Василий Истрин в своих работах выделял три редакции палеи (Толковая, Историческая и Хронографическая)
. Соотношение этих редакций (памятников) является дискуссионным
. Истрин считал Толковую палею древнейшей из известных на Руси редакций, а Хронографическую палею обеих разновидностей (Краткой и Полной) — её позднейшей переработкой. Эту точку зрения разделял
О. В. Творогов
.
По мнению
А. А. Турилова
, с открытием
Барсовской
палеи (содержащей
списки
Хронографической палеи) начала XV века
меняются представления об истории и текстологии Хронографической палеи. Современная ей Коломенская палея 1406 года (Коломенский список Толковой палеи)
содержит не первоначальный текст памятника, как считали исследователи XIX века, а его сокращённую редакцию, созданную на рубеже XIV—XV веков, вероятнее всего, в окружении
митрополита
Киприана
.
Толковая палея
Толковая палея
(«Палея толковая яже на иудея»; в некоторых работах — первая редакцией палеи) — памятник, содержащий пересказ
Ветхого Завета
с полемическими,
антииудейскими
толкованиями, а также с большим количеством дополнений и комментариев, включая обширный апокрифический материал. Толковая палея содержит пространные богословские рассуждения, раскрывающие символическое значение ветхозаветных событий в качестве прообраза событий
новозаветных
; здесь же читаются полемические увещевания «
жидовина
». Местами
библейская история
прерывается «
естественнонаучными
» рассуждениями. Библейские события описываются от
сотворения мира
до времён царя
Соломона
.
Известно более 15 списков Толковой палеи. Старшие из них — XIV — начала XV веков
.
Текст Толковой палеи обнаруживает переклички с изложением ветхозаветных событий, содержащихся в «
Повести временных лет
»
. Текстуальная близость Толковой палеи и «Речи философа» объяснялась различно. Палею рассматривали как источник летописи.
А. А. Шахматов
предполагал, что, напротив, палея восходит к летописи. По мнению Творогова, палея и летопись восходят к общему источнику. Одним из источников Толковой палеи был неизвестный памятник, в котором библейская история излагалась со значительным добавлением апокрифических элементов. Этот источник был использован также составителем «Речи философа», входящей в состав «Повести временных лет»
.
Время составления Толковой палеи не установлено.
В. М. Истрин
предполагал, что она создана в XIII веке
.
Историческая палея
Историческая палея
— памятник, излагающий библейскую историю от сотворения мира до времён царя
Давида
, дополненную апокрифическим материалом. В отличие от Толковой палеи, в Исторической не приводятся толкования и полемические рассуждения. В рукописных списках именуется «
Книга бытиа небеси и земли
»
.
Историческая палея оказала влияние на сочинение
Ермолая-Еразма
о
Троице
,
Русский хронограф
распространенной редакции 1617 года и особую переработку Исторической палеи, изданной А. Поповым под названием
Сокращённая палея русской редакции
.
Хронографическая палея
Хронографическая палея
— памятник, сочетающий в себе черты хронографа и собственно палеи. Существуют две разновидности Хронографической палеи — Полная и Краткая
.
Полная
Полная Хронографическая палея известна в 6 списках
.
Состоит из двух частей. В первой части вплоть до описания событий времен царя Соломона текст близок к Толковой палее, но включает дополнительные материалы: извлечения из Библии, апокрифические легенды о
Ламехе
,
Мельхиседеке
,
Исаве
и Иакове, Моисее, Соломоне (апокрифические Суды Соломона, апокриф о Соломоне и
Китоврасе
), выдержки из византийских хронографов — фрагменты из
Хроники
Георгия Амартола
и, в меньшей степени, из Хроники
Иоанна Малалы
, из Хронографической «
Александрии
» второй редакции, Толкований
Ипполита
на
Книгу пророка Даниила
и др. Начиная с повествования об
израильских и иудейских царях
Полная Хронографическая палея восходит к «
Хронографу
по великому изложению» и памятникам его «конвоя»
. В этой части текст во многих фрагментах сближается с Краткой разновидностью, Троицким хронографом и второй редакцией
Еллинского и Римского летописца
.
Предполагается, что Полная Хронографическая палея создана в XV веке во
Пскове
.
Краткая
Краткая Хронографическая палея известна в 5 списках
. Два списка
близки друг к другу, но существенно отличаются от прочих по составу.
В. М. Истрин
предполагал влияние на них Исторической палеи
.
Краткая Хронографическая палея по своему типу приближается к хронографу. Во второй своей, хронографической части она почти тождественна с Полной, но в первой части значительно отличается от неё и близка к Толковой палее. Однако её текст существенно короче, опущены толкования и полемические рассуждения, имеющиеся в Толковой и Полной Хронографической палеях
.
Содержит характерную для произведений хронистов «
Таблицу народов
» с перечислением потомков сыновей Ноя. Упоминаются, в частности, народы, неизвестные Библии, в том числе
славяне
. Структура «Таблицы» содержит, в числе прочего, описание «
племени Афета
», а затем «
Афетовой
части». В «Афетове роду» помещались, в частности, под номером 1 «
галати
, иже суть
варязи
, 2
руми
, иже суть
грекы
, 3
армени
, 4
норици
, иже суть
словене
» и др. Рассказ о вторжении потомков
Хама
в «жребий
Симов
» рассматривается как заимствование из «Повести временных лет»
.
Барсовская палея
Под названием
Барсовская палея
известен бумажный
кодекс
новгородского
происхождения начала XV века
, включающий древнейшие списки Хронографической палеи старшей редакции и Пространного
жития
Константина-Кирилла Философа
, заменяющего Прибавление к Палее, с мелкими дополнительными статьями в основном из
Изборника 1073 года
.
Хронографическая палея в данном кодексе включает древнерусский перевод Исхода Моисея и
талмудических
мидрашей
о Всемирном потопе, Соломоне и Китоврасе и др. Сопровождающее Палею житие Константина принадлежит к «группе С» (или «новгородской группе»), характерной большим числом архаических чтений, восходящих к
архетипу
памятника
.
Присутствие в списке начал XV века талмудических мидрашей исключает их из числа переводов, связанных с так называемой «
ересью жидовствующих
» конца XV века, и позволяет датировать
домонгольским периодом
.
Компиляция библейской истории, апокрифических рассказов, материалов из древнехристианских и средневековых христианских произведений, богословских и отдельных «естественнонаучных» рассуждений делает палею универсальным памятником,
энциклопедией
русских средневековых представлений об устройстве мироздания
.
Предположительно, полемические антииудейские древнерусские тексты типа Толковой палеи, не были изначально предназначены для реальной полемики с иноверцами. Тем не менее эти сочинения читались и имели духовное применение вне связи с прениями о вере
.
РНБ
, собр. ПДА, А.1.119 (XIV в.; фрагмент из него находится в
РГАДА
, фонд Синод. типографии, № 53);
РГБ
, фонд Костромской библиотеки, № 320 (кон. XIV — нач. XV в.); Коломенская палея — РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 38 (1406 г.).
Попов А.
Книга бытиа небеси и земли : (Палея историческая с приложением Сокращенной палеи русской редакции) // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — 1881. — Кн. 1.
Толковая палея 1477 года : Воспроизведение Синодальной рукописи № 210. — СПб., 1892. — Вып. 1; Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Пг., 1922. Т. 2. С. 109—113;
Водолазкин Е. Г.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — Т. 57. — СПб., 2006. — С. 891—915;
Водолазкин Е. Г.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — Т. 58. — СПб., 2007. — С. 534—556;
Водолазкин Е. Г.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — Т. 61. — СПб., 2010. — С. 345—374;
Водолазкин Е. Г.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб., 2014. — Т. 63. — С. 238—261;
Водолазкин Е. Г., Руди Т. Р.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб., 2017. — Т. 65. — С. 181—196;
Водолазкин Е. Г., Руди Т. Р.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб., 2019. — Т. 66. — С. 60—75;
Водолазкин Е. Г., Руди Т. Р.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб., 2020. — Т. 67. — С. 3—20;
Сухомлинов М. А.
О древней русской летописи как памятнике литературном. — СПб., 1856. — С. 54—64.
Успенский В. М.
Толковая палея. — Казань, 1876.
Павлов А.
Рец. на кн.:
Попов А.
Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. — М., 1875 // Отчет о девятнадцатом присуждении наград графа Уварова. — СПб., 1878. — С. 191—212.
Жданов И. Н.
Палея. — Киев. унив. изв. — 1881. — Сент. — С. 235—258 (перепеч.: Соч. И. Н. Жданова. — СПб., 1904. — Т. 1. — С. 445—470).
Родосский А. С.
К материалам для истории славяно-русской библиографии : Единственный древнейший список Толковой палеи, принадлежавший библиотеке Александро-Невской лавры, а ныне составляющий собственность библиотеки СПб. духовной академии // Хрис. чт. — 1882. — Ч. 2. — С. 590—609.
Истрин В. М.
Новый сборник ветхозаветных апокрифов // Журнал Министерства народного просвещения. — 1898. — Январь. — С. 112—133.
Истрин В. М.
Из области древнерусской литературы // Журнал Министерства народного просвещения. — 1903. — Август. — С. 411—414; Октябрь. — С. 201—218; 1904. — Февраль. — С. 257—294; Октябрь. — С. 321—354; 1906. — Февраль. — С. 185—246 (то же:
Истрин В. М.
Исследования в области древнерусской литературы. — СПб., 1906. — С. 31—51, 70—198).
Истрин В. М.
Редакции Толковой палеи // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1905. — Т. 10. — Кн. 4. — С. 135—203; 1906. — Т. 2. — Кн. 1. — С. 1—43; Кн. 2. — С. 20—61; Кн. 3. — С. 418—450 (текст, опубл. в т. 10, в другом варианте печатался в Журнале Министерства народного просвещения за 1903—1904 гг.) (отд. отт.: СПб., 1907).
Истрин В. М.
Толковая палея и Хроника Георгия Амартола // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1925. — Т. 29. — С. 369—379.
Тихонравов Н. С.
Сочинения. — М., 1898. — Т. 1. Древняя русская литература. — С. 156—170, дополнения, с. 110—122.
Евсеев Ив.
Заметки по древнеславянскому переводу св. писания // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1900. — Т. 5. — Кн. 3. — С. 788—823.
Карнеев А.
К вопросу о взаимных отношениях Толковой палеи и Златой матицы // Журнал Министерства народного просвещения. — 1900. — Февраль. — С. 335—366.
Заболотский Н.
К вопросу об иноземных источниках «Начальной летописи» // РФВ, 1901. — Т. 45. — № 1—2. — С. 4—19;
Редин Е. К.
Толковая лицевая палея XVI в. собрания гр. А. С. Уварова // Памятники древней письменности и искусства. — 1901. Отчеты 1899—1900, Приложение, с. 1—9.
Шахматов А. А.
Толковая палея и русская летопись // Статьи по славяноведению. — СПб., 1904. — Вып. 1. — С. 199—272 (отд. отт.: СПб., 1904).
Истомин К. К.
К вопросу о редакциях Толковой палеи // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1905. — Т. 10. — Кн. 1. — С. 174—184; 1906. — Т. 11. — Кн. 1. — С. 337—374; 1909. — Т. 13. — Кн. 4. — С. 290—343; 1914. — Т. 18. — Кн. 1. — С. 87—172.
Истомин К. К.
Ответ г. Истрину // Журнал Министерства народного просвещения. — 1906. — Ноябрь. — С. 204—233.
Рыстенко А. В.
Материалы для литературной истории Толковой палеи // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — 1908. — Т. 13. — Кн. 2. — С. 324—350.
Адрианова В. П.
К литературной истории Толковой палеи. — Киев, 1910.
Водолазкин Е. Г.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — Т. 51. — СПб., 1999. — С. 80—90.
Водолазкин Е. Г.
Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI—XV веков). — Мюнхен, 2000. — 403 с.
Водолазкин Е. Г.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — Т. 52. — СПб., 2001. — С. 518—529.
Истрин В. М.
Очерк истории русской литературы домосковского периода (XI—XIII вв.). — М., 2003.
Шахматов А. А.
Толковая палея и русская летопись //
Шахматов А. А.
История русского летописания. — СПб., 2003. — Т. 1 : Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. — Кн. 2.
Водолазкин Е. Г.
Новое о палеях (некоторые итоги и перспективы изучения палейных текстов) // Русская литература. — 2007. — № 1. — С. 3—23.
Вилкул Т.
Толковая Палея и Повесть временных лет. Сюжет о раздѣлении языкъ // Ruthenica. T. VI. Київ, 2007.
Водолазкин Е. Г.
Ефросиновская Палея : до и после // Russica romana. V. 14. 2007. P. 9—22.
Водолазкин Е. Г.
Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале палейного и хронографического повествования XI—XV вв.). Издание второе, переработанное и дополненное. — СПб., 2008. — 494 с.
Водолазкин Е. Г.
Слово об Иосифе Прекрасном в древнерусских палейных текстах // Variante loquella: Сб. ст. к семидесятилетию
А. К. Гаврилова
/ Под ред. Н. А. Алмазовой, О. В. Бударагиной,
А. Л. Верлинского
и др. — СПб., 2011. — С. 444—452.
Водолазкин Е. Г.
// Книжные центры Древней Руси : Книжники и рукописи
Кирилло-Белозерского монастыря
. — СПб., 2014. — С. 286—309.
Пересветов-Мурат А.
// История еврейского народа в России / Под общ. ред. И. Барталя. —
М.
:
Мосты культуры
, 2010. — Т. 1. — С. 418—452. —
ISBN 978-5-93273-295-4
.
Жданов И. Н.
Палея // Киев. ун-т. известия. — 1881. — Окт. — С. 309—322 (перепечатано в кн.: Сочинения И. Н. Жданова. — СПб., 1904. — Т. 1. — С. 470—483).
Веревский Ф.
Русская историческая палея // Филологические записки. — Воронеж, 1888. — Т. 2. — С. 1—18.
Сперанский М. Н.
Историjка Палеjа, њени преводи и редакциjе у cтapoj словенскоj књижевности // Споменик. — Београд, 1892. — Т. 16. — С. 1—15.
Сперанский М. Н.
Из истории русско-славянских литературных связей. — М., 1960. — С. 77—85, 104—147.
Сумникова Т. А.
К проблеме перевода Исторической палеи // Изучение русского языка и источниковедение. — М., 1969. — С. 27—39.
Хронографическая палея
Творогов О. В.
//
Словарь книжников и книжности Древней Руси
: [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. — Л. : Наука, 1987—2017. — Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 2 : Л—Я / ред. Д. М. Буланин, Г. М. Прохоров. — 1989.
от 13 ноября 2007 на
Wayback Machine
Истрин В. М.
Редакции Толковой палеи // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. — СПб., 1905. — Т. 10. — Кн. 4. — С. 135—203; СПб., 1906. — Т. 11. — Кн. 1. — С. 1—43; Кн. 2. — С. 20—61; Кн. 3. — С. 418—450 (отд. отт.: СПб., 1907).
Каринский Н. М.
Язык Пскова и его области в XV веке. — СПб., 1909. — С. 1—62.
Масленникова Н. Н.
Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. — Л., 1955. — С. 164—165.
Клосс Б. М.
К вопросу о происхождении Еллинского летописца второго вида // Тр. / Отдела древнерус. лит-ры. — Л., 1972. — Т. 27. — С. 370—379.
Творогов О. В.
Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению // Тр. / Отдела древнерус. лит-ры. — 1974. — Т. 28. — С. 99—113.
Творогов О. В.
Древнерусские хронографы. — Л., 1975. — Гл. 2, 3, 5.
Водолазкин Е. Г.
// Труды Отдела древнерусской литературы. — Т. 56. — СПб., 2004. — С. 164—180.
Водолазкин Е. Г.
Краткая Хронографическая Палея: Между историографией и богословием // Вестн. истории, лит-ры, иск-ва. — М., 2006. — Т. 2. — С. 233—243.
Водолазкин Е. Г.
Из истории древнерусского исторического повествования. Краткая Хронографическая Палея // Вспомогат. ист. дисциплины. — СПб., 2007. — Т. 30. — С. 341—349.
Водолазкин Е. Г.
// Тр. / Отдела древнерус. лит-ры. — Т. 60. — СПб., 2009. — С. 327—353.
Водолазкин Е. Г.
// Тр. / Отдела древнерус. лит-ры. — Т. 62. — СПб., 2014. — С. 175—200.
Петрухин В. Я.
. — 2-е изд., испр. и доп. —
М.
: Форум : Неолит, 2014. — 464 с.