Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста
Жана-Батиста Лемуана
, одновременно изучая в
версальском парке
работы известных французских мастеров. В 1744 году принят в
Парижскую Академию
за представленную на конкурсе скульптурную группу «
Милон Кротонский
»; в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластике
барокко
динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.
Севрский период
В работах, исполненных по заказу
мадам де Помпадур
, фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство
рококо
.
Статуи «Музыка», «Грозящий Амур», «Купальщица», полные
рокайльной
изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. В 1757 году Фальконе был назначен директором
Севрской фарфоровой мануфактуры
(находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создаёт множество сразу вошедших в моду статуэток из
бисквита
, изображающих мифологических персонажей и аллегорические фигуры.
Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный
канон
. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном
хитоне
с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный
Пигмалион
, исполнены нежного
элегического
настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора
Дени Дидро
, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. А иллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.
Всю жизнь Фальконе мечтал о создании
монументального произведения
, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица
Екатерина II
поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в
Париже
, после приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над
гипсовой
моделью в величину статуи.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице
Мари Анн Колло
, но впоследствии, по-видимому, внёс свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.
В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины, изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник
Емельян Хайлов
) в 1775 году Фальконе выполнял сам. Покинув Россию в 1778 году до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781-м вернулся во Францию.
Последние 8 лет жизни, разбитый параличом (в мае 1783 года), он не мог работать и творить.
:
[
фр.
]
/ publiée avec un introduction et des notes par Louis Réau. — Paris : E. Champion, 1921. — XLIV, 274 p. — (Bibliothèque de l'Institut français de Petrograd ; t. VII). —
OCLC
.
Le pour et le contre : Correspondance polémique sur le respect de la postérité, Pline et les anciens auteurs, qui ont parlé de peinture et de sculpture :
[
фр.
]
/ Diderot et Falconet ; Introd. et notes de Yves Benot. — Paris : Les éd. français réunis, 1958. — 385 p., 4 p. ill.
Литература
Очерки жизни и творчества
Зарецкая З. В.
Фальконе / З. В. Зарецкая. — 2-е изд., доп. — Ленинград : Аврора, 1970. — 48 с.
Каганович А. Л.
«Медный всадник» : История создания монумента [скульптором Фальконе]. — 2-е изд., доп. —
Л.
: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982. — 192 с. : ил. — Указ. в:
, с. 439, № 2289.
Dieckmann H., Seznec J.
The Horse of Marcus Aurelius : A Controversy between Diderot and Falconet :
[
англ.
]
/ by H. Dieckmann and J. Seznec // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1952. — Vol. 15, no. 3–4. — P. 198–228. —
JSTOR
.
Levitine G.
:
[
англ.
]
/ by George Levitine, with a translation from the French of Falconet's
Réflexions
sur la sculpture by Eda Mezer Levitine. — Greenwich, Conn. : New York Graphic Society, 1972. — 144 p. —
LCCN
. —
OCLC
.
Weinshenker A. B.
Falconet : His writings and His Friend Diderot :
[
англ.
]
/ Anne Betty Weinshenker. — Genève : Droz, 1966. — X, 138, [5] p., 15 p. ill.
Каталоги выставок
Россия — Франция : Век Просвещения : русско-французские культурные связи в 18 столетии : каталог выставки / Министерство культуры СССР; Гос. Эрмитаж. Коммисариат выставки: В. А. Суслов, Г. П. Енин, Г. Н. Комелова, И. Н. Новосельская (СССР); А. Ангреми, Ж.-П. Кюзэн, Ж. Мабий, М. Авриль, К. Анри (Франция). —
Л.
: Издательство Государственного Эрмитажа, 1987. — 301 с. —
10 000 экз.
—
OCLC
.
: Relations culturelles et artistiques de la France et de la Russie au XVIII-e siècle : [Catalogue de l'Expos.], Galeries nat. du Grand Palais, 20 nov. 1986 - 9 févr. 1987 / [Les notices du catalogue réd. par les aut. sov.: L. Albina et al. et par les aut fr.: Annie Angremy et al.] ; Min. des affaires étrangères. Assoc. fr. d'action artistique. — Assoc. fr. d'action artistique, 1986. — 491 p.
Pinot de Villechenon M.-N.
Falconet à Sèvres ou l'art de plaire, 1757–1766 :
[
фр.
]
: Musée national de céramique, Sèvres, 6 novembre 2001 — 4 février 2002 / [Marie-Noëlle Pinot de Villechenon... et al.]. — Paris : Réunion des musées nationaux, 2001. — 191 p. —
ISBN 2-7118-4170-7
.
Sahut M.-C., Volle N.
: les Salons, 1759–1781 :
[
фр.
]
: [exposition] Hôtel de la Monnaie, 5 octobre 1984 — 6 janvier 1985 / Marie-Catherine Sahut et Nathalie Volle, commissaires de l'expos.. — Paris : Ministère de la culture, Editions de la Réunion des musées nationaux, 1984. — 548 p.
Словари и энциклопедии
Беляев Н. С.
: краткий биографический справочник / Библиотека Российской академии наук ; автор-составитель Н. С. Беляев. —
СПб.
: БАН, 2018. — С. 277–278. — 326 с. —
300 экз.
—
ISBN 978-5-336-00234-8
. —
OCLC
.
Власов В. Г.
Фальконе Этьенн-Морис // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 416, 418. — 655 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-010-6
. —
OCLC
.
Малиновский К. В.
Фальконе Этьен Морис / К. В. Малиновский //
Три века Санкт-Петербурга
: энциклопедия :
в 3 т.
/ руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. П. Е. Бухаркин. — 2-е изд., испр. —
СПб.
: Филологический факультет СПбГУ ;
М.
: Академия, 2003. — Т. 1 : Осьмнадцатое столетие, кн. 2 : Н — Я. — С. 442–443. — 639 с., [16] л. ил. : ил., портр., цв. ил., планы, карты. —
ISBN
5-8465-0147-8
(т. 1, кн. 2). —
ISBN 5-8465-0054-4
.
// Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers :
[
фр.
]
:
en 10 vol.
/ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. —
. — P. 254. — 728 p. —
ISBN 2-7000-0152-4
. —
OCLC
.
Blumer M.-L.
Falconet (Étienne-Maurice) / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française :
[
фр.
]
/ publ. sous la dir. de Roman d'Amat,... ; avec le concours de nombreux collab.... — Paris : Letouzey et Ané, 1975. — T. 13 : Espinas — Flers. — Col. 508–511. — 1528 col. —
OCLC
.
//
:
[
англ.
]
:
in 34 vol.
/ edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. —
. — P. 763–765. — XIII, 913 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. —
ISBN 1-884446-00-0
. —
LCCN
. —
OCLC
.
Dictionnaire des sculpteurs de l'école française au dix-huitième siècle :
[
фр.
]
/ par Stanislas Lami,... ; préface de Henri Roujon,..... — Paris : H. Champion, 1910. —
. — P. 325–335. — XII, 441 p. —
OCLC
.
Milande V.
Falconet, Etienne-Maurice / V. Milande // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker :
[
нем.
]
/ hrsg. von Eberhard Casten [et al.]. — München, Leipzig : Saur, 2003. — Bd. 36 : Ezeoke — Faradje. — S. 357–359. — LII, 572 S. —
ISBN 3-598-22740-X
. —
ISBN 3-598-22776-0
(Bd. 36). —
OCLC
.
Справочные указатели
Острой О. С.
, Саксонова И. Х.
: указатель библиографических пособий, 1789–2007 гг. / О. С. Острой, И. Х. Саксонова; Российская национальная библиотека. —
СПб.
: Издательство РНБ, 2012. — С.
. — 790 с. — № 2289. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-8192-0427-6
. —
OCLC
.
Freitag W. M.
: A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P.
. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 3436–3443. —
ISBN 0-8240-3326-4
. —
LCCN
. —
OCLC
.
Фальконе Э.-М.
Письмо к герцогу д’Эгильон от 27 августа 1769 г. / Сообщ. И примеч. Н. К. Богушевский //
Русская старина
, 1874. — Т. 9. — № 4. — С. 760—764. — Под загл.: Фальконет, строитель памятника Петру I. 1716—1791.