Мадонна в зелени
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мадонна в зелени» , «Мадонна на лугу» ( итал. Madonna nel verde — Мадонна в зелени, итал. Madonna del Prato — Мадонна на лугу) — картина выдающегося художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти . Относится к флорентийскому периоду творчества Рафаэля (1507—1508), является самой ранней из трёх картин этого периода и имеет много общего с двумя другими: « Прекрасная садовница » и « Мадонна со щеглом ». Картина написана в 1506 году, хранится в Музее истории искусств в Вене .
Рафаэль написал картину для своего друга и покровителя Таддео Таддеи, который, по словам историографа эпохи Возрождения Джорджо Вазари , всегда хотел видеть художника «постоянным гостем у себя дома и за своим столом» . Филиппо Бальдинуччи сообщал, что картина, тогда ещё под названием итал. Nostra Donna — Наша Госпожа) находилась в Палаццо Таддеи во Флоренции, затем была продана в 1662 году эрцгерцогу Австрийскому Фердинанду-Карлу, который поместил её в своем замке Амбрас в Инсбруке . В 1773 году картина была передана в императорские коллекции Вены, во дворец Бельведер , отчего произошло ещё одно название картины — «Бельведерская Мадонна» . После создания Музея истории искусств в 1891 году картина пополнила его экспозицию .
«Мадонна на лугу» представляет собой тип композиции , характерный для искусства итальянского Возрождения переходного периода от флорентийского кватроченто к римскому чинквеченто и поэтому отражает соединение традиционной христианской иконографии с новыми пантеистическими настроениями, включая влияния искусства Северного Возрождения в изображении пейзажа . Близкий тип создавал Джованни Беллини в Венеции : изображения Мадонн на фоне «уснувшего пейзажа» (определение А. Н. Бенуа). Такой тип композиции называют «Святая Аллегория» ( итал. Allegoria Sacra ).
Рафаэль избрал тему и соответствующую ей композицию, разработанную Леонардо да Винчи в картине Мадонна в скалах . Она основана на апокрифическом рассказе о том, как во время Бегства в Египет впервые, ещё будучи младенцами, встретились Иисус и Иоанн Креститель . Рафаэль перенёс эту сцену в типичный умбрийский пейзаж, но на дальнем плане картины изображено конкретное место: «простор Тразименского озера в окрестностях Пассиньяно недалеко от Перуджи» .
По правую сторону от Девы Марии показан младенец Иоанн с крестом. Его взгляд устремлён на Спасителя, расположенного в центре группы. Головы всех трёх фигур обрамлены едва приметными нимбами . Кажется, что дети играют, но сосредоточенность Девы Марии придаёт композиции серьёзный подтекст. Удивительная пластика линий, характерная для раннего творчества Рафаэля, делает ненавязчивой вписанность всех фигур в треугольник, о чём выразительно писал Генрих Вёльфлин в связи с картиной « Прекрасная садовница ».
Простыми средствами Рафаэль, которому в это время было всего двадцать три года, «создал ощущение умиротворённости и волшебства, соединив идеализацию, обобщённость форм с натурализацией, конкретностью в изображении мельчайших деталей». Композиционный треугольник выдаёт влияние Леонардо да Винчи , но «особое созерцательное настроение, гармония линий и фигур не сравнимы ни с чем» .