Договор бытового подряда
- 1 year ago
- 0
- 0
Ряд ( др.-рус. рядъ , реже ряда и др. производные термины, см. ниже) — в Древней и Удельной Руси договор, соглашение. Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением ( вечем и местной знатью) и отношения князя с дружиной . Такое политическое соглашение, помимо слова ряд , называлось также докончание , крестное целование .
Документ, фиксировавший достигнутое соглашение, назывался докончальная (докончанная) грамота , докончальная (позднее — также докончальный ярлыкъ ) , рядная грамота (документ, закрепляющий сделку, соглашение), рядная запись (письменный договор, в том числе договор о заключении брака, росписи приданого), рядная , рядница (письменный договор, расписка) , крестная (крестоцелованная, крестоприводная) грамота (документ, утвержденный крестным целованием), крестоцеловальная (крестоприводная) запись (документ, составляемый при принесении присяги) , порядная запись , порядное письмо , порядная , порядня , заряд (договорная запись или обязательство с платежом за неустойку или с потерей залога; неустойка, штраф за нарушение договора), зарядная грамота , зарядная запись .
Ряд — слово праиндоевропейского происхождения: родственно лит. rinda — «ряд, линия», ирл. rann — «часть» и др. В древнерусском и производных от него языках слово «ряд» и связанные с ним слова имели большой спектр значений Ниже приведены только юридические и близкие к ним значения слова «ряд» и его производных.
Рядъ имел значения: «решение спорных дел, правосудие»; «порядок, управление, дело, касающееся управления»; «хозяйственное поручение»; «правило, устав»; «договор, уговор, условие, соглашение» («…а второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить; а се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собѣ без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить», Русская Правда Пространной редакции , XII век ); «наём на работу»; «завещательное распоряжение»; «удел, наследство»; «разряд, степень, должность, чин, достоинство»; «административная единица или купеческая община в средневековых Новгороде и Пскове ». Выражение « положити рядъ (ряды) » означало «заключить договор» («Посла Олегъ мужи свои построити мира и положити ряды межи Грѣкы и Русью », 912 год ). « Покладати рядъ » — «устанавливать порядок владения, управления на подвластной территории». Ряда — «условие, уговор, договор, переговоры, имеющие целью заключение договора, сделки»; «то, что положено по условиям договора, условленная плата»; деятельность по управлению работами, хозяйством крупной вотчины. Ряды — «переговоры». Рядство — «устройство, управление». Рядничество — «управление, осуществляемое должностными лицами». Ряжение — «решение, постановление»; «распоряжение, завещание». Уряженье — «правило, устав». Вряжение — «распоряжение, постановление» . Нарядъ — «порядок, устройство, правопорядок, организация»; «деятельность по устройству, организации чего-либо, руководство, управление, надзор»; «приказание о посылке на работу, на службу, задание, назначение, приказ, распоряжение»; «подлог, сфабрикованное дело, обвинение». Порядъ — «порядок»; «договор, соглашение» («И выиде Олегъ из города, хотя мира, и вдаста ему миръ, рекуще сице: „Иди къ брату своему Давыдови, и приидита къ Кыеву на столъ отець нашихъ и дѣдъ нашихъ, яко то есть старѣй в землѣ нашѣй Кыевъ, и туто достоить снятися и порядъ положити“. Олег же обѣщася створити, и на семь цѣловаша хрестъ», 1096 год ); «собрание для переговоров, принятия решения»; «подряд, временная работа на определённых условиях»; «плата, обусловленная договором». Поряда — «договор, соглашение»; «подряд, временная работа на определённых условиях». Порядокъ — «порядок». Подрядъ — «обязательство поставлять что-либо, выполнять работу по заказу, работа по такому обязательству, подряд». Подрядня — «письменное распоряжение». Разрядъ ( розрядъ ) — «распределение, назначение на какие-либо места, должности, распределение мест»; «документ, фиксирующий служебные назначения»; учреждение при патриархе или архиерее меньшего ранга в Русском государстве ; зарубежное центральное правительственное учреждение, ведающее военными и государственными делами. Разрядъ , Разрядный приказъ — одно из центральных правительственных учреждений в Русском государстве. Разрядъ ( розрядъ ), разрядная книга — книга, в которой собраны документы, фиксирующие служебные назначения, царские указы, сведения о событиях и др., в Русском государстве. Разряда ( розряда ) — «распределение». Разрядство ( розрядство ) — «распределение, назначение». Рядовая — очередь на выполнение повинности. Рядовое — «оговоренная в договоре плата». Ряженое — «то, что следует по уговору». Порядное — «плата, обусловленная договором»; «пошлина при заключении торговой сделки». Рядный — «рядовой, занимающий низкое общественное положение». Рядецъ, рядца — «сановник»; «управляющий»; «посол»; «свидетель при заключении договора», «нанимающий на работу». Рядникъ — «простой, рядовой человек»; «сановник, должностное лицо, осуществляющее управление»; «пристав, караульный»; «наниматель, подрядчик». Рядчикъ — «подрядчик». Рядичь — «исполнитель хозяйственных поручений». Рядовичь , рядовникъ — зависимый человек, по своему положению близкий к холопу, но имеющий обусловленную договором возможность освобождения. Рядовникъ — «лицо, начальствующее над группой людей, работников». Рядовитинъ (мн. ч. рядовичи ) — член купеческой общины ( ряда ); выборный представитель ряда (купеческой общины или административной единицы) в Новгороде. Рядитель — «управляющий, правитель». Рядничий — должностное лицо в Великом княжестве Литовском XV века. Урядникъ — «должностное лицо»; чиновник в органах государственной власти (урядах) Великого княжества Литовского. Нарядникъ — «распорядитель, начальник, руководитель»; «назначающий людей на работы и следящий за их исполнением». Нарядчикъ — «распорядитель, руководитель работ, старший на работах»; выборный старшина из среды служилых людей ; младший начальник у служилых иноземцев; «составитель подложных документов». Порядчикъ — «нанимающий кого-либо для исполнения временной работы»; «обязавшийся по подряду исполнять какую-либо работу или поставлять что-либо, подрядчик». Подрядчикъ ( подрятчикъ ) — «обязавшийся по подряду исполнять какую-либо работу или поставлять что-либо, подрядчик». Зарядчикъ — «подрядчик, поставщик» . Рядный ( прил. ) — «распорядительный»; «административный (об уме)»; «полагающийся по договору». Рядный список — список рядной записи, росписи приданого. Рядный мужъ — «сановник». Рядовой (прил.) — «не начальствующий, нечиновный, рядовой»; «поступающий на службу по договору»; «относящийся к договору, полагающийся по договору». Рядовая служба — «бессменная служба на общих основаниях, наравне с кем-либо ( в ряд )» . Порядный (прил.) — «поставляемый или изготовляемый по подряду, выдаваемый по условиям подряда, оговоренный в подряде». Подрядный (прил.) — «поставляемый или изготовляемый по подряду, выдаваемый по условиям подряда, оговоренный в подряде»; «работающий по подряду». Подрядная запись — документ, содержащий условия подряда . Нарядный (прил.) — «подложный, составленный с неблаговидной целью»; «относящийся к назначению на службу». Разрядный ( розрядный ) (прил.) — «относящийся к разделу имущества, владений, распределению обязанностей, мест, служебных назначений»; «относящийся к Разрядному приказу»; «относящийся к патриаршему или архиепископскому учреждению — разряду». Разрядная изба — Разрядный приказ или его главное помещение; воеводская канцелярия в главном городе приграничной области Русского государства. Разрядная полата — помещение судебного и административного назначения в Русском государстве. Разрядные площади подьячий , разрядныхъ сѣней подъячий — площадной подьячий, связанный с Ивановской площадью , где находился Разрядный приказ . Порядкомъ — «соблюдая порядок» . Нарядно — «ложно, подложно». Нарядомъ — «по предварительному сговору против кого-либо, с намерением оклеветать» .
Глагол рядити имел значения: «править, управлять, распоряжаться чем-либо»; «назначать»; «договариваться (оговаривая условия сделки)» («О рѣзѣ. Аже кто даеть куны в рѣзъ, или наставъ в медъ, или жито во просопъ, то послухи ему ставити: како ся будеть рядилъ, тако же ему имати», Русская Правда Пространной редакции, XII век ); «принимать на службу, на землю вотчины на договорных условиях». « Ряды рядити » — «решать дела, касающиеся управления». « Суды рядити » — «производить суд». Рядитися — «договариваться, заключать соглашение»; «при заключении сделки договариваться о цене, условиях»; (за кого) «поселяться в чьих-то владениях на предварительно оговоренных условиях» . Урядити — «учредить, установить» . Нарядити — «распорядиться, указать, назначить, определить»; «сделать что-либо в качестве организатора, заказчика»; «составить подложно, подделать». Наряжати — «организовывать»; «делать, изготовлять в качестве заказчика»; «руководить, распоряжаться, ведать, управлять»; «назначать»; «фальсифицировать»; «составлять подложно, подделывать (документы), фабриковать (дело против кого-либо)». Наряживати — «назначать»; «тайно, незаконными средствами подготавливать, фабриковать (судебное дело против кого-либо)». Нарядъ (наряды) наряжати — «готовить фальшивые документы, организовывать ложные показания» . Порядити — «привести в норму, в порядок»; «установить (плату, обусловленную договором)»; «соблюсти (договор, соглашение)»; «нанять для исполнения временной работы, подрядить». Порядитися — «договориться, заключить договор»; «наняться для исполнения временной работы, подрядиться». Поряжатися — «наниматься для исполнения временной работы, подряжаться» . Подряжати — «нанимать для исполнения временной работы, подряжать». Подряда — действие по глаголу подряжати (в приведённом выше значении). Подряжатися — «наниматься для исполнения временной работы, подряжаться» . Зарядити , зарядитися — «договориться, условиться» . Отрядити — «назначить, отрядить». Отряжати , отряживати — «посылать с поручением, отряжать». Отряжение — действие по глаголу отрядити . Срядити — «устроить, организовать». Срядитися , срядитися рядомъ — «заключить договор, договориться» . Разрядити ( розрядити ) — «распределить людей, дать назначения»; «разделить, распорядиться о разделе, распределении чего-либо, разделить общее имущество, наследство»; «устроить, сделать распоряжения». Разряжати ( розряжати ) — «распределять людей, давать назначения»; «устанавливать порядок, надлежащие взаимоотношения» .
Докончание связано с глаголом докончати , имевшим значения: «окончить, завершить»; «выполнить»; «договориться, условиться, заключить соглашение» («И докончаша межи собою князь Юрьи и князь Михайло яко итти обѣма въ орду», 1317 год ); «умертвить, уничтожить». Докончатися — «кончиться, прекратиться». Выражение « докончати миръ, рядъ » означало «заключить мир, договор» («Се азъ князь Олександръ и сынъ мои Дмитрии … и съ всѣми новгородци докончахомъ миръ … и съ всѣмъ латиньскымь языкомь», третья четверть XIII века ). Доконати — «осуществить, выполнить, довести до конца»; «установить, обосновать, доказать» .
Докончание , или докончанье , помимо значения «договор, соглашение», имело значения «заключение договора» («Се покончаша промежъ себе отъ Славенскаго конца посадники … А на семъ доконцаньи были люди добрые…», 1436—1456 годы ); «окончание, конец». « Быти въ докончании » — «находиться в договорных отношениях». « Вѣчное докончание » — «вечный мир, бессрочный договор о мире». Доконъ — «окончательный договор, окончательное решение дела» .
Крестное цѣлование — клятва, присяга, подтверждённая целованием креста ; договор, подтверждённый такой присягой. Крестоцѣловальникъ — приносящий присягу, подтверждаемую целованием креста. Крестоприводство — приведение к присяге, сопровождаемой целованием креста. Крестоприводная пошлина — пошлина, взимаемая при составлении крестных грамот. Крестоприводная книга — книга, содержащая текст присяги и списки лиц, приведённых к ней. Крестное преступление — нарушение присяги, крестного целования («И цѣлова крестъ; и отпусти и Мъстиславъ в Котелницю. И того же лѣта преступи Володимер крестное цѣлование», 1168 год, Моск. лет., 76). Крестоперецъ — дающий ложную клятву, целуя крест .
Договорное право, наряду с обычным правом , было одним из основных источников русского права . Однако позднейшие договоры нередко повторяли содержание более ранних, поэтому в их тексте не всегда возможно отделить обычное право от договорного. Также сложно установить время возникновения конкретной правовой нормы . В ряде случаев договоры ссылаются на старину , то есть давний обычай. Различные интересы сторон побуждали каждую из них толковать старину в свою пользу, а при возникновении споров каждая из сторон являлась судьей в собственном деле. Поэтому все политические отношения, основанные на договорном праве, отличались непрочностью .
Наиболее ранними известными русскими письменными договорами были договоры Руси с Византией X века, записанные на харатьях . Тексты этих договоров сохранились в составе Повести временных лет . Известно ещё два домонгольских международных соглашения: Договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами конца XII века и « Смоленская торговая правда » 1229 года. Остальные сохранившиеся письменные договоры не восходят дальше второй половины XIII века, но самый ранний упоминающийся в письменных источниках договор (ряд), вероятно, существовавший в устном виде, был заключён приблизительно в 862 году между варяжскими князьями во главе с Рюриком и призвавшими их племенами славян и финнов. От XII века имеются указания на междукняжеские крестные грамоты и поряды между князьями и городами, сохранявшиеся в церквях. Об этих договорах свидетельствуют краткие летописные заметки .
Рядом называлось любое частноправовое соглашение, включая договор о предоставлении средств в долг под проценты (ст. 50 Русской Правды Пространной редакции) , договоры, заключавшиеся при поступлении на службу (см. ниже), специальный договор при женитьбе на робе (холопке), позволявший избежать перехода супруга в статус холопа («а второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить», ст. 110 Пространной Правды) .
Ряд мог заключаться между феодалом ( князем , боярином ) и лично и/или экономически зависимыми людьми, которые по условиям ряда находились у него на службе. Люди, заключившие такой ряд, назывались « рядовичи ».
Договорными были отношения между князем и его дружиной, между князем и боярами, между князем и вольными слугами. Специальный договор заключался при поступлении на службу тиунов и ключников . Договор гарантировал им сохранение личной свободы; в противном случае эти слуги переходили в статус холопов («а се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собѣ без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить», ст. 110 Пространной Правды) .
Согласно М. А. Дьяконову , отношения между князем и дружиной были свободными и определялись их взаимным соглашением и доверием . пишет, что присяга верности дружинников и их право отъезда как институты в домонгольской Руси были неизвестны. Поступая на службу к князю или в ряде случаев уже находясь на ней, бояре вместо клятвы выражали свою верность словами «приять в сердце», «готов сложить голову» и т. п. О докончаниях князей с дружиной или с вольными слугами летопись упоминает наряду с докончаниями с населением. Например, князь Мстислав Изяславич , занявший киевский стол в 1169 году, заключил «ряды с братией, с дружиной и с кияны». Ряды могли заключаться как с отдельными слугами, вступающими в дружину, так и с целой дружиной. Так, когда князь умирал, и дружина переходила на службу к его преемнику, последний заключал договор с дружиной в целом. Договорные отношения этого типа существовали вплоть до ликвидации вольной службы. Еще в XIV и XV веках вольные слуги «приказываются» на службу, но могут и «отказаться» от неё: они пользовались как свободой поступления на службу к тому или иному князю, так и правом отъезда от одного князя к другому. Это право подтверждалось во всех междукняжеских договорах. В письменном виде, в виде договорных грамот князей со слугами, данные соглашения неизвестны, о таких грамотах нет никаких упоминаний. Вероятно, эти докончания имели только устную форму, поэтому неизвестно и их точное содержание.
В договорах оговаривались условия службы, причём служба подразумевалась только ратная. Договор включал условия о порядке отбывания службы и размере вознаграждения. Только изредка памятники указывают на служебные условия дружинников и вольных слуг: они целовали князю крест на том, что будут служить ему до последней капли крови. Так, нижегородские бояре отвечают своему князю, который в минуту опасности напомнил им об их обязательствах, принятых на себя под крестным целованием: «Мы единомысленны к тебе и готовы за тебя головы сложить». Князья же принимали на себя обязательства «по достоянию их жаловать», «воздавать им достойную честь против служения их». Князья платили своим слугам золотом и серебром, позднее наделяли их вотчинами и кормлениями , предоставляли им судебные и финансовые льготы. Договоры вольной службы постепенно выходили из практики по мере того, как московские князья начали борьбу с правом отъезда. Они охотно принимали к себе новых слуг, но отъезда не допускали и наказывали отъездчиков. В XVI веке в Москве все въезжие иноземцы могли приказаться на службу, но отказ от службы уже не допускался. При Иване Грозном впервые были определены нормы службы .
Ряд мог заключаться между князем и подвластным населением. Такие договоры были следствием права населения определенной территории приглашать к себе князя . Раннее Русское государство строилось на основе устного договора между князем и его дружинной с одной стороны и племенной знатью и формально всем подвластным населением с другой стороны. Князь и его дружина защищали своих данников, решали судебные тяжбы, осуществляли торговлю и строили города. Они обязаны были действовать в соответствии с местным правом. Подвластное население в свою очередь платило дань и принимало участие в ополчении . « Повесть временных лет » следующим образом описывает заключение ряда между варяжскими князьями и призвавшими их славянскими и финно-угорскими племенами (862 год):
В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву .» Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами ». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе .
В последующие века ряд продолжал играть важную роль в древнерусских княжествах: князь и его администрация (дружина) строили свои отношения с местной знатью и прочим населением (преимущественно горожанами) на основе договорных отношений. Князь, нарушивший договор, мог быть изгнан ( Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич ) или даже убит ( Игорь Рюрикович и Игорь Ольгович ).
Соглашение князей со славяно-финскими племенами имеет параллели с соглашениями при избрании конунга в Скандинавии как они описаны в королевских сагах . Так, согласно Снорри Стурлусону , Хакон I Добрый (920—961) собирает тинги и заключает договор с местной знатью и бондами , недовольными его братом Эйриком . Так же приходят к власти и некоторые другие конунги. Конунг, нарушивший свои договорные обязательства, мог быть изгнан ( Олав II Святой ) .
Докончание князя с населением (вечем, местной знатью) города, или ряд, поряд , наряд с князем, подтверждались взаимным крестным целованием. По выражению летописи, князь «утверждался» с людьми, причём, как указывает П. В. Лукин, под обобщающими терминами («кияне», «новгородьци» и др.) могли подразумеваться только социальные верхи, которые и были основными участниками договора со стороны горожан . Князь, занявший стол помимо воли населения, например, изгнавший своего противника, также должен был утвердиться с людьми, поскольку без поддержки веча ему трудно было удержать власть. Такие соглашения заключались не только при занятии стола. В условиях неустойчивости междукняжеских отношений положение князя могло измениться в короткое время. Угрозой для него были другие князья-претенденты на стол. Эти обстоятельства побуждали князей вступать в новые соглашения с вечем. Кроме того, князь мог занимать один и тот же стол несколько раз, в каждом случае заключая новое соглашение. Так, в 1169 году Мстислав Изяславич по приглашению киевлян занял киевский стол и «взял ряд» с ними. В том же году в результате Киевский похода , организованного Андреем Боголюбским , Мстислав оставил Киев, но вскоре опять возвратился на прежний стол и снова « взял ряды с братией и с кияны».
С XII века, а возможно и раньше, договоры этого рода обрели письменную форму, но из них сохранились только новгородские тексты от второй половины XIII века. О более ранних докончаниях с другими городами свидетельствуют краткие летописные записи. Чаще всего летопись не указывает условий соглашения или передает их в общих выражениях. Например, под 1199 годом сообщается, что князь Роман Мстиславич целовал крест галичанам , «еже любити их, никого-же обидети».
Источники упоминают о всем поряде , или наряде , князя с народом. Например, владимирцы в 1175 году посадили у себя на столе с радостью Ярополка Ростиславича , «в святей и Богородици весь поряд положьте». Сомнительно, что «весь поряд» означал подробные правила управления и суда, поскольку даже позднейшие новгородские договорные грамоты обходят молчанием многие стороны княжеского управления. Сотворить «весь поряд», вероятно, значило лишь решить все спорные вопросы, в то время как большая часть правил о порядке управления и суда опиралась на обычай — пошлину , или старину . В обеспечение этих обычаев в договоры вносилось обязательство править «по старине».
Выражение источников о том, что князю предоставлен стол «на всей его воли», означало принятие народом предложенных князем условий, а не наделение князя неограниченной властью. Известны и обратные случаи: князь мог целовать крест «на всей воли» народа. Например, в 1146 году в Киеве эту юридическую процедуру выполнил Игорь Ольгович.
В ряде случаев вече определяло срок, на который избирался князь. Так, киевляне, избрав своим князем Ростислава Мстиславича , обещают ему: «А до твоего живота Киев твой» (до конца жизни). Иногда народ целовал князю крест «и на детях его». Этим вече не отказывается впредь от права избирать князя, а лишь обязуется по смерти правящего князя выбирать преемников из его потомства. Если срок не упоминался, он, вероятно, был неопределенным, и князь правил, пока между ним и народом поддерживались мирные отношения.
Иногда вече определяло, кем и как должен отправляться суд. Подробно это условие было оговорено киевлянами с Игорем Ольговичем в 1146 году. Нарушение обычно-правовых правил суда влекло за собой изгнание князя и его судей. Так, в 1176 году во Владимире народ изгнал Ярополка Ростиславича и его детских, взимавших высокие судебные пошлины .
Согласно сохранившимся договорам Новгорода с князьями, княжеская власть ограничивалась рядом условий. Князь не мог:
Кроме того, договоры определяли размер некоторых доходов князя и его слуг, ряд правил о порядке общего суда и другие условия. По всем иным вопросам новгородцы налагали на князей обязательство «держать Новгород в старине, по пошлине» .
Докончания между князьями были единственным способом определить запутанные междукняжеские отношения и служили этой цели до начала XVI века. Последний известный договор этого типа был заключён в 1531 году московским государем Василием III со своим родным братом удельным князем Дмитровским Юрием Ивановичем . Сохранилось около 66 договоров данного рода, древнейший из них заключён не ранее 1341 года. Все сохранившиеся междукняжеские договоры, за исключением одного, заключены князьями Московского дома .
В качестве общего правила договоры включали условия о неприкосновенности и независимости владений князей-союзников. Они обязуются «не подозреть», «не искать», «не хотеть», «блюсти и не обидеть» княжения. Подразумевалось и редко выражалось прямо право князя на независимое управление своей территорией. Так, указывались обязательства не высылать на чужую территорию даньщиков и приставов, не выдавать касающихся её жалованных грамот . Договоры обычно также устанавливали границы владений .
Вторым общим правилом было условие о братстве князей, устанавливавшее договорное братство — систему договорной иерархии, отличной от родовой. Все русские князья были едиными по происхождению и имели право на владение частью Русской земли. Фактически же сильные князья имели больше земель. В противовес этому в договорах появляется условие о братстве князей. Братья в княжеской семье различались по старшинству, причем старейший обычно получал лучший стол. Так и договорное братство различало старейшего брата, или старейшину, просто брата и младшего брата. Эта градация могла как соответствовать реальному возрасту союзников, так и расходиться с ним. Например, племянник по договору мог оказаться «старейшим братом» своего дяди .
Собственно условия мирного союза включали обязательство «жить за один», «быть в одиначестве», то есть согласии и любви, действовать по общей думе. Сюда же относились условия о порядке выступления на войну и обязательство «не кончивать» — не вступать без согласия в новые союзы и, следовательно, не предпринимать односторонних военных действий. Слабые князья предоставляли сильным союзникам право решать за них вопросы войны и мира. Такие отношения наблюдаются уже между южнорусскими князьями, но более характерны для московских князей, которые с помощью договоров обеспечили за собой право исключительных внешних отношений с Ордой .
В междукняжеских докончаниях встречается ещё ряд условий: правила об отъезде вольных слуг от одного князя к другому; об общем суде по спорным вопросам о границах и по частным делам; о порядке торговли; о выдаче преступников, беглых холопов и должников, о возвращении изменников и награбленного имущества до заключения мира и др.
Неприкосновенность мелких княжений являлась препятствием на пути к объединению Северо-Восточной Руси . Но сильные московские князья, начиная с Дмитрия Донского , при благоприятных условиях систематически нарушали принятые на себя под клятвой обязательства, толкуя договорную старину с точки зрения своих интересов. В деле объединения земель московские князья находили поддержку со стороны духовенства. От междукняжеских договоров со временем осталась только форма. Сама эта форма перестала существовать в малолетство Ивана Грозного, когда взрослые дяди великого князя-младенца принуждены были целовать крест в обеспечение односторонне принятых ими обязательств .