Interested Article - Иаков

Иа́ков ( др.-евр. (Ya'akov) יַעֲקֹב ‏‎) — ветхозаветный персонаж из Книги Бытия в эпоху после Потопа и до дарования Моисею Закона . Третий библейский патриарх (после Авраама и Исаака ), родоначальник 12-и колен Израилевых . Младший из сыновей-близнецов Исаака и Ревекки , родившей после 20-летнего бесплодного брака. После схватки с ангелом именуется как Израиль , реже Исраиль .

Почитается в авраамических религиях ( иудаизме , христианстве , исламе ).

Происхождение имени

Иаков

Имя Иаков интерпретируется в Пятикнижии как производное от слова акев («пята; след»), так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата Исава ( Быт. ). Помимо имени собственного, ивритское יעקב является глаголом в форме будущего времени третьего лица мужского рода и переводится как «(он) будет следовать, последует».

Израиль

Значение имени Израиль спорно, существует множество мнений: «Борющийся с Богом», «Божий герой», «Прямой к Богу», «муж, видящий Бога».

Жизнеописание

Спустя 20 лет после того, как Исаак взял Ревекку в жёны, у Ревекки от Исаака (сына Авраама) родились два сына-близнеца. Старший сын был назван Исавом, а младший — Иаковом ( Быт. , ).

Получение первородства

История Иакова излагается в Книге Бытия ( Быт. , ). Она начинается с повествования о том, как Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдёт от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Характеры и занятия братьев разнились: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» ( Быт. ). Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков, выменял Исаву красноватую снедь (чечевичную похлёбку) за право первородства ( ). Он также хитростью добился от Исаака, благоволившего Исаву, благословения на первородство и сделался родоначальником еврейского народа ( ).

Бегство из Ханаана в Харран

Избегая мести брата Исава, высказавшего своё желание его убить, Иаков, по совету своей матери Ревекки, удалился в город Харран (Северная Месопотамия, Арам-Нахараим). По его словам, в тот момент он имел с собой лишь один дорожный посох, а голову для сна преклонял на камнях. Во время своего побега, в одну из ночей, он увидел во сне мистическое видение, известное сейчас как Лестница Иакова . Это видение очень напугало Иакова. Он посчитал, что находится в месте священного портала, используемого Богом. Поэтому утром он поставил камень, на котором преклонил голову, как памятник и освятил его елеем. И назвал он это место, ранее известное как Луз, Вефилем ( Быт. ).

Луиджи Бузи . «Встреча Иакова с Рахилью». 1855

Придя в Харран, Иаков навёл справки о состоянии здоровья и благосостоянии семейства Лавана — брата своей матери. Познакомившись с родственниками, он предложил Лавану свои услуги в качестве пастуха с тем условием, что платой Лавана за 7 лет работы Иакова станет заключение брака Иакова с Рахилью ; на что Лаван дал своё согласие, но позже несколько обманул ожидания Иакова, выдав за него, под видом Рахили, старшую из своих дочерей Лию ( ). Общественные традиции не позволяли Лавану выдать младшую дочь замуж раньше старшей. Но Лаван успокоил Иакова, сказав, что по окончании свадебной недели он выдаст за него и обещанную ему Рахиль ( ). При этом он добавил уже своё условие, что Иаков отработает за Рахиль последующие 7 лет. Этот случай был не единственным, когда Лаван менял условия сделок ( ); и, видимо, этим он настроил Иакова против себя, в результате чего Иаков и сам, в свою очередь, начал извлекать пользу для себя, но нанося вред Лавану, ухудшая поголовье его племенных овец. Отработав на Лавана 7 лет за Рахиль, он ещё 6 лет работал на тестя за скот определённой масти. В процессе работы Иаков создал все условия для того, чтобы скот принадлежащей ему масти был сильным, здоровым и давал качественную шерсть; а скот, принадлежащий по договору Лавану, был хуже ( ).

Возвращение в Ханаан

Уход Иакова из Харрана в Библии объясняется откровением, полученным Иаковом, хотя само событие больше напоминало бегство, поскольку он ушёл из дома Лавана не попрощавшись, забрав с собой его дочерей и внуков и все своё богатство, в то время как Лаван пошёл стричь овец и находился в трёх днях пути от дома. Иаков решил не прощаться, поскольку опасался каких-то осложнений. Причины для осложнений были в детях и внуках, которые своим трудом и заботой могли скрасить Лавану старость ( Быт. ).

Лия и Рахиль, в ответ на призыв Иакова к отъезду, отметили, что Лаван растратил их состояние и продал их Иакову ( ).

Впрочем, несмотря на поспешный отъезд Иакова, Лаван всё же догнал караван зятя на дороге, ведущей в Ханаан, и таким образом хоть как-то, но попрощался с близкими и родными. Искал он также и фигурки своих родовых божков, украденные Рахилью и спрятанные ею под верблюжьим седлом (как предполагают некоторые учёные, само по себе владение родовыми идолами в то время считалось весомой долей в наследстве; а согласно законодательству Хаммурапи, зять, обладавший статуэткой тестя, пользовался правом наследства наравне с сыновьями) .

Сопоставляя данные из биографии Иосифа и Иакова в Египте, можно сделать вывод, что Иаков пришёл в Харран в возрасте 77-и лет. На Лии и Рахили женился через 7 лет после прибытия, то есть в 84 года. Первый ребёнок от Рахили Иосиф родился у Иакова за 6 лет до возвращения в Ханаан, на 91-м году его жизни, то есть через 7 лет после двойной свадьбы. С рождением Иосифа, после 14-и лет пребывания в Харране, Иаков хотел сразу же вернуться на родину. Но так как Лаван уговорил его остаться и работать ради получения крупной доли от стада овец, то Иаков задержался у него ещё на 6 лет и вернулся на землю отцов в Ханаан к отцу и матери только спустя 20 лет после бегства ( ). Его отец Исаак умер через 24 года после возвращения сына в возрасте 180-и лет. Умер Исаак возле дубравы аморрея Мамрия под Хевроном , в тех местах, где прожили последние годы своей жизни его отец Авраам и мать Сарра . Сыновья Исав и Иаков похоронили отца Исаака к востоку от города Кириаф-Арбы (то есть Хеврона), на поле хетта Ефрона бен Цохара в пещере Махпела , рядом с его родителями. Впоследствии на том же месте похоронили и жену Исаака — Ревекку.

По причине своего трудолюбия, Иаков уже в Харране смог стать изрядно богатым человеком. Он имел стада верблюдов, ослов, коров, коз и овец. Так, благодаря помощи Божией, Иаков весьма преуспевал в хозяйстве ( ).

К моменту возвращения Иакова, Исав был не только состоятельным, но и весьма влиятельным, имеющий в распоряжении 400 человек; и судя по радости от встречи, меньше всего его беспокоило утраченное когда-то по глупости первородство.

Схватка с Богом

Алексей Новоскольцев . «Иаков узнаёт одежды Иосифа». 1880

Во время переселения домой Иаков получил новое (второе) имя от Бога Израиль. С этого момента потомки Иакова в Писании часто назывались «израильтянами».

Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил своё бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя Израиль («Борющийся с Богом»), с напутствием « ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь » ( , ; повторно в ). Согласно изданию Библейский энциклопедический словарь , имя Израиль на еврейском означает «Божий герой» .

Пинхас Полонский сообщал, что « имя Израиль (в ивритском подлиннике — Исраэль ישראל) имеет двойственную этимологию, это и „Прямой к Богу“ (ישר-אל Яшар-Эль) и „боролся с Ангелом“. „Борьба Иакова“ », — продолжает Пинхас Полонский, — « шла по многим направлениям, ему всё время приходилось преодолевать давление со стороны окружающих. Он боролся с людьми, Эсавом (в синод. переводе — Исавом) и Лаваном, и ангелом Исава (преодолевая свою боязнь перед ним), и также „боролся с Богом“, преодолевая категорию Элохим („суда, предопределённости“). Величие Яакова (Иакова)-Израиля в том, что он не принимает судьбу, которая исходно выделена ему свыше, но, забирая себе предназначенное Исаву (Эсаву), обретает ещё более высокую миссию » .

В христианской Церкви было распространено толкование имени «Израиль» как «муж, видящий Бога», что справедливо по отношению к обстоятельствам Богоявления Иакову, но всё же является переводом не имени Исраэль (ישראל), а омонимичного ему сочетания איש иш — ראה раа — אל Эль .

События в Сихеме

Иаков с семейством проживал в Сокхофе . Позже Иаков, перейдя Иордан, поселился возле Сихема (современный евр. Шхем, араб. Наблус ). Специально для своего лагеря Иаков выкупил за 100 монет у сихемского царя Еммора земельный надел, располагавшийся неподалёку от этого городка. ( Быт. , ).

Во время пребывания семьи Израиля в Сихеме произошёл заметный внутрисемейный инцидент, который впоследствии изменил весь ход истории, касавшейся семьи Израиля, да и истории израильского народа в целом. Во время пребывания Израиля в Сихеме старшие сыновья, дойдя до крайности в своей ревности и злобе, чуть не убили Иосифа, любимца и баловня Иакова. Событие произошло под Дофаном ( Дотаном ), располагавшимся примерно в 20-и километрах к северу от Сихема, куда братья перегнали свои отары. Иосиф, пришедший к братьям из Сихема, наивно и, наверное, по-юношески не без хвастовства рассказал им о своём сне, в котором выступал большим начальником, стоящим над своими братьями. Это ещё больше усилило ненависть братьев к Иосифу, и почти все они возжелали убить его. Но, послушавшись уговоров старшего брата Рувима (который хотел спасти Иосифа, но не решался прямо выступить против девяти братьев), Иосифа бросили в пересохший колодец и ушли на обед. В то время мимо Дофана проходил караван измаильтян , направлявшийся в Египет. Братья по предложению Иуды хотели продать Иосифа измаильтянам. Когда проходили купцы из , они вытащили юношу из колодца и продали измаильтянам за 20 серебряных монет ( Быт. , ).

Второе неприятное событие в жизни Иакова, произошедшее под Сихемом, связано с тем, что сыном евейского царя Еммора была взята во время прогулки и обесчещена Дина (дочь Иакова). И хотя впоследствии насильник раскаялся и горел желанием взять Дину в жёны, сыновья Иакова, Симеон и Левий, возмущённые поруганием чести сестры, не простили ему содеянного. Скрывая гнев под маской дружелюбия, братья коварством и обманом перебили всех сихемцев мужского пола. Израильтяне разграбили евейский городок и поработили местных женщин и детей ( Быт. ).

Переселение в Вефиль и Хеврон

Иаков, остававшийся в неведении о происходивших событиях в Сихеме, укорил сыновей за то, что они сделали его «ненавистным для жителей земли сей» ( Быт. ); после чего он, не дожидаясь возмездия со стороны союзных, а возможно и родственных сихемцам ханаанских царьков, свернул свой семейный лагерь и по повелению Бога отправился в Луз (названный им Вефилем или Бет-Эль , что значит «Дом Бога»). Туда, где он когда-то видел во сне так называемую «лестницу Иакова» ( Быт. ).

Во время переселения в Вефиль Иакову через откровение было рекомендовано навести порядок в своём домашнем религиозном культе, так как его сыновья вынесли из Сихема не только драгоценности, но и предметы языческих культов. Во время чистки люди отдали Иакову племенных божков и серьги. Иаков закопал все предметы под дубом, неподалёку от Сихема ( Быт. ).

В Вефиле семейство Иакова оставалось недолго. Там поставили жертвенник Богу Авраама и вознесли жертвы. Во время родов Вениамина в сильных муках умерла Рахиль. Её похоронили при дороге, ведущей из Вефиля в Вифлеем (Ефрафу). На её могиле поставили памятник , который известен и по сей день ( Быт. ).

Прибыв в Хеврон в последние дни жизни Исаака, Иаков похоронил отца, когда ему самому было 120 лет ( Быт. , ).

Переселение в Египет

Когда начался голод, сыновья Иакова пошли в Египет, где начальствовал их брат Иосиф . Он дал им хлеба, и они вернулись к отцу. Они рассказали Иакову, что Иосиф жив и в почете ( Быт. ). По его просьбе в возрасте 130-и лет Иаков переселился с семьюдесятью прямыми потомками (согласно Септуагинте — с семьюдесятью пятью) в Египет (что произошло на втором году семилетней засухи, предсказанной Иосифом).

Иакову был отведён богатый округ Гесем ( Быт. ). Там от его сыновей произошло 12 колен еврейского народа, колен Израилевых, судьба которых была пророчески указана в его предсмертном благословении для каждого из них .

Смерть и гробница

Прожив в Египте ещё 17 лет, он скончался в возрасте 147-и лет ( Быт. ). Тело его, по египетскому обычаю, Иосиф приказал набальзамировать ( Быт. ), а затем — в силу его завещания, тело Иакова было перевезено в землю Ханаанскую ( Быт. ).

Иаков был погребён в священной Пещере Махпела в Хевроне, где также погребена его жена Лия и патриархи с жёнами: Авраам, Исаак, Сарра, Ревекка .

Потомки Иакова

Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, согласно Библии, образовали израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова . У Иакова были две жены — Лия , Рахиль , и служанки жён — Валла и Зелфа .

Перед смертью Иаков призвал к себе сыновей для благословения потомства и вместе с этим событием усыновил двоих сыновей своего сына Иосифа — Манассию и Ефрема , и возвёл этих двух своих внуков в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа .

Но так как род Левия в годы исхода из Египта был призван на священство, был лишён доли при разделе землевладений и жил за счёт обязательного налога (десятины) в пользу материальной поддержки культа Яхве , то, как правило, в политической жизни Израиля фигурируют только 12 колен.

В соответствии с перечислением потомков Иакова в книге Бытие, единственной дочерью Иакова (от Лии) была Дина .

В религиях

В талмудической литературе

В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов ( Берешит Рабба , 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7; см. также Мессия ) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своём троне (Берешит Рабба, 82:2) .

В каббале

В каббале раскрывается соответствие Иакова (Яакова) и сфиры тиферет .

В исламе

Иаков ( Якуб ) почитается как пророк и в исламе. В Коране он упомянут неоднократно (16 раз). Так, например, рассказывается, как прозрел Якуб после того, как на его лицо была положена рубаха его сына Юсуфа (Иосифа), ранее проданного братьями в Египет: «Когда же прибыл добрый вестник, набросил рубаху на лицо (Якуба), и тот прозрел и сказал: „Разве я не говорил вам, что Аллах дал мне знание того, чего вы не знаете?“» . Якуб упомянут и в ряде других сур (глав) Корана.

В православии

В православии Иаков почитается как пророк и ветхозаветный патриарх. Православная традиция придаёт особое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом и видению лестницы. Они понимаются как ветхозаветные образы боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков преображается (что отражается так же в перемене имени Иаков-Израиль), выступая прообразом грядущему обновлению творения. Видение лестницы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами знаменует собой восстановление связи неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретённой через вочеловечение Сына Божия . Лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова часто встречается в византийском и древнерусском искусстве — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина») .

В искусстве

В литературе

Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна « Иосиф и его братья ».

В кинематографе

Примечания

  1. . Электронная еврейская энциклопедия . Дата обращения: 9 марта 2021. 4 июня 2021 года.
  2. 3554 (3701)− 5509 = −1955 (−1808); см. Библейская хронология : Поколения от Адама до Авраама
  3. 21-23 // Genesis , בְּרֵאשִׁית , Första Moseboken (др.-евр.)
  4. 28 // Genesis , בְּרֵאשִׁית , Första Moseboken (др.-евр.)
  5. // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
  6. Мхитар Айриванеци . 3286 // / пер. К. П. Патканов .

    Исаак и Ребека, 60 лет, родили Исава, от которого произошли Эдомиты, называемые ныне Франками, и Иакова, прозванного Исраилем

  7. Еп. Вениамин (Пушкарь) . // Священная Библейская история Ветхого Завета. — Владивосток: Владивостокская епархия РПЦ, 2015. — 736 с. — ISBN 5-7444-1167-4 .
  8. // Библейский энциклопедический словарь / сост. Э. Нюстрем. — 1868.
  9. Полонский, Пинхас . Библейская динамика. Комментарий на Книгу Бытия / под ред. Э. Шаргородского. — Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2016. — Т. I. — С. 517. — 721 с. — ISBN 978-5-9907777-1-2 .
  10. Иероним Стридонский . . Азбука веры . Дата обращения: 23 июля 2017. 1 декабря 2017 года.
  11. Быт.
  12. Исх.

    Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте.

  13. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  14. Быт.

    Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.

  15. Быт.

    32 Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой. 33 И зачала [Лия] опять и родила [Иакову второго] сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон. 34 И зачала ещё и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий. 35 И ещё зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.

  16. Быт.

    18 И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие]. 19 И ещё зачала Лия и родила Иакову шестого сына. 20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон. 21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

  17. Быт.

    23 Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой. 24 И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

  18. Быт.

    16 И отправились из Вефиля. [И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.] И когда ещё оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды её были трудны. 17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. 18 И когда выходила из неё душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.

  19. Быт.

    5 Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына. 6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан. 7 И ещё зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. 8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

  20. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  21. Быт.

    10 И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына. 11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад. 12 И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову. 13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

  22. Быт. ; ср. Нав. .
  23. Чис. ; Втор.
  24. Быт.

    Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

  25. — статья из Электронной еврейской энциклопедии .
  26. . Дата обращения: 3 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
  27. Юсуф
  28. . Азбука веры . Дата обращения: 25 сентября 2016. 27 сентября 2016 года.
Источник —

Same as Иаков