О жизни Феодосия подробно рассказывает его обширное житие, написанное монахом того же монастыря
преподобным
Нестором
и включающее как легендарные житийные мотивы, так и действительные факты биографии преподобного. Существуют различные датировки написания Жития: 1080-е годы (исходя из описания ряда событий произведение было написано не позднее 1088 года
) или начало XII века. Житие Феодосия является древнейшим русским
агиографическим
произведением
. Вошло в
Киево-Печерский патерик
и в его составе начиная с XV века получило широкое распространение в древнерусской книжности
. Биографические сведения о святом имеются также в «
Повести временных лет
» в статьях 1051, 1073 и 1074 годов. В статье 1091 года рассказывается о
перенесении его мощей
, в статье 1108 года о внесении его имени в
синодик
для поминовения. Сведения о биографии святого читаются и в
Киево-Печерском патерике
.
Жизнеописание
Родился в городе
Василёве
(под
Киевом
) в состоятельной семье
. Его отец, принадлежавший к военному сословию, по повелению князя был переведён в
Курск
, где прошло детство и юность преподобного. Отец умер, когда Феодосию было 13 лет. Будучи с детства набожным, Феодосий носил
вериги
и мечтал о
монашестве
. Своим
благочестием
и
смирением
вызывал гнев матери. Мать Феодосия в его Житии описана как благочестивая, но в то же время властная и суровая
. Она борется со стремлением сына «датися» Богу (посвятить себя Богу). Отрок терпеливо сносил побои матери и глумление сверстников
.
В 1055—1056 годах
или около 1056 года
Феодосий ушёл из дома от радостей и соблазнов
мирской
жизни
. Вместе с паломниками он направился в Киев, пытался принять
постриг
в киевских монастырях, но везде получал отказ из-за своего молодого возраста. Узнав о святом
Антонии
, Феодосий пришёл к нему и принял постриг. Пострижение по указанию Антония совершил
Никон Печерский
либо сам Антоний
. Вместе с Никоном и Антонием он поселился в пещере. Феодосий стал одним из создателей Киево-Печерского монастыря.
Феодосий был
рукоположён
в
иеромонаха
, а в 1062 году
или в начале 1060-х годов
избран
игуменом
Киево-Печерской монастыря (вторым после
Варлаама
). В период игуменства в 1060—1062 годах он организовал постройку деревянного здания
монастыря
, куда и переселились все его насельники числом около ста. По инициативе Феодосия Печерского был принят первый устав Печерского монастыря, составленный на основе
студийского
общежительного устава
,
список
которого был прислан по просьбе Феодосия из
Константинополя
около 1068 года. Под руководством и по инициативе Феодосия были возведены многие монастырские строения. При нём было начато строительство главной монастырской церкви в честь
Успения Пресвятой Богородицы
(
Успенский собор
, завершён в 1078 году). Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской лавры
.
Основную часть паствы Феодосия составляло монашество, но он был пастырем и
мирян
. Одним из его
духовных чад
был киевский князь
Изяслав Ярославич
. Предание, зафиксированное Житием, свидетельствует об их очень близких духовных отношениях
. Феодосий участвовал в политической жизни Киева. Отличающийся необычайным смирением
, он, однако, решительно выступил против князя
Святослава Ярославича
, свергнувшего своего брата Изяслава в 1073 году
.
Согласно Житию, Феодосий творил многие
чудеса
. Прославился своим
аскетизмом
, носил ветхое
, которое, по словам составителя его жития
Нестора
, «сияло на нём как честная
багряница
царская». Перед
Великим постом
Феодосий обычно уходил в
затвор
на всю
Четыредесятницу
ради сосредоточенной молитвы и покаяния
. Затворяясь в пещере, он брал с собой немного хлеба, а дверь снаружи засыпали землёй, и братия монастыря общалась с ним только по крайней нужде через оставляемое небольшое оконце, и то только в субботу или воскресенье
.
Скончался Феодосий в 1074 году после непродолжительной болезни
. Перед смертью он попросил похоронить его ночью в той пещере, где он совершал свой затвор во время Великого поста. Его просьба была выполнена
.
Мощи
В 1090 или 1091
году игумен и братия лавры решили, что тело Феодосия необходимо перенести в заложенную им перед смертью Успенскую церковь, которая была освящена только в 1089 году. За три дня до
праздника Успения
монахи начали раскапывать могилу, и были обнаружены нетленные
мощи
Феодосия, как повествует Нестор — «власы только притяскли к голове». Торжественное
перенесение мощей
преподобного в церковь было совершено в праздник Успения Богородицы при стечении многих
епископов
и
игуменов
киевских монастырей. Во время
монгольского нашествия
мощи Феодосия были положены под спуд у западных дверей храма, где и находятся по настоящее время.
Почитание и канонизация
В 1108 году имя Феодосия Печерского было внесено в
синодик
Русской церкви, что означало его фактическую
канонизацию
.
В память Феодосия Печерского
освящены
11 церквей и часовен в России и на Украине
.
Феодосию приписывалось более двадцати произведений
, но с достаточным основанием можно считать его автором только двух посланий князю
Изяславу Ярославичу
, шести
или восьми
поучений и одной молитвы.
Произведения Феодосия имели большое распространение. Его послания к Изяславу и поучения «о хождении к церкви и о молитве» известны в
сербской литературе
. Всё это говорит о популярности творчества святого
. Поучения инокам и поучения князю, первоначально обращённые к конкретным лицам, со временем благодаря рукописной традиции стали поучениями для всех православных
.
Послания князю Изяславу
Первое послание князю Изяславу («Въпрошание Изяславле князя, сына Ярославля, внука Володимеря, игумена Феодосья Печеръскаго монастыря») известно в двух
списках
конца XIV — начала XV века и XV века
). Содержит наставления по поводу поста
и представляет собой ответ преподобного на вопрос князя Изяслава, можно ли по воскресным дням есть мясо.
А. А. Шахматов
,
А. И. Лященко
, Г. П. Бельченко и некоторые другие сомневались в авторстве Феодосия и относили авторство Феодосию Греку (середина XII века
). По мнению
О. В. Творогова
, характер вопроса свидетельствует о создании памятника именно в ранний период истории русского христианства. Оба списка указывают Феодосия как автора и Изяслава Ярославича как адресата послания.
Тому же князю адресовано другое послание («Слово святаго Феодосья игумена Печеръскаго монастыря о вере
крестьянской
и о
латыньской
») с наставлениями о том, как надо относиться к латинянам (католикам)
, написанное, предположительно, в 1069 году, и сохранившееся в тех же сборниках, что и предыдущее, а также в ряде более поздних списков. Это послание было использовано в летописи, в так называемом «исповедании веры», как предполагается, читавшемся уже в
Начальном своде
1095 года.
Поучения и молитвы
Большую часть литературного наследия Феодосия составляют поучения к инокам. Известны его учительные слова, обращенные к монастырской братии. Сохранившиеся слова передают заботу игумена об усвоении и исполнении богослужебного устава, устроении и соблюдении церковного благочиния, о христианском воспитании нравственности иноков
.
Большинство исследователей относит к авторству Феодосия ряд поучений. Эта атрибуция была предложена в середине XIX века
С. П. Шевырёвым
и епископом
Макарием (Булгаковым)
:
«О терпении и о любви»,
«О терпении и о любви и о посте»,
«О терпении и милостыни»,
«О терпении и о смирении»,
«О хождении к церкви и о молитве»,
«О душевной ползе» («Слово утѣшно къ братии о душевнѣй ползѣ», начало: «Аз, грешный и ленивый, погребый свой талант в земли…»), сохранило в своём содержании свидетельство того, что оно написано в затворе
,
«О ползе душевной» (другое поучение, начало: «Тем убо аз ныне дръзнух се писати вам…»),
Пять из этих поучений входят в состав
пергаменного
сборника середины XV века
, и имеются в более поздних списках. «Поучению к келарю» обнаружено в сборнике XIV—XV веков
и других списках того же и более позднего времени. По мнению
И. П. Ерёмина
, сомнения в авторстве Феодосия вызывает только первое из поучений «о душевной пользе», поскольку оно содержит несвойственный другим произведениям святого «налёт риторики». Творогов допускает сомнения в принадлежности Феодосию этих произведений.
Молитва Феодосия за всех христиан («за вся крестьяны») открыта и опубликована
Ф. И. Буслаевым
по древнейшему списку в составе
Псалтири
1296 года
. Известна в большом числе списков
.
Н. В. Понырко называет эту молитву за всех христиан венцом подвижничества Феодосия. По мнению исследователя, по содержанию этой молитвы ясно видно, с чем связана в народном предании характеристика преподобного Феодосия как «светильника всея
Руси
», поскольку он выступает в качестве молитвенника за всех
.
Другие возможные произведения
Феодосию приписывалось также поучение «о казнях Божиих», частично входящее в состав «Повести временных лет» и ряд других слов, поучений и молитв
.
Конгрегация Восточных Церквей.
Церковный Календарь Российской Католической Церкви Византийского Обряда (РКЦВО) / сост. и ред. иерей А. Бургос. —
СПб.
: Белый Камень, 2022. — 120 с. —
ISBN 978-5-989-74020-8
.
Молитвослов. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. — С. 492. — 510 с.
(рус.)
.
Приход Сошествия Святого Духа
. Дата обращения: 21 апреля 2023.
21 апреля 2023 года.
↑
от 17 мая 2020 на
Wayback Machine
. Сибирская католическая газета. Май 16, 2020.
Голубинский Е. Е.
. —
М.
: Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1903. — С. 51. — 600 с.
1 декабря 2017 года.
↑
Творогов О. В.
от 3 июля 2014 на
Wayback Machine
//
Словарь книжников и книжности Древней Руси
: [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин, О. В. Творогов. 1987.
↑
от 7 мая 2021 на
Wayback Machine
/ Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1997. Т. 1 : XI—XII века. 543 с. (Библиотека литературы Древней Руси).
. Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры.
//
свт.
Димитрия Ростовского
: 12 кн., 2 кн. доп. —
М.
: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IX: Май, День 3.
//
свт.
Димитрия Ростовского
: 12 кн., 2 кн. доп. —
М.
: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XII: Август, День 14. — С. 220.
Бодянский О. М.
Житие Феодосия игумена Печерьскаго, съписание Нестора : По харатейному списку XII в. Московского Успенского собора, с разнословиями по многим другим // Чтения в
Обществе истории и древностей Российских
. — 1858. — Кн. 3, отд. 3. — С. I—IV, 1—31;
Житие… Феодосия, игумена Печерьскаго. Съписание Нестора : По харатейному списку Московского Успенского собора буква в букву и слово в слово / С предисл. А. Попова // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. — 1879. — Кн. 1. — С. 1—10, 1—42 об.;
A Treasury of Russian Spirituality / Соmр. and ed. by
G. P. Fedotov
. London, 1952. P. 15—48 (пер. Жития Феодосия на
английский язык
);
Веnz E. Russische Heiligenlegenden. Zürich, 1953. S. 82—156 (пер. Жития Феодосия на
немецкий язык
);
// Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). — М. : Худож. лит., 1969. — С. 92—145, 707—709 (прим.). — Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Жития…» и прим.
О. В. Творогова
. Житие печатается в отрывках по древнейшему его списку (в составе
Успенского сборника
XII в.), изданному в 1899 г.
А. А. Шахматовым
и
П. А. Лавровым
; исправления внесены по списку ГИБ, С), п. 1, № 31;
Житие Феодосия // Успенский сборник XII—XIII вв. / Изд. подг.
О. А. Князевская
, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. — М., 1971. — С. 71—135;
Житие Феодосия Печерского / Подг. текста, пер. и примеч. О. В. Творогова // Памятники литературы Древней Руси. XI — нач. XII в. — 1978. — С. 304—391, 456—459;
Житие Феодосия Печерского / Подг. текста, пер. и примеч. О. В. Творогова // В кн.: Повести Древней Руси XI—XII вв. Л., 1983, с. 230—325, 548—551;
/ Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси /
РАН
.
ИРЛИ
; Под ред.
Д. С. Лихачёва
,
Л. А. Дмитриева
, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. :
Наука
, 1997. — Т. 1 : XI—XII века. — 543 с. (по списку в составе Успенского сборника) (
).
Издания сочинений
Произведения Феодосия неоднократно издавались. Лучшее издание двух посланий, восьми поучений и молитвы, наиболее вероятно принадлежащих святому, произведено в 1947 году
И. П. Ерёминым
(полное их научное издание).
Макарий, еп. (Булгаков)
Сочинения преподобного Феодосия Печерского в подлинном тексте // Учен. зап. II отд. имп. АН. — 1856. — Кн. 2, вып. 2. — № 11. — С. 193—224;
Буслаев Ф. И.
Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV рукописей Московской Синодальной библиотеки // В кн. : Матер. для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. — М., 1855. — С. 23—29;
Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под ред. проф. А. И. Пономарева. — СПб., 1894. — Вып. 1. — С. 26—46;
Яцимирский А. И.
Из славянских рукописей : Тексты и заметки. — М., 1898. — С. 1—30;
Чаговец В. А.
Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. — Киев, 1901;
Никольский Н. К.
Сербский список поучений о хождении к церкви и о молитве, приписываемый св. Феодосию Печерскому // Библиографическая летопись. — СПб., 1915. — Т. 2, отд. 2. — С. 68—71;
Еремин И. П.
Литературное наследие Феодосия Печерского // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1947. — Т. 5. — С. 159—184;
Понырко Н. В.
Эпистолярное наследие Древней Руси, XI—XIII вв. : Исследования, тексты, переводы. — СПб., 1992;
/ Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука, 1997. — Т. 1 : XI—XII века. — 543 с. — (Библиотека литературы Древней Руси);
Древнерусские патерики : Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. — М., 1999.
Литература
М. З.
//
Русский биографический словарь
: в 25 томах. —
СПб.
—
М.
, 1896—1918.
— Т. 25 (1913) : Яблоновский — Фомин. — С. 361—365;
Шевырев С. П.
Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. — М., 1850. — Т. 2. — С. 38;
Макарий, еп. (Булгаков)
Преподобный Феодосии Печерский как писатель // В кн.: Исторические чтения о языке и словесности II отд. имп. АН, 1854 и 1855 гг. — 1856. — С. 232—261;
Шахматов А. А.
Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1897. — Т. 2, кн. 3. — С. 795—844;
Лященко А. И.
Заметки о сочинениях Феодосия, писателя XII в. // В кн.: Отчет о состоянии училища при реформатских церквах за 1899—1900 г. — СПб., 1900. — С. 24—26;
Бельченко Г. П.
Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения (по поводу книги В. А. Чаговца). — Одесса, 1902;
Харлампович К. В.
О молитвах преп. Феодосия Печерского // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1912. — Т. 17, кн. 2. — С. 165—174;
Приселков М. Д.
Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. — СПб., 1913 ; СПб., 2003;
Сперанский М. Н.
К истории взаимоотношений русской и юго-славянских литератур // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук за 1921 г. — 1923. — С. 159—161;
Висковатый К.
К вопросу об авторе и времени написания «Слова к Изяславу о Латинех» // Slavia. — 1939. — Гоč. 16, seš. 4. — с. 535—567;
Украïнськi письменники. — С. 187—192;
Орешников А. С.
К истории Начального летописного свода : (О составителе и времени составления «Поучения о казнях божиих»). — Тр. Моск. гос. ист.-архивн. ин-та. — М., 1961. — Т. 16. — С. 481—487;
Гудзий Н. К.
О сочинениях Феодосия Печерского // В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. статей к 70-летию акад.
М. Н. Тихомирова
. — М., 1963. — С. 62—66;
Кара Н. В.
Особенности цитирования традиционных текстов в поучениях Феодосия Печерского //
Вестник ЛГУ
. — 1983. — № 8. История, язык, литература, вып. 2. — С. 64—68.
Артамонов Ю. А.
Житие Феодосия Печерского : Проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г. — М., 2003;
Поппэ А.
Студиты на Руси : Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. — К., 2011.