Interested Article - Торелли, Стефано
- 2020-01-25
- 2
Сте́фано Торе́лли ( итал. Stefano Torelli ; 24 октября 1704 , Болонья —22 января 1784, Санкт-Петербург ) — живописец исторического и портретного жанров , художник- декоратор , рисовальщик-карикатурист и гравёр, мастер . Торелли писал портреты, алтарные картины, стенные и плафонные фрески в Дрездене и Любеке . В Санкт-Петербурге стал придворным художником императрицы Екатерины II , был одним из первых профессоров Императорской Академии художеств .
Биография
Стефано Торелли родился в Болонье в семье художников, его отец — живописец Феличе Торелли , родом из Вероны , мать — Лючия Казалини (1677—1762) также была живописцем-портретистом. От отца Стефано получил первые навыки живописи, а затем учился под руководством Франческо Солимены в Неаполе . От своих родителей он усвоил эстетические принципы Академии Клементины в Болонье, в которой его отец занимал важные должности, а его мать в 1729 году была удостоена почётной лицензии (la patente ad honorem).
Стефано Торелли в 1730-х годах (точная дата не установлена) был в Венеции , затем работал в Неаполе , а потом в Риме , откуда, в 1740 году, его пригласил к себе на службу в Дрезден король польский и курфюрст саксонский Август III . Прежде чем начать работу в Дрездене, Торелли взял на себя задачу расписать потолок зала для аудиенций в перестроенном Эрмитаже маркграфини Вильгельмины Прусской в Байройте . Работа была завершена в 1740 году.
Переселившись ко двору курфюрста, Стефано Торелли в 1741 году был назначен придворным художником (Hofmaler), выполнял множество заказов в резиденциях курфюрста и в аристократических домах, а также выполнял рисунки для сборника гравюр с картин собрания Дрезденской картинной галереи . Он также расписывал комнаты в дрезденском Цвингере , расписал потолок в Мраморном зале дворца Мартинскирхен и написал картины для замка Альтдёберн (Schloss Altdöbern) .
Из-за Семилетней войны 1756—1763 годов Торелли потерял работу в Саксонии. Вместе со своим помощником и учеником Франческо Гандини он отправился на север, где в 1759—1761 годах украсил зал для аудиенций в Любекской ратуше десятью аллегорическими картинами. Также в Любеке он женил свою дочь Камиллу на коменданте города.
После прусско-русского сепаратного мира в 1762 году по инициативе И. И. Шувалова Стефано Торелли был приглашён к российскому императорскому двору. На лодке из Гамбурга в Кронштадт , затем вверх по Неве , он прибыл в Санкт-Петербург осенью того же года, где 7 октября 1762 года поступил на службу в Академию художеств (вероятно, по рекомендации болонского живописца Серафино Бароцци , давно работавшего в российской столице и пригородных дворцах) .
Императрица Екатерина II взошла на престол всего несколько месяцев назад после июньского переворота 1762 года и убийства её мужа, императора Петра III . Приняв на себя роль, которую уже исполняли Пьетро Антонио Ротари , неожиданно скончавшийся в августе 1762 года, и Франческо Фонтебассо , в июле 1762 года уехавший в Италию, Торелли оказался на высоте взятых на себя обязательств, начиная с большого коронационного портрета Екатерины II (ок. 1763 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Среди прочих произведений «Портрет Екатерины II в образе Минервы», покровительницы искусств (Санкт-Петербург, ГРМ, 1770), вызвал восторженное суждение Этьена-Мориса Фальконе , который определил Торелли как «очарователя» (письмо Екатерине II от 7 мая 1770 г.) .
С того времени и до конца своей жизни Стефано Торелли трудился в Санкт-Петербурге , украшая росписями плафоны , десюдепорты и стены Императорских дворцов. Портретировал особ царской фамилии и других лиц. Согласно комментарию Фальконе (в том же письме Екатерине II) портреты Торелли имели «истинный характер соблазнения», такой, чтобы соответствовать тому, что «великие мастера называли красотой в этом жанре».
Торелли был одним из первых профессоров Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. После его кончины в должности придворного живописца его сменил англичанин Р. Бромптон .
Из произведений, выполненных Торелии в России, наиболее известны: портреты Елизаветы Петровны , Петра Великого , Екатерины II (1762), её же — в виде Минервы , раздающей награды за учёные и художественные заслуги (находятся в музее Императорской академии художеств), графа А. А. Чернышева, О. М. Дерибаса , княгини Н. Г. Белосельской, графини Сиверс, эскиз предполагавшейся картины «Коронование Екатерины II» (в музее Императорской академии художеств ) и фрески в Ораниенбаумском дворце . Торелли был продуктивным мастером, его творческий метод основывался главным образом на изучении образцов школы Карраччи , его картины отличались свежестью и естественностью красок и даже в рисунке был менее манерен, чем большинство его современников, художников болонской школы. В Санкт-Петербурге он также прославился рисованием карикатур и дружеских шаржей .
Так и не вернувшись на родину, Стефано скончался в Санкт-Петербурге 22 января 1780 года, о чём свидетельствуют архивы костёла Святой Екатерины .
Весной 2020 года в Китайский дворец Оранниенбаума после длительной реставрации вернулись четыре настенных панно Торелли и Ротари , снова украсившие Штукатурный покой дворца .
Галерея
-
Богиня охоты Диана со свитой. Роспись плафона Мраморного зала. Ок. 1756 г. Замок Мартинскирхен , Бранденбург
-
Зал для аудиенций с аллегорическими картинами Торелли. 1759—1761. Холст, масло. Городская ратуша, Любек
-
Портрет Эгмонта фон Шазо. 1761. Холст, масло. Музей Святой Анны, Любек
-
Коронация Екатерины II. 1777. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея , Москва
-
Коронационный портрет Екатерины II. Между 1763 и 1766 гг. Холст, масло. Государственный русский музей , Санкт-Петербург
-
Портрет великого князя Павла Петровича . 1765. Холст, масло. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург
-
Великий князь Павел Петрович представляет императрице Екатерине II свою невесту, будущую императрицу Марию Федоровну . 1776
-
Екатерина II в образе Минервы . 1770. Холст, масло. Государственный русский музей , Санкт-Петербург
-
Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами . 1772. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея , Москва
-
Екатерина II в народном костюме. Копия неизвестного художника с картины Торелли. Около 1780 г. Холст, масло. Государственный исторический музей , Москва
-
Портрет Петра Степановича Протасова . 1760. Холст, масло. Государственный русский музей , Санкт-Петербург
-
Портрет Семёна Кирилловича Нарышкина . 1760-е гг. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея , Москва
Примечания
- ↑ (англ.)
- ↑ (дат.)
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #122446879 // (нем.) — 2012—2016.
- TORELLI, Stefano. Irene Graziani — Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 96 (2019) от 28 января 2023 на Wayback Machine
- Schmidt O. E. Kursächsische Streifzüge. — Band 2: Wanderungen in der Niederlausitz. — Leipzig: Otto Spamer, 1904. — S. 35
- TORELLI, Stefano. Irene Graziani — Dizionario Biografico degli Italiani
- Réau L. Correspondence de Falconnet avec Catherine II. — Paris, 1921. — Р. 124
- Власов В. Г. Россика — деятельность иностранных мастеров в России и их значение для развития национального искусства // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 249
- Власов В. Г. Торелли, Стефано // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 385. — ISBN-5-88737-010-6
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
- Ernst S. Stefano Torelli in Russia // Arte Veneta, XXIV, 1970. Р. 184 (примеч. 34)
- . Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
- 2020-01-25
- 2