и Лоррена, живописцы XVIII века развивали течение романизма .
Наиболее ярким представителем романизма и романтизма в живописи второй половины XVIII века был французский художник Юбер Робер , ученик итальянского ведутиста Дж. П. Паннини . Робер изображал собственные фантазии на античные темы, свободно совмещая памятники древнеримской архитектуры, на самом деле находящиеся в разных местах, а на фоне их величественных руин писал современные фигуры: обычных крестьян, бродяг, прачек, возчиков, подобно тому, как это делал в своих пейзажах А. Маньяско .
Картины Робера пользовались успехом у российских аристократов и самой императрицы Екатерины II . Так они стали частью екатерининиского классицизма в России. Робер работал по заказам графа А. С. Строганова для картинной галереи Строгановского дворца в Санкт-Петербурге, Н. Б. Юсупова для его коллекции в Архангельском , М. С. Воронцова для его дворца в Алупке , в Крыму.
Романтические пейзажи писал К. Ж. Верне . Переход от эстетики рококо к неоклассицизму характеризует искусство Ж.-О. Фрагонара . Академическое течение представляли модные салонные живописцы А. Кауфман , П. Батони , Ж.-Б. Грёз .
Жанр натюрморта , считавшийся «низким» в академическом искусстве предыдущей эпохи, представляли А.-Ф. Депорт и Ж.-Б. С. Шарден .
Особое место занимает творчество живописца Ж. Л. Давида , совершившего долгую и сложную эволюцию от неоклассицизма эпохи Французской революции и воспевания идеалов республиканского Рима, к стилю Империи Наполеона Бонапарта. Ж. О. Д. Энгр , творчество которого относится к следующему периоду неоклассицизма XIX века, также эволюционировал от академизма к романтизму и, в отдельных работах, проявлениям ориентализма .
В период неоклассицизма, наряду с демократическими, просветительскими тенденциями, парадоксально сохранялись академические каноны. Яркими представителями академического классицизма в скульптуре этого времени были Антонио Канова и Бертель Торвальдсен .
Среди скульпторов французского неоклассицизма выделяются Этьен Морис Фальконе , автор прославленного « Медного всадника » в Санкт-Петербурге (1766—1782), скульптуры «Зима» (1771), очаровательных камерных статуэток из бисквита (неглазурованного фарфора).
Скульптор Жан-Антуан Гудон вошёл в историю искусства не только психологическими портретами , включая знаменитый портрет Вольтера в кресле (1778), но и « экорше » ((1766—1767)) — анатомической фигурой, служившей незаменимым учебным пособием для многих поколений художников в учебных заведениях разных стран. Экорше Гудона популярно до такой степени, что фигуру до настоящего времени именуют «гудоном» .
Французский скульптор Клод Мишель, или Клодион , представляет камерное направление скульптуры неоклассицизма. Помимо портретов Клодион изготавливал модели статуэток из бисквита для Севрской фарфоровой мануфактуры , рисунки плакеток, ваз и канделябров. Он работал в мраморе , бронзе и терракоте . За мягкий и изящный стиль Клодиона прозвали «Фрагонаром скульптуры» .
Оригинальный неоклассический стиль в искусстве керамики : фаянса и глино-каменных масс , создал выдающийся английский технолог и предприниматель Джозайя Веджвуд . На фабрике «Этрурия» в подражание античным расписным вазам Веджвуд выпускал собственные изделия согласно эстетике стиля «неогрек».
Среди ювелиров, «бронзовщиков» (скульпторов-модельеров, литейщиков и чеканщиков) наиболее известны Жан-Клод Дюплесси , Пьер-Огюст Форестье , Андре-Антуан Раврио , Пьер-Филипп Томир , Пьер Гутьер .
Мебель Жоржа Жакоба была столь популярна, что во многих странах, в том числе в России, слово «жакоб» стало означать то же, что «неоклассический стиль», хотя в мастерской мастера в течение многих лет работали самые разные мастера и члены его большой семьи .
В искусстве мебели, помимо Жоржа Жакоба Старшего, доминировали немецкие мастера, работавшие для многих королевских дворов Европы: Парижа, Лондона, Вены, Берлина, Санкт-Петербурга: Жан-Анри Ризенер , Вильгельм Бенеман и Давид Рёнтген . Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер — авторы знаменитого « цилиндрического бюро Людовика XV » (Bureau du Roi), начатого в 1760 году по рисунку Жан-Клода Дюплесси и законченное Ризенером в 1769 году. Бюро с цилиндрической крышкой украшено маркетри, вызолоченными бронзовыми деталями и плакетками севрского фарфора. До настоящего времени оно экспонируется во «Внутреннем кабинете короля» в Версале.
Давиду Рёнтгену удалось эффектно сочетать традиции английского, голландского и французского мебельного искусства и точно угадать веяния нового в то время неоклассического стиля. Для мебели Рёнтгена характерно небольшое количество бронзовых деталей, использование дорогих пород дерева: красного, туевого, грушевого. Но главная отличительная — изящный рисунок маркетри .
Весной 1784 года по рекомендации Ф. М. Гримма Давид Рёнтген привёз в Санкт-Петербург партию мебели. Уникальное «Большое бюро с Аполлоном» (1783) вызвало восхищение императрицы Екатерины II и вошло в её коллекцию. Бюро благородных форм отделано красным деревом и декорировано золочёной бронзой, его «раскрытие» с помощью механического устройства представляет собой удивительный процесс. Поставки «рёнтгеновской мебели» для русского двора с 1784 по 1790 год были значительны: такая мебель как нельзя более подходила для интерьеров Большого (Старого) Эрмитажа, возведённого к 1784 году архитектором Ю. М. Фельтеном . Ныне она экспонируется в Белом зале Государственного Эрмитажа .
В 1790 году Рёнтген приезжал в Санкт-Петербург вместе со своим учеником Генрихом Гамбсом , который остался в России и дальнейшее развитие русского мебельного искусства в значительной мере связано с его именем .