Вслед за своим учителем
Перуджино
художник
Рафаэль Санти
(1483—1520) создал развёрнутую галерею образов
Марии с младенцем
, которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических настроений.
Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам
умбрийской живописи
кватроченто
. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на Мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные
пейзажные
фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства — чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу Сына. Эта прелесть материнства — основной эмоциональный акцент в Мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается «
Сикстинская мадонна
» (1512-1513), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с ощущением пробуждающейся тревоги.
В более поздних работах, выполненных в Риме совместно с
Джулио Романо
и другими учениками, художник увлекается усложнёнными позами и жестами, его краски мерцают в полумраке, пропорции фигур удлиняются — налицо все признаки
маньеризма
.