Мансуэти, Джованни ди Никколо
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни Никколо Сервандони ( итал. Giovanni Niccolò Servandoni ; 2 мая 1695, Флоренция — 19 января 1766, Париж ) — итальянский архитектор , живописец , театральный художник , машинист сцены. Видный представитель театрально-декорационного искусства стиля барокко и переходного стиля « классицизирующего барокко» в архитектуре Франции первой половины XVIII века.
Родился во Флоренции 2 мая 1695 года, предположительно в семье итальянцев. Обучался в Риме под руководством живописца Джованни Паоло Панини и архитектора . По окончании учёбы отправился в Лиссабон для работы над театральными декорациями. В 1724 г. поселился в Париже, где занимался архитектурой и сценографией . В 1728 г. назначен на должность «первого художника-декоратора Королевской академии музыки ». В 1738—1742 и 1753—1758 годах работал в помещении «Зала театральных машин» в королевском дворце Тюильри . Несмотря на то, что французская столица стала для него родным домом, в силу рода занятий часто путешествовал по Европе, побывал во многих столицах, в том числе в Лондоне (1749) и Вене (1760). В 1740-х гг. был декоратором в театрах Лиссабона, Бордо , Брюсселя , Дрездена . Умер в Париже 19 января 1766 года.
Сервандони известен театральными декорациями, выполненными в стиле барокко . Их он создавал для опер «Пирам и Тисба» Ф. Ребеля и Ф. Франкёра (1724), «Прозерпина» (1727), «Тезей» (1729) и « Фаэтон » Ж.-Б. Люлли , « Галантные Индии » Ж.-Ф. Рамо и многих других. На сцене воспроизводил помпезные, монументальные, строгие здания, гармонировавшие со стилем французской драматургии того времени. Развивая декорационные принципы театральных художников семьи Бибьена , Сервандони создавал систему классически простых арок, лишённых орнамента, которые пересекали сцену по диагонали (в системе угловой перспективы), при этом верх зданий терялся в колосниках. Работая в «Зале театральных машин» в Тюильри , художник устраивал своеобразные «декоративные спектакли» на мифологические сюжеты. Они состояли из демонстрации часто сменяющихся под музыку декораций: «Пандора» (1739), «Сошествие Энея в ад» (1740), «Геро и Леандра» (1742), «Награждённое постоянство» (1757) и других.
Джованни Сервандони является автором необычного проекта западного фасада парижской церкви Сен-Сюльпис (1732). Считается, что в этой работе Сервандони переработал фасад лондонского собора Святого Павла , созданный сэром Кристофером Реном (проект 1675 года). Однако, скорее, итальянский архитектор смело соединил типично итальянскую колоннаду в палладианском стиле с традицией возведения двубашенных храмов, существовавшей как в Италии, так и в странах «к Северу от Альп» .
Сервандони был мастером живописных ведут , он писал архитектурные пейзажи, оформлял придворные празднества, праздничные концерты и уличные шествия. Его французским учеником был мастер архитектурных ведут, рисовальщик и живописец Пьер-Антуан Демаши .