Жалованная грамота
- 1 year ago
- 0
- 0
Жалованная грамота дворянству 1785 года («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») — грамота Екатерины II , закрепившая привилегии российского дворянства .
Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 года , подтвердив особое положение дворян в обществе, отменил обязательность государственной службы для представителей «благородного сословия», провозгласив, что нет уже «той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была».
В связи с этим дворянам была предоставлена возможность продолжать службу по своему желанию, с ограничением отставки на время войны и за три месяца до неё; тем дворянам, которые в момент провозглашения манифеста проходили военную службу и не имели обер-офицерского чина , либо не выслужили в войсках 12 лет, отставка не давалась. Уволенным предоставлялось право беспрепятственно отъезжать в другие европейские государства и вступать там на службу при условии возвращения в Россию по первому требованию.
О несовершеннолетних дворянских детях манифест постановил, что по достижении ими 12 лет о них должны были лишь предоставляться сведения, чему и где они будут обучаться: внутри России или в Европе либо же дома. Последнее было разрешено лишь наиболее состоятельным фамилиям, владеющим имениями свыше 1000 крепостных ; менее богатые должны были обучать своих детей в шляхетском кадетском корпусе , «где они всему тому, что к знанию благородного дворянства принадлежит, с наиприлежнейшим рачением обучаемы будут».
Предоставив такие льготы, Пётр III выразил уверенность, что дворяне и впредь будут вступать в службу с не меньшим усердием и воспитывать своих детей «с прилежностью и рачением»; если же кто-либо из дворян будет поступать иначе, то таковых, «яко суще нерадивых о добре общем», повелевалось «презирать и уничтожать всем верноподданным и истинным сынам отечества»; им запрещался приезд ко двору и доступ в публичные собрания.
Дворянство приняло манифест с радостью — Сумароков произнёс от лица дворянства благодарственную речь. Но манифестом осталась недовольна Екатерина II . В начале 1763 она назначила комиссию для пересмотра этого закона, так как он «в некоторых пунктах ещё более стесняет ту свободу, нежели общая отечества польза и государственная служба теперь требовать могут, при переменившемся государственном положении и воспитании благородного юношества».
«Наказ» , написанный Екатериной II в 1767-68 годах, развивал положения Манифеста. В нём говорилось о том, что дворянское сословие имеет «естественное», данное по факту рождения, право быть элитой общества.
Но благородное сословие обязано и подтверждать своё высокое предназначение: «Добродетель и честь должны быть оному правилами, предписывающими любовь к Отечеству, ревность к службе, послушание и верность к Государю, и беспрестанно внушающими не делать никогда бесчестного дела».
В 1771 году был подготовлен проект, ставший основой Жалованной грамоты дворянству (далее — Грамота). Согласно проекту, всё население разделялось на три класса, первый из которых именовался «благородным».
В переработанном виде этот акт появился более чем через 20 лет — 21 апреля 1785 года (в день рождения императрицы) Екатерина II подписала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства».
Грамота начинается вводным манифестом — длинным вступлением о величии России , заслугах дворянства и милости к нему монархов, и затем переходит к изложению прав и преимуществ дворянских (92 статьи).
Эта часть Грамоты делится на четыре части:
В Грамоте устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных гражданских книг.
Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное качество, распространявшееся на всех членов семьи дворянина.
Основаниями для лишения дворянского звания могли быть только уголовные преступления , перечень которых был исчерпывающим. То есть списочный состав деяний не мог расширяться ни при каких обстоятельствах: «Дело благороднаго, впадшаго в уголовное преступление и по законам достойнаго лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества».
Уездные предводители осуществляли составление родословных книг. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода. В родословные книги вносились только потомственные дворяне, личные дворяне в них не вносились.
Жалованная грамота дворянству завершила правовую консолидацию этого сословия, начатую Петром I ( Указ о единонаследии ).
Грамота, вслед за Манифестом Петра III, закрепила за дворянами права как вечные и неизменные. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода. Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти: регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуру выборных дворянских предводителей, дворянские органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений.
Историки отмечают противоречивое значение жалованных грамот. С одной стороны, они обеспечили появление в России свободных граждан и неприкосновенной частной собственности. Но при этом пожалованные свобода и собственность оказались доступны лишь незначительному меньшинству населения, основная часть которого продолжала жить в условиях крепостного права , ещё усилившегося при Екатерине II. Это только углубило возникший при Петре I культурный раскол, придав ему правовую основу. Полученная таким образом свобода и собственность дворян в глазах народных масс оказались нелегитимными .
Павел I с самого начала своего правления уничтожал или подвергал значительному изменению всё, созданное Екатериной Великой. Борясь с «дворянской вольницей», Павел отменил ряд положений Грамоты. Так, были ликвидированы губернские дворянские собрания. В 1797 году Павел запретил дворянам лично обращаться с просьбами к императору. В том же году были восстановлены телесные наказания для лиц благородного происхождения.