Interested Article - Славянофильство
- 2020-03-17
- 1
Славянофи́льство — литературное и религиозно - философское течение русской общественной и философской мысли , оформившееся в 30-х—40-х годах XIX века и ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада . Представители ( славянофилы ) выступали за развитие особого русского пути, отличного от западноевропейского . Развиваясь по нему, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов . Славянофилы утверждали также существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия , а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно европейских стран, и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии .
Название
Сам термин «славянофильство» представляет собой клише, которое введено в обиход их основными идейными оппонентами — западниками .
Данный термин они заимствовали у последователей Николая Карамзина , которые называли так платформу Александра Шишкова . Сами же представители славянофильства предпочитали иные самоназвания: «москвичи», «московское направление», «московская партия», как противопоставление предпочтения Москве Санкт-Петербурга. Также употребляли такое обозначение как «восточники», противопоставляя себя адептам «западничества» . Один из теоретиков «славянофильства» Александр Кошелёв также обозначал «славянофилов» как «туземников» или «самобытников» .
Однако постепенно термин «славянофильство» прижился, потерял свой иронический подтекст и стал использоваться самими «славянофилами» .
Источники славянофильства
Исторической предпосылкой к зарождению славянофильства принято считать знаменитый спор между « иосифлянами » и заволжскими старцами , представителями которых были соответственно Иосиф Волоцкий и Нил Сорский . В этом споре рассматривались две проблемы — отношение церкви к ереси (в связи с появившейся тогда в Новгороде ересью жидовствующих ) и решение проблемы упадка нравов в монастырях. Заручившись поддержкой Ивана III , иосифляне одержали верх, что и принято считать разрывом с византийской церковью в пользу московско-русского начала, так как движение заволжских старцев возникло под влиянием византийских исихастов (учения о необходимости очищения и удаления от мирской суеты). Позже, благодаря победе иосифлян, впервые возникает идея Москвы как третьего Рима , выдвинутая в начале XVI века монахом псковского монастыря Филофеем , которая в течение века становится ведущей идеологией Русского государства . Первично идея была выдвинута в 1492 году ( 7000 году «от сотворения мира» ) митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии». Немаловажно и то, что в письмах Филофея дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу нет слов «Москва» или «Россия», а есть «Ромейское царство». Как известно ромеи — римляне. Тем не менее, фразу «Два Рима падоша — а третьи стоит, а четвёртому не быти» привязали к Московскому Великому княжеству, затем к царству и Российской империи. Аналогично считается, что именно в это время приобрело устойчивый характер выражение « Святая Русь » .
Важнейшими источниками славянофильства в литературе принято считать немецкую классическую философию ( Шеллинг , Гегель ) и православное богословие . Причём среди исследователей никогда не наблюдалось единства по вопросу о том, какой из двух упомянутых источников сыграл решающую роль в формировании славянофильского учения.
Влияние на славянофилов немецкого классического идеализма Шеллинга и романтизма Гегеля, настроений европейского романтизма исследовалось в трудах А. Н. Пыпина , В. С. Соловьёва , А. Н. Веселовского, С. А. Венгерова , В. И. Герье , М. М. Ковалевского , П. Н. Милюкова . Русский публицист и философ-западник А. Л. Блок , отец знаменитого поэта А. А. Блока , даже высказывал мнение, что славянофильство в сущности представляет собой лишь некоторое своеобразное отражение западноевропейских учений, преимущественно философии Шеллинга и Гегеля.
В свою очередь сами славянофилы, в частности И. С. Аксаков, и ряд других исследователей ( Н. А. Бердяев , Г. В. Флоровский , В. В. Зеньковский ), отстаивали мысль об изначальной самобытности славянофильства, выводя его из русского православия.
Архимандрит Августин (Никитин) в статье « Русские, славянофилы и немецкое лютеранство » утверждал: « Оно [славянофильство] является своеобразным развитием святоотеческой и русской подвижнической традиции ».
По словам И. В. Киреевского, славянофилы пытались создать такую философию, основание которой заключало бы в себе « самый корень древнерусской образованности », а развитие её состояло бы в осмыслении всей образованности западной и в подчинении её выводов « господствующему духу православно-христианского любомудрия ».
Почву для зарождения славянофильского движения подготовила Отечественная война 1812 года , которая обострила патриотические чувства. Перед нарождающейся русской интеллигенцией встал вопрос о национальном самоопределении и национальном призвании. Появилась потребность определить дух России и её национальное лицо, и славянофильство должно было представить собой ответ на эти запросы.
Представители
Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) отстаивали точку зрения о существовании для России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков , деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский , К. С. Аксаков , И. С. Аксаков , Ю. Ф. Самарин , А. И. Кошелев , Ф. В. Чижов . Одновременно с ними некий Эван Романовский, поляк по происхождению, узнав о славянофилах и поддержав их, начинает собирать вокруг себя сторонников этого направления по всей Европе. Общество, созданное им, в результате было названо «Европейское Общество Истории Происхождения Народов», его члены называли себя славянофилами и главной задачей считали упразднить масонство и его идеологию. Позже выделилось движение так называемых почвенников , или умеренных славянофилов, яркими представителями которых являлись А. А. Григорьев , Н. Н. Страхов , Н. Я. Данилевский , К. Н. Леонтьев , Ф. М. Достоевский и его старший брат М. М. Достоевский . Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев , А. Ф. Гильфердинг , В. И. Даль , Н. М. Языков . К славянофильству примыкал в определённый период своей жизни известный историк — правовед К. Д. Кавелин . Несмотря на то, что в дальнейшем Константин Дмитриевич ушёл от славянофильства, примкнул к западникам, затем разорвал и с ними, до конца своих дней он сохранил добрые отношения со многими представителями этого направления общественного движения России и до конца своих дней, по сути, оставался последовательным представителем русской самобытной социально-политической и философской мысли.
Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси , сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели .
И. В. Киреевский писал:
Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений.
Славянофильство особый акцент делало на русском крестьянине, в котором «ключ нашего национального существования», в нём — «разгадка всех особенностей нашего политического, гражданского и экономического быта…от материального, умственного и нравственного состояния нашего крестьянства зависели, и будут зависеть успехи и развитие всех сторон русской жизни» .
Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А. П. Елагиных , Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых . Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы представляли идеи русского возрождения и славянского единства.
В печати
Долгое время у славянофилов не было своего печатного органа. Статьи славянофилов выходили в « Москвитянине », а также в различных сборниках — « » (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х , подвергаясь при этом разным цензурным ограничениям. Славянофилы издавали журналы: « Русская беседа » (1856—1860), «Сельское благоустройство» (1858—1859); газеты: « Молва (1857) », «Парус» (1859), « День (газета, 1861—1865) », « Москва (газета) » (1867—1868), «Москвич» (1867—1868), « Русь (газета, 1880) ».
Значение
Славянофильство представляло собой общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей. Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Многое ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка («Собрание народных песен» П. В. Киреевского, « Словарь живого великорусского языка » В. И. Даля ). Славянофилы- историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства , в том числе его духовных основ. В 1858—1878 годах в России славянофилы создавали славянские комитеты .
Оценки
Николай Бердяев в своей статье «Славянофильство и славянская идея» оценивал славянофильские идеи как «детское сознание русского народа, первое национальное пробуждение от сна, первый опыт самоопределения», также отмечая, что «славянофилы» «что-то почуяли в русской национальной душе, по-своему выразили впервые это русское самочувствие, и в этом их огромная заслуга. Но всякая попытка осуществления славянофильской идейной программы обнаруживала или ее утопичность и нежизненность или ее совпадение с официальной политикой власти» . В статье «Судьба русского консерватизма» Бердяев отмечает: «Славянофильская романтика выдумала те идеальные начала, которые должны быть консервированы, их не было в нашем историческом прошлом» .
По мнению политолога В. Б. Пастухова в идеологии славянофильства и западничества не было ничего специфически русского. Учёный ссылается на британского историка Арнольда Тойнби , писавшего по этому поводу, что в любом отсталом обществе, которому нужно противостоять более сильному в военном и экономическом отношении противнику, возникает два течения: « иродианство » — ратующее за копирование иностранных общественных институтов , и « зелотизм » — призывающее к изоляции ради сохранения традиционного уклада. По мнению Тойнби, ни то, ни другое течение не могут привести общество к успеху, потому что оба они лишены творческого начала. Также Пастухов отметил, что « Перефразируя Ленина , можно сказать, что существуют „ три источника, три составные части “ большевизма : „ западничество “ и „славянофильство“, как два основных направления русских интеллектуальных поисков середины XIX века, и православная религиозная традиция, ставшая той „чувственной подкладкой“, которая помогла соединить вместе то, что, казалось бы, соединено быть не может никогда » . Академик Анджей Валицкий , защитивший докторскую диссертацию о славянофилах, также характеризует их не как уникально русское явление, но как вариант общеевропейского течения консервативного романтизма .
См. также
Примечания
- ↑ .
- .
- ↑ .
- Славянофилы // Современная энциклопедия. — 2000.
- // Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик , М. С. Вершинин и др.. — М. : Гардарики, 2001. — 328 с.
- , с. 78.
- ↑ Сергей Левицкий , «Очерки по истории русской философии. Том первый».
- Э. Г. Соловьев. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- , с. 190.
- , с. 136.
- Бердяев Н. А. от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // Консерватизм: pro et contra, антология. — СПб.: РХГА, 2016. — (Русский Путь).
- .
- Моторина Любовь Евстафьевна. // Вестник Вятского государственного университета. — 2013. — Вып. 1 . — ISSN . 14 августа 2019 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Аксенова Е. П. // Славянский альманах. — 2004.
- Бердяев Н. А. // / составление, вступительная статья и комментарии А. А. Галактионова. — М. : Г.А.Леман и С.И.Сахаров, 1918. — С. 135—142. — 240 с.
- Валицкий А. В кругу консервативной утопии. Структура и метаморфозы русского славянофильства = W kręgu konserwatywnej utopii; struktura i przemiany rosyjskiego słowianofilstwa. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 704 с. — (Historia Rossica) — ISBN 978-5-4448-0977-8
- Галактионов А. А. , Никандров П. Ф. Славянофильство, его национальные источники и место в истории русской мысли // Вопросы философии . — 1966. — № 3 .
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа : Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / составление, вступительная статья и комментарии А. А. Галактионова. — СПб. , 1871. — 552 с.
- Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. — М.: Мысль, 1983. — 272 с.
- Куприянов В. А. // Соловьёвские исследования. 2018. № 2. С. 21-33.
- Кавелин К. Д. . — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича , 1882. — 211 с.
- Кожинов В. В. // Вопросы литературы . — 1969. — С. 1—23 .
- Кошелёв А. И. . — Berlin: B. Behr's Verlag (E. Bock), 1884. — 232 с.
- Линицкий П. И. . — Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1882. — 256 с.
- Липич Т. И. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — Белгород: БелГУ , 2008. — Т. 8 , № 4 . — С. 151—157 .
- Овсянникова Т. А. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — Майкоп: , 2009. — № 3 . — С. 27—30 .
- Пастухов В. Б. (англ.) // Русская служба Би-би-си . — 2014. — 27 October. 6 сентября 2015 года.
- Рыкова Е. // Вторые Аксаковские чтения: Сб. матер. Всеросс. науч. конф. — Ульяновск: УлГУ , 2006. — С. 142—149.
- Самарин Ю. Ф. Избранные произведения. — М. : Российская политическая энциклопедия , 1996. — 608 с.
- Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма: 1840-1876. — М. : Река времен, 1997. — 259 с.
- Сильнова Е. И. // Философия и общество . — 2006. — № 4 . — С. 112—124 .
- Симонова И. А. Фёдор Чижов. — М. : Молодая гвардия , 2002. — ISBN 5-235-02478-8 .
- Скоробогатько Н. В. Историко-философские очерки о ранних славянофилах // . — 2007. — С. 11—22, — С. 3—13, — С. 3—12.
- Сухов А. Д. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Таубе М. Ф. . — Пг. : Тип. М. И. Акинфиева, 1912.
- Институт славяноведения (Российская академия наук). . — Алетейя, 2010. — 311 с. — ISBN 9785914193659 .
- Титова Е. // Московские ведомости . — 2014. — 21 ноября. 19 февраля 2015 года.
- Тростников В. // Русский дом . — 2010. — № 10 .
- Тростников В. // Русский дом . — 2009. — № 5 .
- Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. — М.: Издательство Московского университета, 1986.
- Черномырдин M. B. // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2007. — № 18 . — С. 147—154 .
- Шидловский С. О. // Славяноведение . — 2013. — № 5 . — С. 78—85 .
- Патриархально-дворянская утопия: страница русской общественно-литературной мысли 1840—1850-х годов. — М.: Художественная литература, 1981. — 373 с.
- // Сост., предисл. и примеч. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов . — М.: Институт русской цивилизации, 2016. — 656 с. ISBN 978-5-4261-0161-6
Ссылки
- 2020-03-17
- 1