Interested Article - Англосаксонское искусство
- 2020-03-21
- 1
Англосаксонское искусство ( англ. Anglo-Saxon art ) — искусство, характерное для англосаксонского периода истории Великобритании, продолжавшегося от Великого переселения народов (V век) до Нормандского завоевания Англии (1066 год).
Хронологически англосаксонское искусство находится между кельтским искусством и романским стилем . Англосаксонское искусство является локальной вариацией искусства периода миграций и составной частью островного искусства , к которому также относятся кельтский и новокельтский стиль.
Два периода расцвета англосаксонского искусства приходятся на VII—VIII века, когда были созданы сокровища захоронения Саттон-Ху , и на период после 950 года, когда произошло возрождение английской культуры после окончания вторжений викингов .
Характерные черты
Для англосаксонского искусства характерны следующие черты:
- слияние трех традиций: кельтской, средиземноморской и германской;
- отказ от натурализма в пользу абстрактности и условности;
- использование звериного стиля , который, как пишет сэр Томас Кендрик , «утратил свою зоологическую реальность и превратился просто в узор»;
- в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве преобладала яркость и многоцветность.
Период с V по VII века оставил сравнительно мало предметов материальной культуры англосаксов, в основном это отдельные произведения декоративно-прикладного искусства (изделия из металла, кости и камня). От первых двух с половиной веков англосаксонской культуры не сохранилось образцов живописи, резьбы по дереву и монументальной скульптуры.
Однако в начале VIII века англосаксонское искусство переживает расцвет, к этому периоду относятся первые образцы живописи и скульптуры, которые дают представление о богатстве культуры того времени. В IX веке англосаксонские государства сталкиваются с нашествиями викингов . Период IX — первой половины X века характеризуется временным упадком искусства; количество сохранившихся значимых объектов сокращается, их датировки более туманны. Многие монастыри закрываются и перестают функционировать в течение десятилетий. После Кентерберийской Библии (первая половина IX века) значимые иллюминированные манускрипты не появляются до X века. Вероятно, огромное количество артефактов подверглось разграблению и разрушению и теперь навсегда утрачены для исследователей. В этот период в англосаксонское искусство проникают мотивы, характерные для искусства викингов — звериный орнамент с изображением драконов и других мифических существ (к примеру, Драгоценность Альфреда ).
Объединение англосаксонских королевств в единое государство при Альфреде Великом и окончание экспансии викингов привело к возрождению англосаксонского искусства в X веке. В середине X века появляется новый стиль книжной иллюминации, в основе которого лежали континентальные образцы. Наиболее известной была винчестерская школа , однако в Британии того периода были и другие школы со своими традициями украшения рукописей, способные соперничать с Винчестером . Винчестер как столица сначала Уэссекса , а затем всей Англии, оставался центром культуры до второй половины XI века.
Манускрипты
Раннее англосаксонское искусство иллюминирования манускриптов является частью островного искусства и сочетает в себе средиземноморский, кельтский и германский стили. На его складывание оказало влияние столкновение англосаксов с ирландской миссионерской деятельностью в Нортубмбрии . Примером этого слияния может служить Евангелие из Линдисфарна , созданное в Нортумбрии в начале VIII века. В тот же период на Британские острова ввозятся иллюминированные рукописи, изготовленные мастерами с континента, в том числе итальянскими (например, «Евангелие Святого Августина»); соответственно, элементы их стиля проникают в англосаксонскую традицию.
Заимствование итальянских элементов можно увидеть, например, в Стокгольмском Золотом кодексе середины VIII века. Изображение евангелиста является последовательной адаптацией итальянского стиля, вероятно, с некоего утраченного образца, при этом трон, на котором сидит евангелист, украшен кельтским переплетающимся орнаментом, а верхняя строчка текста справа иллюминирована в типично островном стиле, с сочетанием кельтских и германских мотивов. Последующий текст выполнен в более спокойном стиле, характерном для каролингских рукописей того же периода. Однако обе страницы созданы одним автором, который, очевидно, одинаково уверенно чувствует себя в обоих стилях.
Рукопись середины VIII века, известная как Санкт-Петербургский Беда , наиболее ранняя версия исторического труда Беды Достопочтенного Церковная история народа англов , содержит, вероятно, первое употребление растительного орнамента в виде виноградной лозы и первую в Европе буквицу со вписанным сюжетным рисунком.
От IX века, особенно второй его половины, в самой Британии уцелело мало рукописей в связи с нашествиями викингов, однако на этот период приходится расцвет каролингских иллюминированных рукописей и в них хорошо прослеживается влияние англосаксонской школы.
Англосаксонское искусство иллюминирования возрождается после 930-х годов в Винчестере, вероятно, благодаря усилиям архиепископа Кентерберийского Дунстана , который сам являлся практикующим иллюминатором. Новый стиль иллюминирования можно видеть на примере рукописи Жития Святого Катберта, которую король Этельстан подарил монастырю в около 937 года. В рукописи есть портрет-посвящение, который изображает короля, вручающего рукопись святому, где оба стоят у большой церкви. Это первый реальный портрет английского короля; он создан под сильным влиянием каролингского стиля с элегантным разрисованным кантом. Буквицы в тексте оригинально объединяют каролингские элементы и звериные формы.
Молитвенник святого Этельвольда является шедевром позднего винчестерского стиля, сочетающего островную, каролингскую и византийскую традиции. Англосаксонский рисунок имел большое влияние в Северной Франции в течение XI века, в так называемый «школе Ла-Манша», а островные декоративные элементы, такие как сплетение, остались популярными в XII веке в франко-саксонском стиле.
Монументальная скульптура
Наиболее примечательна англосаксонская монументальная скульптура в виде больших каменных крестов, характерных также для кельтской культуры. Большинство скульптур, вероятно, изначально окрашивались, чтобы выделить и подчеркнуть узор, однако в настоящее время под многовековым воздействием погодных условий неглубокий рельеф подвергся деформации и «сглаживанию». Датировка каменных скульптур, как правило, затруднена.
Деревянная скульптура была распространена наряду с каменной, однако до настоящего времени практически не сохранилась. Вероятно, и монументальные кресты изначально изготавливались из дерева, однако, в отличие от каменных, не уцелели. Из значимых деревянных скульптур сохранился саркофаг Святого Кутберта в Даремском соборе , вероятно, 698 года, с многочисленными резными линейными изображениями.
Некоторые англосаксонские кресты пострадали во время Реформации , поэтому в Британии их сохранилось меньше, чем кельтских крестов в Ирландии. Частым орнаментом, характерным для англосаксонских крестов, является переплетение виноградных лоз; также наносились надписи на латыни или древнеанглийском языке . Например, на кресте из нанесен фрагмент стихотворения ( англ. ).
В целом англосаксонские кресты более высокие и тонкие, чем кельтские, и больше внимания уделяется орнаменту, а не изображению фигур. Кроме того, изображения фигур на крестах в Британии уничтожались протестантами во время Реформации, в то время как орнаменты чаще сохранялись. От многих крестов уцелели лишь центральные столбы без перекладин. Известно не так уж много неповрежденных англосаксонских крестов — например, Госфортский крест (графство Камбрия , Англия, 930—950 гг). Этот крест, расположенный во дворе церкви Святой Марии в Госфорте , примечателен еще и тем, что сочетает в себе христианские ( Распятие и, вероятно, Страшный суд ) и языческие скандинавские мотивы ( Рагнарёк ). В целом это типично для раннесредневековых памятников Англии и Скандинавии. Влияние скандинавской культуры и мифологии наблюдается с эпохи нашествия викингов, с IX века.
Примечательны уникальные англо-скандинавские надгробия «горбач» (англ. hogback ), имеющие форму вытянутого дома с двускатной крышей, иногда с медведями на обоих концах.
-
Госфортский крест, Камбрия
-
Иртонский крест, Камбрия
-
Англосаксонский крест, подражающий кельтскому, VIII век, , Дербишир
-
Надгробия-«горбачи», Камбрия
Изобразительное искусство
Примеров англосаксонской живописи практически не сохранилось. Из письменных источников известно, что украшение стен церквей фресками не было редкостью, однако роспись считалась менее престижным видом декора, чем рельеф. В одном из писем Алкуина (вторая половина VIII века) содержится метафора: «звезды, как расписной потолок в доме знатного человека», что позволяет предположить существование росписи не только в культовых сооружениях, но и в жилых домах. Сохранились фрагменты шкатулки, украшенной росписью, и изображение лица на камне, датированное 903 годом, однако ни одной целой фрески или расписной панели не дошло до нашего времени.
Декоративно-прикладное искусство
Англосаксонский стиль в декоративно-прикладном искусстве вполне сложился к началу VII века, о чём свидетельствуют археологические находки. Два самых значительных англосаксонских клада, найденных на территории Британии — курганный некрополь Саттон-Ху (рубеж VI—VII веков) и Стаффордширское сокровище (VII век) — содержат множество украшений, деталей оружия и предметов быта, по которым можно составить представление о костюме англосаксонской знати и мастерстве обработки металла на раннем этапе развития культуры. Англосаксонские дисковидные броши VI—VII веков напоминают меровингские украшения того же периода. Излюбленными материалами англосаксонских мастеров, как и для других культур Раннего Средневековья, были золото, красные гранаты , эмаль (красная и синяя) и стекло (как правило, красного цвета, имитирующее красные прозрачные камни). Наиболее типичные ювелирные изделия: дисковидные броши, Т-образные фибулы , подвески-медальоны, ременные пряжки и застёжки.
Великолепная брошь из Кингстона , датированная VII веком, воплощает все черты, наиболее характерные для англосаксонского ювелирного искусства раннего периода — геометрический узор, расходящийся от центра, перегородчатая эмаль, вставки из полудрагоценных камней, золотой узор из переплетающихся линий. Англосаксонский переплетающийся орнамент похож на кельтский, но более экспрессивный, нерегулярный и содержит открытые концы, в то время как классическое кельтское переплетение состоит из нескольких замкнутых линий.
VIII и IX века были периодом расцвета англосаксонского декоративно-прикладного искусства, о чем свидетельствуют такие артефакты, как: броши Стрикленда (зооморфный орнамент) и Фуллера (вероятно, первое в истории изображение персонифицированных органов чувств), обе датированные IX веком; «яблоко» меча из Феттер-Лейн (Лондон), украшенное звериным и лиственным орнаментом; брошь из Доугейт-Хилл (изображена фигура с короной или нимбом на голове), а также знаменитая Драгоценность Альфреда — вероятно, навершие специальной закладки-указки, датированное IX веком.
Помимо изделий из металла, сохранилось множество примеров англосаксонской резьбы по кости — в основном это шкатулки, фрагменты реликвариев и пластинки, изображающие библейские события, предназначенные для украшения переплетов рукописей. За неимением слоновой кости в островном искусстве широко представлена резьба по моржовому клыку. Знаменитый Ларец Фрэнкса , датированный началом VIII века, выполнен из китового уса и содержит сложные сюжетные композиции на каждой из сторон, изображающие события из скандинавской мифологии (месть Велунда ), Библии ( Поклонение волхвов ) и античной истории ( штурм Иерусалима ).
-
Англосаксонские дисковидные броши, 600—700 гг. Золото, стекло, гранат, раковины
-
Фрагмент рукояти англосаксонского меча
-
Клад золотых англосаксонских колец из Лидса , Западный Йоркшир
-
Вознесение Христа , резьба по кости, VIII век
-
«Когтевой кубок» (англ. claw beaker ), стекло, 400—600 гг, Британский музей
Примечания
- (англ.) . сайт энциклопедии «Британника» . Дата обращения: 20 ноября 2023. 30 марта 2020 года.
- Чаирович Ивица. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2018. — № 30 . 14 июня 2020 года.
- от 27 января 2016 на Wayback Machine на сайте Музея Виктории и Альберта
- . Дата обращения: 16 февраля 2017. 7 ноября 2016 года.
- от 17 февраля 2017 на Wayback Machine на сайте Британского музея
- от 17 февраля 2017 на Wayback Machine на сайте Британского музея
Литература
- Ковалевская T.B., Вагизова Ф.А., Семенюк E.B. История, литература и культура Великобритании. — М.: РГГУ , 2012. — 599 с. — ISBN 978-5-7281-1211-2 .
- Смирницкая О.А., , Древнеанглийская поэзия. — М., 1980. — С. 171-232
- Дэвид М. Вильсон. . М.: Центрполиграф, 2004.
См. также
Ссылки
- от 24 января 2017 на Wayback Machine
- 2020-03-21
- 1