Interested Article - Семёнова, Екатерина Семёновна

Екатери́на Семёновна Семёнова ( 7 [18] ноября 1786 1 [13] марта 1849 , Санкт-Петербург ) — русская актриса , старшая сестра другой актрисы, Нимфодоры Семёновой .

Биография

Екатерина Семёнова родилась 7 (18) ноября 1786 года . Мать Дарья — крепостная смоленского помещика Ивана Степановича Путяты, который подарил её (вместе с другим крепостным — Семёном) учителю английского языка, инспектору Морского шляхетного кадетского корпуса Прохору Ивановичу Жданову († 1800), в благодарность за воспитание сына. Дарья подарена была ещё девушкой, и когда она забеременела от барина, тот выдал её замуж за Семёна, который и стал таким образом номинальным отцом Екатерины .

Обучалась в Петербургской театральной школе у В. Ф. Рыкалова , И. А. Дмитревского . В 1802 году впервые появилась на школьной сцене в пьесах А. Коцебу «Примирение двух братьев» (Софья) и «Корсиканцы» (Наталья); в феврале 1803 года дебютировала на профессиональной сцене Александринского театра в комедии «Нанина». В 1805 году вошла в труппу театра.

В Александринском театре Семёнова играла роли первых любовниц. Она была необыкновенно красива; черты лица её поражали классической правильностью, профиль, по словам современника, напоминал древние камеи. Гибкий контральтовый голос её поддавался самым разнообразным модуляциям. Ещё больше способствовали её успеху сила чувства и искреннее увлечение .

Особенно ярко её дарование проявилось в ставших популярными романтических драмах В. А. Озерова . Первым общим успехом актрисы и драматурга стало представление трагедии «Эдип в Афинах» в 1804 году . С. Т. Аксаков рассказывал, что во время представления «Эдипа», когда у Семёновой-Антигоны насильно уводили отца, артистка до того увлеклась, что вырвалась из рук удерживавших её воинов и убежала за отцом за кулисы, чего в роли не было; пришлось бежать за ней и вернуть её на сцену.

Образование Семёновой, не только общее, но и сценическое, было очень поверхностное, вследствие чего она разработку ролей заимствовала у других. Сначала Семёнова разучивала роли под руководством начальника репертуара, князя А. А. Шаховского ; потом, заподозрив его в пристрастии к М. И. Вальберховой , стала учить роли, пользуясь советами горячо ей преданного поэта Н. И. Гнедича ; наконец, она много присматривалась к приёмам гостившей тогда в Петербурге известной французской актрисы, мадемуазель Жорж . Но силу ей давал всё же собственный талант. Петербургская публика разделилась на поклонников Жорж и Семёновой; наиболее компетентные ценители отдавали пальму первенства Семёновой. Противопоставляя подлинный и живой дар Семёновой продуманной, но бездушной игре Жорж, А. С. Пушкин писал:

Говоря об русской трагедии, говоришь о Семёновой — и, может быть, только об ней. Одарённая талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семёнова никогда не имела подлинника. Бездушная французская актриса Жорж и вечно восторженный поэт Гнедич могли только ей намекнуть о тайнах искусства, которое поняла она откровением души. Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевлённых движений, орган чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновенья — всё сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано. Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова и сотворила роль Антигоны и Моины; она одушевила измеренные строки Лобанова; в её устах понравились нам славянские стихи Катенина, полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией. В пёстрых переводах, составленных общими силами, и которые по несчастью стали нынче слишком обыкновенны, слышали мы одну Семёнову, и гений актрисы удержал на сцене все сии плачевные произведения союзных поэтов, от которых каждый отец отрекается поодиночке. Семёнова не имеет соперницы; пристрастные толки и минутные жертвы, принесённые новости, прекратились; она осталась единодержавною царицей трагической сцены.

Сама Жорж жаловалась, что, при всей своей технике, она часто чувствует недостаток темперамента, всегда блещущего у Семёновой.

Могила Е. С. Семёновой

Успех и поклонники избаловали Семёнову: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем И. А. Гагариным , человеком очень богатым и пользовавшимся высоким положением как на службе, так и в литературных кружках. По назначении директором театров князя П. И. Тюфякина Семёнова не вынесла его грубости и резкости и покинула службу (1820); но она не могла жить без сцены, участвовала в любительских спектаклях и через два года, когда место Тюфякина занял А. А. Майков , снова выступила на сцене. Появление нового рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры Семёновой. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно. В 1826 году Семёнова окончательно простилась с публикой в трагедии русского драматурга М. В. Крюковского «Пожарский».

Переехав в Москву, Семёнова согласилась обвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники Семёновой: Пушкин , Аксаков, Надеждин , Погодин . В 1832 году умер князь Гагарин; последние годы жизни Семёновой были омрачены семейными неприятностями.

Екатерина Семёнова скончалась 1 (13) марта 1849 года в Петербурге . Похоронена на Митрофаниевском кладбище . В связи с полным уничтожением Митрофаньевского кладбища Е. С. Семёнова была перезахоронена в 1936 г. на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Репертуар

Примечания

  1. .
  2. .
  3. . Дата обращения: 25 мая 2009. 24 мая 2009 года.
  4. . Дата обращения: 14 октября 2015. 14 сентября 2015 года.

Литература

  • Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. — М. : Искусство , 1979. — 632 с. (в пер.)
  • Беньяш Р. М. Катерина Семёнова: (200-летию со дня рождения первой русской трагической актрисы посвящается) / Художник Д. М. Плаксин; Фотосъёмка В. Б. Оникула, Л. В. Гронского, Н. И. Сюльгина; Подбор иллюстраций Е. И. Грушвицкой. — Л. : Искусство , Ленингр. отделение, 1987. — 232, [130] с. — 50 000 экз.
  • Данилов С. С. Русский драматический театр XIX века. — Т. 1. — Л. М. , 1957.
  • «Единодержавная царица трагической сцены» // Куликова К. Ф. Российского театра первые актёры. — Л. : Лениздат , 1991. — С. 224—327. — 336, [32] с. — ( ). — 50 000 экз. ISBN 5-289-00810-1 .
  • Екатерина Семёнова: Жизнь и творчество трагической актрисы. — М. : Искусство, 1964. — 320 с.
  • Плетнёв . Драматическое искусство г-жи Семёновой. // Труды Вольного общества любителей российской словесности. — 1822, ч. 18.
  • Пушкин А. С. Мои замечания об русском театре. // Полн. собр. соч. — Т. 7. — М. Л. , 1949.
  • Родина Т. Русское театральное искусство в начале XIX века. — М. , 1961.
  • Сиротинин А. Н. .
  • Храневич К. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1904. — Т. 18: Сабанеев — Смыслов. — С. 299—304.
  • Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев , Е. С. Семёнова, , П. С. Мочалов , В. А. Каратыгин , М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. — М. : Искусство , 1989. — С. 55 - 76. — 320 с. — 75 000 экз. ISBN 5-210-00345-0 .
  • СЕМЁНОВА Екатерина Семёновна / Родина Т.М. // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — С. 230. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).

Ссылки

Источник —

Same as Семёнова, Екатерина Семёновна