Маздаизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Евге́ньевич Корни́лов ( 1896 , Симбирск , Российская империя — 1981 , Ленинград , СССР ) — историк искусства , библиофил , коллекционер рисунков , акварелей русских художников конца XIX — начала XX века. Кандидат искусствоведения, профессор. Организатор охраны памятников культуры в Татарстане , практик и знаток музейного дела. Член Ленинградского общества библиофилов.
Корнилов Петр Евгеньевич учился в Казани, в 1-м реальном училище, в котором преподавал рисунок П. М. Дульский .
В 1922 году Корнилов уезжает в Петроград , учится в университете.
В 1925 году возвратился в Казань , поступил на работу в Центральный музей Татарской АССР , где заведовал отделом древнерусского искусства. В 1925 году провёл в этом музее выставку «Рисунки и гравюры Д. И. Митрохина», в 1926-м — « В. А. Фаворский », в 1927-м — «Графика И. Ф. Рерберга ». Во всех этих изданиях Корнилов был инициатором и основным автором; ему принадлежат около двухсот работ, посвящённых графике.
В 1921—1930 гг. возглавлял библиографическое бюро Отдела библиографии Казанского государственного издательства, работал в Центральном музее Татарской АССР в отделе древнерусского искусства.
«В Казань вернулся в январе 1921-го года, в марте вошел в жизнь. Стал работать в музее и был привлечен в редакцию журнала „ “».
К этим коротким автобиографическим сведениям Корнилова служит ценным дополнением отрывок статьи Дульского «Казанские современные графики»; он пишет, что Корнилов чувствует искусство и полезными советами помогает казанским графикам, снабжает вступительными статьями к их изданиям и знакомит с новинками столичной графики, до которой сам большой охотник. Корнилов собирает любовно и обладает довольно ценной коллекцией. Переехав в Ленинград , Корнилов не прерывал связи с Казанью и её художественной жизнью.
С 1932 г. работал в Государственном Русском музее , затем в Научно-исследовательском музее Академии художеств .
Во время Великой Отечественной войны являлся редактором издательства «Искусство» .
Преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина , заведовал кафедрой истории искусства Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной . . Для его библиотеки лучшие графики страны изготовили более сотни экслибрисов . В коллекции Корнилова были собраны этюды И. Е. Репина , В. Д. Поленова , пейзажи И. И. Левитана , М. В. Нестерова , рисунки Н. Н. Ге , П. А. Федотова , Б. М. Кустодиева , К. С. Петрова-Водкина , А. Н. Бенуа , М. В. Добужинского , Е. Е. Лансере , К. А. Сомова и многих других художников. Пётр Евгеньевич Корнилов всю свою коллекцию подарил Ленинграду , Государственному Русскому музею.
Изучение, блистательное знание материала, продукции, произведений русских мастеров гравюры дореволюционной и затем советской эпохи в лице П. Я. Корнилова сочеталось всегда с глубоким знанием личности и творчества самих живых людей, творцов гравюрных листов. Такие вошедшие в историю искусства крупнейшие мастера, как И. Н. Павлов, А. П. Остроумова-Лебедева , П. А. Шиллинговский , были личными друзьями П. Е. Корнилова, оставили о нём в печати отзывы, высоко оценивающие его деятельность. Работающий как мастер рисунка и книги К. И. Рудаков был ещё более близким П. Е. Корнилову другом. Но быть знатоком, даже первым в своей области, для специалиста мало. В деятельности П. Е. Корнилова важное место занимает его «Арзамасская школа живописи», исследование, которым П. Е. Корнилов восполнил одно из пустых мест в нашей общей истории художественной культуры XIX века; подлинное открытие ценности, мимо чего не может пройти в будущем ни один историк русского искусства.
Известный деятель ГДР , доктор Лотар Больц , в беседе со мной определил главное качество П. Е. Корнилова словами «он добрый». Это удивительно верно в общественном и личном плане многосторонней жизни П. Е. Корнилова. Но я тут же подумал, что у нас в древнем языке слово «добрый» совпадало с понятием «доблестный». О «доблестном» труде говорят у нас. И если говорить о «доблести» труда и творчества советского искусствоведа и деятеля, то на одно из первых мест встанет, несомненно, имя П. Е. Корнилова. Его творческий путь в течение такой долгой и славной эпохи, как наша, мною может быть характеризован только обобщённо, можно сказать — общественно и методологически. Что о П. Е. Корнилове можно написать монографию, у меня сомнений нет. Хотелось бы это обобщение дать по иному. Мы называем свою науку искусствознанием. Как раз и надо сразу подчеркнуть, что П. Е. Корнилов — несравненный знаток в той области — в целом необъятного материала изобразительного искусства, которую он себе избрал: в области истории русской гравюры. Особенно новой. После Д. А. Ровинского (и, может быть, В. Я. Адарюкова ) именно П. Е. Корнилов — лучший у нас специалист в этой большой и прекрасной сфере. Перечислять его печатные труды, указывать на его деятельность как заведующего в течение ряда лет отделом графики Русского музея, вновь не может быть задачей этого краткого слова…
Имя П. Е. Корнилова в историографии нашей науки вписано уже навечно. Но быть знатоком и открывателем нового — ещё не все. В лице П. Е. Корнилова мы имеем общественного деятеля искусства, замечательного собирателя и устроителя выставок своих собраний во многих центрах нашей страны, пропагандиста, популяризатора, просветителя, равного которому у нас нет…
Известен также богатым и уникальным разделом своей коллекции — Ленинианой. Основную часть Ленинианы составляют более пятисот графических листов: гравюры на дереве, линолеуме, металле, литографии, рисунки. Их дополняют около пятидесяти скульптур из фарфора и бронзы, среди которых есть произведения Н. Андреева , Н. Томского , М. Манизера и других крупнейших художников-ваятелей; а также по той же теме — медали, рельефы, значки, марки, плакаты.
Сын — архитектор (1926—1987).
Внучка — (р. 1952), художник-график. Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина а 1976 году. Училась на графическом факультете в мастерской профессора Г. Д. Епифанова. Член Союза художников РСФСР с 1982 г. Замужем за художником Андреем Александровичем Харшаком (р. 1950).
Правнук — Дмитрий Андреевич Харшак (р. 1977) — дизайнер, доцент НИУ ВШЭ , руководитель , учредитель и главный редактор журнала .
Цитаты приводятся по оригинальным документам из частной коллекции. Материал предоставлен библиографом и библиофилом .