Кот учёный (скульптура, Обнинск)
- 1 year ago
- 0
- 0
Боццетто ( итал. bozzetto — эскиз, набросок, от bozza — правка, черновик) — скульптурный эскиз, предварительный этюд, выполняемый скульптором из глины, воска, гипса, чаще в натуральную величину для проверки общего впечатления перед выполнением произведения в твёрдом материале — мраморе или отливки в бронзе. Этот обычай возник в эпоху итальянского Возрождения , когда художник обязан был согласовывать своё произведение с заказчиком перед тем, как требовать средства на завершение работы. Так поступали Донателло , Андреа Верроккьо и другие мастера. Боццетто использовали и для учебных целей в мастерских-боттегах.
Микеланджело Буонарроти возвёл этот эмпирический приём на уровень творческого метода. Некоторые модели Микеланджело сохранились. Считается, что более чем пятиметровая статуя Давида была высечена выдающимся скульптором из мрамора по восковой модели . Не случайно именно Микеланджело первым чётко сформулировал различия пластического и скульптурного формообразования. Микеланджело по дарованию и методу работы — скульптор, но эскизировал в пластике (лепке). Боццетто отличают от моделло ( итал. modello — подготовительной модели будущей статуи небольшого размера), она могла выполняться из твёрдых материалов, которую затем механически увеличивали до нужных размеров; иногда с помощью специальной пунктировальной машины (системы подвижных реек), также изобретённой в эпоху Возрождения .
Боццетто, выполненные в натуральную величину, со временем приобретают самостоятельную ценность. Так, Джан Лоренцо Бернини , выдающийся скульптор римского барокко , сохранял свои боццетти в качестве независимого этюда, отличного от последующей статуи по причине своеобразия пластического метода и возможностей мягкого материала . В музее Ватикана хранятся боццетти Бернини, сделанные им из гипса на деревянном и проволочном каркасе, для статуй кафедры собора Св. Петра. Бенвенуто Челлини использовал боццетто в работе над статуей Персея (1545). Боццетто выполняли в намеренно беглой, живописной и экспрессивной манере, невозможной в большой статуе. Боццетто, часто из гипса или терракоты , использовали скульпторы русского классицизма .