Шаховской, Александр Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Алекса́ндр Алекса́ндрович Шаховско́й ( 24 апреля [ 5 мая ] 1777 , поместье Беззаботы , Смоленское наместничество — 22 января [ 3 февраля ] 1846 , Москва ) — русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских , который с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга .
За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). По словам А. А. Гозенпуда , «заслуга Шаховского состояла в том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики, выдвинуть этот жанр на первое место» . Пушкин писал о нём в « Евгении Онегине »:
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.
Князья Шаховские восходят к династии Рюриковичей . Ведут свой род от князей Ярославских , старшей ветви потомства Владимира Мономаха . Константин — сын князя Ярославского Глеба, по прозвищу Шах, является основателем фамилии князей Шаховских. А. А. Шаховской — один из членов третьей ветви старшей линии фамилии князей Шаховских. Среди предков драматурга не было особенно выдающихся деятелей .
Его родители — Александр Иванович Шаховской ( камергер польского короля Станислава Августа ) и Анастасия Федоровна Пассек . Отец по неизвестным причинам оставил придворную карьеру и прожил жизнь небогатым провинциальным помещиком . Мать была племянницей Петра Богдановича Пассека . Именно от неё, как свидетельствует сам Шаховской в своем письме П. М. Бакуниной, он «наследовал дар авторства» . Именно она заронила в его душу искру «творческого огня» и лелеяла мечту видеть в своем сыне поэта.
А. А. Шаховской родился в имении своего отца в селе Беззаботы (Ельницкий уезд, Смоленская губерния ), где провел своё детство. Информации о том, как Шаховской провел своё детство, крайне мало. В автобиографическом письме Бакуниной он называет себя «сельским баричем» . Примерно в 1784 году Шаховской был привезен в Москву и отдан в Благородный Пансион , где пробыл около 8 лет и окончил полный курс . В 1786 году Шаховского записали сержантом в гвардию, в Преображенский полк , и после окончания пансиона, в возрасте 16 лет, Шаховской был отправлен в Петербург «пробивать себе дорогу» . Сам Шаховской описывает этот период так:
Шестнадцати лет
Я в кружащийся свет
Брошен горькой долей
И, как челн, сам не свой,
Мчался в путь роковой
He своею волей
.
Поэтический дар Шаховского проявился в ранней юности . Этот дар он взял с собой при переезде в Петербург. Свои стихи ( мадригалы и послания) он показывал писателю Н. Эмину , который нашёл в Шаховском талант .
В полку Шаховской нашёл дружбу с поэтом С.Мариным , Ф.Толстым и др. Жил в семье балетмейстера и переводчика И. И. Валберха , вскоре познакомился с драматургом А. Я. Княжниным и И.Дмитревским . Поощряемый новыми друзьями, дебютировал в 1795 году не сохранившейся до наших дней комедией «Женская шутка» .
С этого времени Шаховской сделался посетителем аристократических гостиных, он имел своеобразный успех. Как писал сам Шаховской «мадригалы мои красовались в богатых альбомах, романсы мои пелись милыми голосами за дорогими фортепианами» . Вскоре он начал играть в светских любительских спектаклях. Пьеса «Женская шутка» ввела Шаховского в ещё больший круг выдающихся театральных деятелей. Вскоре произошло знакомство и с директором театров А. Л. Нарышкиным , который предложил князю занять место члена репертуарной части театра . Так, в 1802 году в чине штабс-капитана Шаховской вышел в отставку из гвардии и был принят на службу в дирекцию императорских театров .
В 1802 году Шаховской был отправлен во Францию с целью ангажировать актёров из французской труппы. Во Франции он проводит больше года. Известий об этой поездке сохранилось крайне мало, многое поросло легендами . Во многом это произошло благодаря самому Шаховскому.
После возвращения из Парижа в 1803 году Шаховской приступает к работе в репертуарном комитете, продолжая выступать на любительской сцене. Все современники сходятся на том, что Шаховской был одаренным актёром. В это же время он публикует безуспешные стихи и обращается к драматургии. Пишет комедию «Коварный» (16 декабря 1804), которая была освистана. Эпиграмма князя П. А. Вяземского на Шаховского после этой пьесы:
При свисте кресл, партера и райка
Сошел со сцены твой «Коварный».
В этой пьесе будет первый выпад по адресу Карамзина и его последователей, предвещавший появление «Нового Стерна» в 1805 году .Пьеса «Новый Стерн» была первой действительно успешной комедией Шаховского. Пьеса, воспринятая впоследствии как атака на карамзинистов, традиционно рассматривается как прямое выступление в поддержку «Рассуждения о старом и новом слоге…» А. С. Шишкова . Однако, сама пьеса была направлена не столько против Карамзина, сколько против сентиментального направления в целом . Литературные споры, вызванные «Новым Стерном», оказались лишь преддверием ожесточенной распри и нападок на драматурга, которые были связаны с появлением комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» в 1815 году.
После 1805 года Шаховской пробует свои силы в разных жанрах. Он пишет комедии , трагедии , водевили , оперы , сатиры . Такая пестрота характерна для творчества Шаховского, поскольку он одновременно выступает как драматург, теоретик, театральный чиновник и преподаватель .
В 1808 году Шаховской ставит свою лучшую прозаическую комедию «Полубарские затеи, или Домашний театр». Эта пьеса долго держалась на сцене, ей подражали многие драматурги. Приближающаяся война с Наполеоном вызвала появление пьес, наполненных политическими аллюзиями. Шаховской создает водевиль «Казак-стихотворец», который имел огромный успех, который держался на сцене до 1830-х гг .
А 1811—1815 годах Шаховской принимал живое участие в деятельности «Беседы любителей русского слова» . В это время Шаховской пишет стихотворную комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». По художественным достоинствам эта пьеса возвышалась над всем, что было создано в России в области стихотворной комедии после «Ябеды» Капниста и до появления « Горя от ума ». Ни одна из пьес Шаховского не вызывала таких яростных споров, как эта. Резкость нападок на Шаховского была обусловлена личным характером его сатиры. Он прямо метил в определённых лиц. Наибольшее возмущение вызвала карикатурная фигура сентиментального поэта-балладника Фиалкина, в котором зрители угадали В. А. Жуковского . Среди первых обвинителей был В. Л. Пушкин . На Шаховского обрушился поток эпиграмм и сатир. За ним прочно закрепилась кличка «Шутовской» . После этого Шаховской пишет несколько водевилей и текстов волшебных опер, а осенью 1817 года обращается к высокой комедии. Он пишет две пьесы — «Своя семья, или Замужняя невеста» (привлекая к работе А. С. Грибоедова и Н. И. Хмельницкого ) и «Пустодомы». Первая не сходит со цены более 130 лет .
Создавая комедии, Шаховской думал и об их сценическом воплощении. Он умел открывать дарования в новичке, а зрелому актёру указывать на его истинное призвание. Среди артистов, воспитанных Шаховским, можно назвать : Е. С. Семенову , В. А. Каратыгина , А. М. Каратыгина-Колосова , И. И. Сосницкого , Я. Г. Брянского , М. И. Вальберхову , Н. О. Дюр , его сестру Л. О. Дюрову , А. Е. Асенкову , А. Н. Рамазанова, сестер Надежду Аполлоновну и Марию Аполлоновну Азаревич и др .
В 1818 году Шаховской оставляет свой пост и в 1821 году снова возвращается в дирекцию императорских театров. За это время он успевает написать две значительные стихотворные пьесы «Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (1818) и «Какаду» (1820). В первой комедии Шаховской впервые применяет разностопный ямб для передачи разговорной речи .
В 1820-х годах Шаховской сближается с Жуковским и начинает поиски новых форм и тем для своих произведений. Торжество романтизма в русской литературе побудило его к аналогичны исканиям в театре. Так возникают переработки поэм Пушкина («Керим-Гирей, Крымский хан»), романов Вальтера Скотта («Иванго, или Возвращение Ричарда Львиное сердце») и пьес Шекспира («Буря и кораблекрушение») .
В 1825 году Шаховской пишет пьесу «Аристофан», которая свидетельствовала о росте поэтического мастерства Шаховского. Её постановка, восторженно встреченная зрителями, оказалась кульминацией успеха драматургии Шаховского. После восстания 14 декабря в глазах Николая I он был скомпрометирован своими связями с писателями декабристского лагеря. При реорганизации управления императорских театров Шаховской был устранен и больше никогда не возвращался на административный пост .
Однако на этом литературная деятельность Шаховского не остановилась. Он продолжал писать пьесы разных жанров. В конце 1820-х — середине 30-х годов Шаховской сближается с различными литераторами — С. Т. Аксаковым , М. Н. Загоскиным , С. Е. Раичем , М. П. Погодиным , С. П. Шевыревым , Н. И. Надеждиным . Шаховской также участвует в полемике с « Московским телеграфом », нападая со сцены на Булгарина и Греча . Пьесы «Романный маскарад» (1829), «Каламбурист и журналист» (1832) — свидетельства неослабевшего полемического дара .
Несомненное влияние на позднего Шаховского оказывала проза Пушкина. Она послужила образцом в прозаических опытах Шаховского и сказалась на замысле большого цикла повестей и рассказов «Русский Декамерон». Некоторые произведения из этого цикла были драматизированы. Так, постановка «Двумужницы» принесла Шаховскому большой успех .
Драматические произведения Шаховского 1830-х годов свидетельствуют о спаде его энергии. Он переделывает Мольера (комедия «Любовь-лекарь»), Байрона («Невеста Абидосская»), Тассо («Олинд и Софрония»). Примерно с 40-х годов Шаховской начинает работать над мемуарами, стихами и статьями по истории русского театра вплоть до своей смерти в 1846 году .
«Пушкин слышал отзывы о князе Шаховском и его внешности, но увиденное поразило его, хотя он сумел ничем не проявить этого удивления. Он увидел перед собой огромного и очень тучного человека, с огромной же, но очень безобразной головой, увенчанной большой лысиной и торчащими по бокам кустиками волос. Еще более удивительной оказалась речь хозяина дома: толстый князь имел очень тонкий и даже писклявый голос; он все время торопился высказать свои мысли и суждения, и в его шепелявой скороговорке часто пропадали окончания слов» .
Когда войска Наполеона вторглись в Россию, Шаховской принял участие в Отечественной войне . Он был назначен командиром дружины, сформированной из ратников тверского ополчения. 30 августа отряд вышел из Твери . Когда Шаховской вместе с ополченцами прибыл в Клин, то узнал о вступлении врага в Москву и увидел пожар столицы. Под начальством Шаховского дружина вошла в Москву, только что оставленную французами. Его отряд участвовал в тушении пожаров. После этого Шаховской очень часто возвращался к этой теме в своих произведениях .
Драматург проживал в гражданском браке с актрисой Александринского театра Екатериной Ивановной Ежовой . В то время гражданские браки не признавались юридически и требовали особого мужества. Не раз Шаховской просил Ежову стать его законной супругой, но она неизменно отвечала: «Лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней» . Шаховской специально для неё писал пьесы и пристраивал их на сцену. Среди них — «Любопытно, или догадка не в показ», «Фальстаф», «Всадники», «Притчи, или Эзоп у Ксанфа» и др. Шаховской был влюблен в Ежову, когда та ещё училась в театральной школе. Будучи членом конторы по репертуарной части, действительный статский советник князь Шаховской покровительствовал ей, а потом открыто ввел в свой дом. Ежова была первой советницей князя в делах театра. Он старался сделать все, чтобы она чаще играла; пьесы, написанные для Ежовой, ставились в её бенефисы. Успех у бенефисов был всегда .
Его двоюродная племянница княжна Екатерина Александровна (ум. 1848) также сумела получить известность на литературном поприще .
Положительные герои оказываются и патриотами, а приверженцы иностранного, модного, нового — лицемерами и злословами. Рассчитывая на сильный театральный эффект, Ш. вводит в проходных ролях, известных современников (В. А. Жуковского, С. С. Уварова, В. Л. Пушкина). Скандал вокруг комедии привел к образованию литературного общества «Арзамас», которое, борясь с Шаховским, предопределило довольно одностороннее восприятие его позиций (активно участвовали в борьбе Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин) .
«…у Ш.[аховского] прежние погремушки, только имя новое, он вообразил себе, что перешел в романтики» .