Представляет собой рассказ о мире, природе, растениях, животных и человеке, построенный как комментарий к библейскому рассказу
книги Бытие
о сотворении мира. Шесть частей-
слов
произведения соответствуют шести дням акта творения. Содержит богатое собрание
античных
и
средневековых
«естественнонаучных» сведений и
натурфилософских
представлений
.
Содержание
История
Иоанн был болгарским писателем и переводчиком следующего за
Кириллом и Мефодием
поколения
. Текст памятника был составлен в Болгарии в конце IX — начале X века. На Русь памятник попал не позднее XI века
. Основой для его написания послужили другие Шестодневы —
Василия Великого
,
Севериана Гавальского
,
Феодорита Кирского
. Древнейший сохранившийся
список
—
сербский
, 1263 года. Старейшие русские списки относятся к XV веку
.
В прологе автор пишет, что он не сам сочинил эти шесть слов, а заимствовал по смыслу или буквально у разных писателей, главным образом «от Ексамера святого Василиа» (то есть из Гексамерона — Шестоднева Василия Великого); что ему приходилось когда-либо читать, то он и соединил, а недостающее дополнил своими словами, словно бревенчатый дом с мраморным полом, построенный из чужого материала, он покрыл единственно имевшейся в его распоряжении соломой. В прологе и в предисловии к шестому слову
, также написанном самим компилятором, где речь идет о человеке
, выражен основной пафос этого и всех прочих Шестодневов — изумление природой и устройством человека; здесь содержится также описание княжеского двора, предположительно двора болгарского князя
Симеона
. Этому князю, любителю литературы и покровителю просвещения, Иоанн и посвятил свой Шестоднев. Симеон погиб в 927 году, поэтому Шестоднев был создан ранее
.
Шестоднев Иоанна Экзарха для славян долгое время являлся едва ли не главным источником сведений по
естествознанию
. Хотя старейшие русские списки относятся к XV веку, влияние Шестоднева Иоанна на
русскую литературу
прослеживается уже начиная с XI века. К нему, в частности, восходят восхищение мирозданием, идеи, что каждый должен быть доволен своим уделом и что леность — мать всякому злу, выраженные в «
Поучении
»
Владимира Мономаха
, и художественный метод описания
Русской земли
в «
Слове о погибели Русской земли
». В XVII веке Шестоднев Иоанна Экзарха использовал в своих сочинениях ценивший его
протопоп
Аввакум
.
, Создан в кон. 9 – нач. 10 в. в Болгарии, откуда не позднее 11 в. попал на Русь и оказал заметное влияние на духовную жизнь страны. <...> «Шестоднев» Иоанна был наиболее популярным на Руси сочинением этого жанра, сыграв важную роль в соприкосновении античной и славянской культур..
, Создан в кон. 9 – нач. 10 в. в Болгарии, откуда не позднее 11 в. попал на Русь и оказал заметное влияние на духовную жизнь страны..
, Представляет собой компилятивный труд, восходящий преимущественно к Шестодневу Василия Великого (а также Севериана Гавальского, Феодорита Кирского и др.). В памятнике излагаются основополагающие принципы теолого-рационалистического христианского мировоззрения и содержатся обширные сведения об античной философии, астрономии, географии, физике, ботанике..
, Иоанн соединяет библейский креационизм с учениями о четырех стихиях, сводя многообразие созидаемого Богом мира к различным сочетаниям первоэлементов (воды, земли, огня и воздуха)..
, В монотеистическом духе развивает положения Аристотеля о материи и форме. Иоанну известны детали спора между Платоном и Аристотелем, касающиеся природы эфира..
, Хотя и в сугубо отрицательном ключе, тем не менее довольно подробно характеризуются взгляды Парменида, Демокрита, Диогена, Фалеса..
, Представления о мироздании строятся на основе идей Аристотеля и Птолемея, согласно которым Земля помещается в центре сферических небесных кругов. Геоцентрическая схема размещения светил на сферических небесах-поясах положена в основу исчисления лунного и солнечного календарей. На античных идеях о шарообразности Земли и постоянстве солнечной эклиптики основано учение о климатических зонах..
О «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского //
Русская речь
. — 1972. —
№ 5
. —
С. 130–143
.
Баранкова Г. С.
К текстологическому и лингвистическому изучению «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского.
// Восточнославянские языки: Источники для их изучения. —
М.
, 1973. — Стб. 172–215.
Баранкова Г. С.
К вопросу лингво-текстологического анализа списков «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского, хранящихся в ГБЛ
// Зап. Отд. рук. ГБЛ.. — Вып. 35. —
М.
, 1974. — С. 104—121.
Баранкова Г. С.
// Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. — Вып. 2, Ч. I. — 1976. — С. 165–180.
Баранкова Г. С.
Об астрономических и географических знаниях
// Естественнонаучные представления Древней Руси. —
М.
, 1978. — С. 48–62.
Баранкова Г. С.
Астрономическая и географическая терминология в «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского
// Памятники русского языка: Исследования и публикации. —
М.
, 1979. — С. 150–171.
Баранкова Г. С.
// Древнерусский язык в его отношении к старославянскому. Сб. ст.. —
М.
, 1987. — С. 77—91.
Баранкова Г. С.,
Мильков В. В.
, Якунин С. Н.
Комментарии к переводу древнерусского текста на современный русский язык
//
/
Институт философии РАН
. —
М.
, 1996.
Бичваров М., Пейчев Б.
Iоан, екзарх Болгарський та давньоруська філософська культура //
Філософська думка
. — 1981. —
№ 5
. —
С. 78—81
.
Дуйчев Ив.
Йоан Екзарх
// История на българска литература. — София, 1962. — Т. 1. — С. 127—140.
Зверева А. В.
// Материалы секции «Проблемы общественной и духовной жизни: от античности к новому времени») Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-98» 07.04.1998 г.). —
М.
:
МГУ
, 1998.
Лихачёв Д. С.
«Шестоднев» Иоанна Экзарха и «Поучение» Владимира Мономаха
// Вопросы теории и истории языка. —
Л.
, 1963. — С. 187—190.
Лихачёв Д. С.
// Русско-европейские литературные связи: Сб. статей к 70-летию со дня рождения акад. М. П. Алексеева. — М.; Л., 1966. — С. 92–96.
(Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. — СПб.: Издательство «
Наука
», 1986. — С. 226—229.)
Лихачёв Д. С.
Исследования по древнерусской литературе. —
Л.
, 1986. — С. 137–139.
Иоанн Экзарх
//
Мень А. В.
Библиологический словарь: в 3 т. —
М.
: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Т. 1: А—И..
Мильков В. В.
Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского - общеславянский памятник богословско-философской мысли
// Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. V слово. —
М.
, 1996. — С. 25—26.
Панченко А. М.
Некоторые эстетические постулаты в Шестодневе Иоанна экзарха
// Русско-болгарские фольклорные и литературные связи. —
Л.
, 1976. — Т. 1.
Петухов Е. В.
К литературной деятельности Иоанна, экзарха болгарского. — Известия Отдела русского языка и словесности АН. — 1904. — Т. 9, кн. 4.
Погодин М. П.
// Древности. Журнал Московского археологического общества. —
№ 1. кн. 2
. —
С. 200—206
.
Естественнонаучные представления Древней Руси и Болгарии и их место в истории отечественной философии
// У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов. —
К.
, 1983. — С. 103–127.
Трифонов Ю.
Сведения из старобългарския живот в Шестоднева на Йоан Екзарх
// Списание на Българската академия на науките. — кн. 35. — София, 1926. — С. 1—26.
«Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского как памятник средневекового философствования / Сост., ред.,
В. В. Мильков
, Н. Б. Пищогина. —
М.
:
Институт философии АН СССР
, 1991. — 190 с.