Палаццо Массимо
- 1 year ago
- 0
- 0
Пала́ццо дель Те , или Палаццо Те , — загородная вилла мантуанского маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую . Построено за 18 месяцев в 1524—1525 годах по проекту Джулио Романо . Затем на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образец искусства маньеризма . Официальное название здания — Palazzo Te , так же его чаще всего называют и в Италии. Однако это название дворец получил относительно недавно. Вазари называет его Palazzo del T (произносится как «Те»), англоязычные авторы используют форму Palazzo del Te . Б. Р. Виппер объясняет это название сокращением слова Тэйстум — «старинным названием равнины, на которой находится дворец» . На местном диалекте «Те» означает «топь, болотистое место».
Правившее Мантуей семейство Гонзага было известно как коннозаводчики, которые поставляли скакунов для дворов Европы. На месте нынешнего палаццо в начале XVI века находился конный завод. Второй страстью Гонзага было искусство. Мать Федерико, Изабелла д’Эсте , прославилась покровительством величайшим художникам своего времени, включая Леонардо да Винчи .
В 1524 году Федерико Гонзага задумал выстроить рядом с конюшнями непритязательное здание, где бы он мог проводить своё свободное время в обществе немногих близких друзей и подруг. Для осуществления замысла из Рима был приглашён любимый ученик Рафаэля — Джулио Романо.
Здание представляет из себя квадратную постройку, внутри которой находится обрамленный колоннадой сад. Расположение в пригороде позволило совместить в здании черты дворца и виллы . На внешних рустованных фасадах расположены пилястры , расположение окон указывает на то, что бельэтаж [ уточнить ] находится на первом этаже, а не на втором. В восточном фасаде расположена лоджия . Фасады здания только кажутся симметричными, расстояние между колоннами не совпадает, в центре северного и южного фасадов находятся арки без портика или фронтона , ведущие во внутренний двор («cortile»). Туда же выходят несколько окон. Стены двора украшены колоннами, нишами и слепыми окнами, в некоторых местах штукатурка оставлена невыровненной (эффект spezzato ), что оживляет поверхность, придаёт ей глубину. Архитектурный облик дворца, как замечает Б. Р. Виппер, близок так называемому « сельскому стилю » (внутристилевому течению архитектурного маньеризма) с «незаконченными элементами… оставленными как бы в сыром, недоделанном виде» . Намеренная «неправильность», искривленность, аритмичность чередования элементов, придают постройке зрительную подвижность, живописность, атектоничность, характерные для маньеристской архитектуры XVI века.
Главные росписи палаццо дель Те расположены в трёх залах. В "Зале психеи" посетитель попадает в обстановку олимпийского пира богов. В "Зале лошадей" его окружают стилизованные изображения любимых рысаков герцога (в 1530 г. Карл V Габсбург , посещая палаццо дель Те, дал хозяину право именовать себя герцогом).
Нарастающее напряжение достигает своей кульминации в "Зале гигантов", своды которого покрывает самая знаменитая фреска маньеризма — гиганты штурмуют Олимп , на их нагие тела обрушиваются глыбы камня и колонны, а плафон прорывается ввысь, как выразился П. П. Муратов , в «нестройной катаклизме».
В 1630 году Мантуя была разорена австрийцами , которые вывезли в качестве трофеев всё содержимое дворца. Оставленный хозяевами, дворец долгое время пустовал, и лишь недавно в его стенах разместили экспозицию искусства Древнего Междуречья .