Interested Article - Мабюз

Ян Госсарт , Жан Госсарт , Жанин Госсарт ( нидерл. Jan Gossaert, Jean, Janin, Jennyn Gossart ) по прозванию Мабюз ( нидерл. Maubeuge , фр. Mabuse ; 1478 , Мобёж 1532 , Антверпен ) — нидерландский живописец , рисовальщик , гравёр и резчик по дереву; родоначальник романизма в нидерландской живописи XVI века.

Биография

Ян Госсарт родился около 1479 года (или в 1478) в городе Мобёж на севере Франции, отчего и получил своё прозвание «Мабюз» (Мобёжский) , его часто называли «Ян Мабузе», некоторые его картины имеют латинскую подпись: «Иоанн Мальбодиус» ( лат. Ioannes Malbodius ) .

Достоверно ничего не известно о его образовании и ранних работах. Основываясь на стилевых особенностях ранних произведений Госсарта, такие авторы, как Вайс (1912) и Винклер (1921), предположили, что Госсарт, возможно, обучался в Брюгге в кружке Герарда Давида . Однако в настоящее время предполагается, что Госсарт получил образование в Антверпене , из чего логически вытекает и его принятие в 1503 году в качестве мастера в антверпенскую Гильдию Святого Луки . Вероятно, в 1499 году он отправился в Англию, где писал преимущественно портреты .

После 1507 года имя Госсарта исчезает из архивов Антверпена. Считается, что адмирал Фландрии Филипп Бургундский , бастард герцога Бургундии Филиппа III Доброго нанял его в свою свиту во время миссии ко двору папы Юлия II в Рим . Филипп взял на себя эту дипломатическую миссию от имени регентши Маргариты Австрийской . Госсарт покинул Мехелен вместе с адмиралом и его свитой 26 октября 1508 года и прибыл в Рим 14 января 1509 года .

Из документов 1529 года также известно, что герцог Филипп, который интересовался руинами античности, специально поручил Госсарту сопровождать его, чтобы делать рисунки римских древностей для собственной коллекции. Эти рисунки сохранились. До прибытия в Рим Госсарт, несомненно, был знаком с итальянской живописью XV и начала XVI веков. Он также изучал её во время путешествия по таким городам, как Тренто, Верона, Мантуя и Флоренция. Микеланджело и Рафаэль в то время работали в Риме; первый расписывал потолок Сикстинской капеллы , а последний выполнял росписи знаменитых Станц в Апостольском дворце Ватикана .

В дальнейшие годы Ян Госсарт продолжал работать на герцога Филиппа в его замках, в Антверпене, а также в Миддельбурге ; также выполнял заказы представителей семьи Габсбургов — двора Маргариты Австрийской в Мехелене . Письменные источники свидетельствуют, что он выполнил портреты Карла V и его сестры Элеоноры Португальской .

Когда Филипп Бургундский получил сан епископа Утрехтского, Мабюз последовал за ним в Утрехт , в замок Дюрстеде и участвовал в его оформлении. Художник скончался в Антверпене 1 октября 1532 года . Известным учеником Госсарта был Ламберт Ломбард .

Творчество

В первом десятилетии XVI века Госсарт принадлежал к так называемым антверпенским маньеристам . После поездки в Италию в 1508—1509 годах в окружении гуманиста Филиппа Бургундского, адмирала Зеландии, а затем епископа Утрехта, Госсарт сыграл важную роль во внедрении достижений искусства итальянского Возрождения в Нидерландах. Госсарт заложил основу живописного движения, которое позже будет называться фламандским романизмом и на которое сильно повлияло искусство Высокого Возрождения в Риме , в особенности Рафаэля , Микеланджело и их последователей. Вскоре после своей смерти Госсарт стал считаться первым голландским художником, писавшим картины на мифологические сюжеты в классическом стиле с обнажёнными фигурами. Он совершенствовал свою технику масляной живописи по примеру старых итальянских мастеров и вдохновлялся их знаменитыми произведениями.

Вероятно, именно Госсарт вдохновил своего ученика Яна ван Скорела на совершение долгого европейского тура. С той поры для нидерландских художников (включая и Рубенса и Ван Дейка ) стало обычаем совершать европейские путешествия.

Одной из значительных работ Госсарта, сохранившихся с того периода, является алтарь со «Святым Лукой, рисующим портрет Девы Марии» (Национальный музей, Прага), который он выполнил для гильдии живописцев Мехелена (ок. 1513—1514). Госсарт по-прежнему руководствовался фламандскими традициями и стилем интернациональной готики , особенно в изображении складок одежд и лиц фигур. Из итальянского искусства он заимствовал прямую линейную перспективу и классический архитектурный декор , а также различные мотивы античной скульптуры.

Мифологические сюжеты давали Госсарту возможность экспериментировать с изображением обнажённой натуры. Он основывал это не только на наблюдениях, осуществлённых им в Риме, но и на гравюрах современников, мастеров Северного Возрождения , таких как Альбрехт Дюрер (известно, что Дюрер положительно оценивал творчество Госсарта), а также на гравюрах Маркантонио Раймонди по рисункам Рафаэля. Госсарт также использовал небольшие скульптуры Конрата Мейта, художника немецкого происхождения, который работал при дворе Маргариты Австрийской в Мехелене. Важное значение имело творчество Якопо де Барбари , итальянского художника, работавшего в Германии. В частности, его теория пропорций тела человека (эта рукопись Барбари считается утерянной) .

Картины, созданные Госсартом до его итальянского путешествия — «Поклонение волхвов» ( Касл-Ховард , Великобритания), «Портрет детей Генриха VII» ( Хэмптон-корт , Лондон), «Мироносицы» и «Се человек» ( Рейксмюсеум , Антверпен), алтарный образ в галерее Пражского общества любителей искусства — схожи по своему характеру с произведениями Квентина Массейса . Характерными также являются « Даная » и «Мадонна на троне», находящиеся в мюнхенской « Старой пинакотеке », «Нептун и Амфитрита» из Берлинского музея.

В санкт-петербургском Эрмитаже хранится центральная часть триптиха Яна Госсарта « Снятие с креста » .

Галерея

Примечания

  1. , с. 80.
  2. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  3. Weisz Е. Jan Gossart gen. Mabuse, sein Leben und seine Werke: ein monographischer Versuch und Beitrag zur Geschichte der Vlämischen Malerei in der ersten Hälfte des XVI. Jahrhunderts, Vereinigte Friedrichs-Universität Halle-Wittenberg. Philosophische Fakultät, Diss. Doct. Phil., 1912. Halle a/d Saale, 1912; Friedrich Winkler. Die Altniederländische Malerei. Die Malerei in Belgien und Holland von 1400—1600. — Berlin, 1924
  4. Early Italian Engravings from the National Gallery of Art. JA Levinson (ed). — Washington: National Gallery of Art, 1973. — LOC 7379624
  5. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 121—122

Избранные работы

См. также

Литература

  • Мировое искусство (Мастера Северного Возрождения) / Сост. И. Г. Мосин. — Санкт-Петербург: «ООО СЗКЄО «Кристалл», 2006. — С. 174. — 176 с. — ISBN 5-9603-0038-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Мабюз