Interested Article - Титаномахия
- 2020-12-09
- 2
«Титанома́хия» ( др.-греч. Τιτανομαχία ; также известна как Битва титанов , Битва богов , Войны титанов ) — в древнегреческой мифологии — битва богов-олимпийцев с титанами , серия сражений в течение десяти лет в Фессалии между двумя лагерями божеств задолго до существования человеческого рода: титаны, с базой на горе Отрис , и олимпийцы, которые придут править, с базой на горе Олимп . Олимпийцы одержали победу с помощью циклопов и гекатонхейров .
Источники
Из греческой литературы классического периода известно несколько поэм о войне между богами и многими из титанов. При этом доминирующей поэмой и единственной, которая сохранилась до наших времен, является написанная Гесиодом « Теогония » . Сюжет Титаномахии упоминается в трагедии Эсхила « Прометей прикованный » и сборнике « Мифологическая библиотека » Псевдо-Аполлодора . Потерянный эпос «Титаномахия», чьим автором называли легендарного слепого фракийского певца Фамириса , вскользь упоминается в трактате «О музыке», сочинении, ранее приписывавшемся Плутарху . Титаны также играли заметную роль в поэмах, приписывавшихся Орфею . Хотя до нас дошли только обрывки рассказов Орфея, они показывают интересные отличия от гесиодской традиции.
«Титаномахия»
Утерянный эпос «Титаномахия», который связан с борьбой, которую вели Зевс и его братья и сёстры, олимпийские боги, за свержение своего отца Кроноса и его божественного поколения титанов, традиционно приписывался Евмелу из Коринфа , полулегендарному певцу из Бакхиадов , правящей семьи в древнем Коринфе, который ценился как традиционный композитор «Просодии», церемониального гимна независимости Мессении, который исполнялся на Делосе.
Даже в древности многие авторы упоминали «Титаномахию» без имени автора. Мартин Личфилд Уэст при анализе доказательств пришел к выводу, что имя Евмела связывалось с поэмой как единственное известное. Судя по обрывочным данным, рассказ автора «Титаномахии» отличался от рассказа Гесиода в « Теогонии » в ряде существенных моментов. Невозможно, чтобы датой поэмы был восьмой век до нашей эры; М. Л. Уэст датирует её самое раннее концом седьмого века.
«Титаномахия» была разделена на две книги. Битве олимпийцев и титанов предшествовало нечто вроде теогонии, или генеалогии Первобытных Богов. Византийский писатель Иоанн Лид отмечал, что автор «Титаномахии» поместил место рождения Зевса не на Крит, а в Лидию, что скорее всего означало гору Сипил .
Сюжет
Основа для этого важного сражения была положена после того, как молодой титан Кронос сверг своего отца, бога Урана , повелителя небес, с помощью своей матери Геи . Уран вызвал вражду Геи, когда он заключил в Тартар её детей — гекатонхейров и циклопов . Гея создала большой серп и собрала Кроноса и его старших братьев, чтобы убедить их в необходимости кастрации Урана. Только Кронос согласился это сделать, так что Гея дала ему серп и поместила его в куст.
Когда Уран встретился с Геей, Кронос напал на отца и, серпом отрезав его половые органы, выбросил их в море. Тем самым потерявший власть над миром Уран предрёк, что дети Кроноса восстанут против его правления так же, как Кронос восстал против собственного отца. Кровь Урана, пролитая на землю, породила Гигантов , Эриний и Мелий , а из семени его отрезанных половых органов возникла богиня любви Афродита из моря.
Кронос принял престол отца после свержения Урана. Затем он закрепил свою власть путём повторного заключения своих братьев и сестёр, гекатонхейров и циклопов, и его (ново-созданных) братьев и сестёр гигантов в Тартар . Кронос превратился в ужасного царя, каким был его отец Уран — он глотал каждого из детей, как они рождались от его сестры-жены Реи . Рее удалось скрыть своего ребёнка Зевса , обманув Кроноса, отдав ему вместо него проглотить камень, завёрнутый в одеяло.
Рея принесла Зевса в пещеру на острове Крит, где он был выращен до зрелого возраста Амальтеей . Позже богиня разума Метида дала Кроносу смесь горчицы и вина, отчего его вырвало всеми детьми, которых он проглотил. Зевс тем самым бросил вызов Кроносу и возглавил освобождённых братьев и сестёр в восстании против титанов.
Братья титаны Кей , Крий , Гиперион , Иапет и Кронос разместили свой лагерь на горе Отрис , а олимпийцы — на горе Олимп . Титан Океан не стал принимать участия в битве, потому что не мог приподнять своего текучего тела, и не любил никакую распрю . По совету Океана, Стикс привела своих четырёх сыновей, Кратоса , Зела , Бию и Нику , на сторону Зевса. За то, что они пришли первыми, Зевс сделал воды Стикса источником её нерушимой клятвы. Война между богами и титанами длилась десять лет. Богам не удавалось достичь в ней успеха, ведь титаны, породившие к тому времени огромное потомство, были гораздо более многочисленны. По совету Геи Зевс спустился в Тартар и освободил её детей циклопов и сторуких гекатонхейров, убив приставленную им сторожем титаниду Кампу. Циклопы, будучи искусными мастерами, изготовили для Зевса громовые стрелы-молнии, Аиду они вручили шлем-невидимку, а Посейдону — трезубец. В решающем сражении боги в союзе с циклопами и сторукими великанами разгромили титанов и сбросили их в Тартар . Титаниды не вмешивалась в конфликт титанов и богов, поэтому не были сброшены в Тартар. После победы трое братьев разделили мир между собой: Зевс был признан главным из богов-олимпийцев, властителем неба, Посейдону было дано море, а Аиду даровали царства мёртвых .
Согласно Псевдо-Гигину , причина Титаномахии заключается в следующем: «После того как Гера увидела, что Эпаф , рождённый от наложницы, правит таким большим царством ( Египтом ), она захотела, чтобы он был убит во время охоты, а также призвала титанов прогнать Зевса из царства и вернуть трон Кроносу. Когда титаны пытались установить небо, Зевс с помощью Афины , Аполлона и Артемиды , бросил их прямиком в Тартар. На Атланта , который был их лидером, он положил свод небес; даже сейчас ему приказано поддерживать небо на своих плечах» .
Аналоги
Эти греческие истории о титаномахии являются одним из вариантов в целом классе подобных мифов Европы и Ближнего Востока, где одно поколение или группа богов в целом выступает против доминирующего бога. Иногда Старшие боги вытесняются со своих позиций. Иногда мятежники проигрывают, и либо изгнаны из власти полностью, либо входят в пантеон. Другими примерами могут быть войны асов с ванами и ётунами в скандинавской мифологии, вавилонский эпос « Энума Элиш », хеттское «Царство на небесах» о Кумарби , борьба между Tuatha Dé Danann и Фоморами в кельтской мифологии и смутный конфликт поколений в .
См. также
Примечания
- Гесиод. Теогония. 617—725. — Москва : Ладомир, 1999. — Кн. Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. — С. 42—46.
- Эсхил. Прометей прикованный. 199-231. — Москва : Наука, 1989. — Кн. Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. — С. 241.
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. II (1). — СПб. : Наука, 1972. — Кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — С. 5—6.
- Океан // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
- Конча С. В. К реконструкции индоевропейской мифологии // Происхождение языка и культуры: древняя история человечества. — 2007. — Т. 1, № 5. — С. 17–28.
- Псевдо-Гигин. Мифы. 150. Титаномахия. — 2-е изд., испр. — СПб. : Алетейя, 2000. — Кн. Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — С. 242.
Литература
- Аполлодор. Мифологическая библиотека. Перевод и комментарии В. Г. Боруховича. — Москва, 1993.
- Гесиод. Теогония. // Гесиод . Полное собрание текстов. Подготовка текстов В. Н. Ярхо, О. П. Цыбенко. — Москва, 2001.
- Лосев Α. Φ. Мифология греков и римлян / Сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — Москва : Мысль, 1996. — 975 с. — ISBN 5-244-00812-9 .
- Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах. — Москва : Высшая школа, 1993.
- 2020-12-09
- 2