Interested Article - Пинский, Леонид Ефимович

Леони́д Ефи́мович Пи́нский (24 октября ( 6 ноября ) 1906 , Брагин , Могилёвская губерния, Российская империя 26 февраля 1981 , Москва , СССР ) — советский литературовед , доктор филологических наук, специалист по истории западноевропейской литературы XVII XVIII веков , мыслитель-эссеист.

Биография

Родился на Могилёвщине , в семье меламеда , которая затем переехала на Украину . Среднюю школу окончил в 1923 году в Новгороде-Северском , после чего работал в сельских школах Черниговской области. В 1926 1930 годах учился на литературно-лингвистическом отделении Киевского университета , одновременно работая учителем в киевской школе. После окончания университета распределён преподавателем украинской литературы в Молдавский педагогический институт ( Тирасполь ). С 1933 года — в Москве, в 1933 1936 годах — аспирант кафедры всеобщей литературы Московского педагогического института им. Бубнова (научный руководитель — Борис Пуришев ), защитил кандидатскую диссертацию «Смех Франсуа Рабле ». Затем два года работал в Курском пединституте .

С 1938 года — доцент кафедры истории зарубежных литератур филологического факультета Московского института философии, литературы и истории (ИФЛИ, с 1942 года преобразован в филологический факультет МГУ ). В октябре 1941 года добровольцем ушёл на фронт в составе 3-й дивизии московского народного ополчения. Согласно правительственному распоряжению о возвращении научных работников, служивших рядовыми, он был отозван в феврале 1942 года для преподавательской работы в МГУ. По совместительству читал лекции в Ярославле и Загорске , а с 1944 года — ещё и в Военном институте иностранных языков (читал там курс классических литератур Востока). С 1948 года подвергался взысканиям со стороны парторганизации филологического факультета МГУ за «низкопоклонство перед Западом» и «космополитизм»; в защиту учёного выступили студенты, среди которых Пинский пользовался огромным авторитетом.

В июне 1951 года , в разгар борьбы с космополитизмом , Пинский по доносу активного секретного сотрудника органов госбезопасности в тогдашней гуманитарной среде Якова Эльсберга («...превратно излагая содержание многих бесед с ним на литературные темы, Эльсберг охарактеризовал мои убеждения и высказывания в духе желательном для органов. (...) Лишь на основании этих показаний, повторенных Эльсбергом и на суде, я был осужден — недаром в приговоре по моему делу в качестве свидетеля обвинения назван только Эльсберг») был арестован органами госбезопасности, осуждён по статье 58-10 ч. 1 УК РСФСР на 10 лет лагерей и пожизненную ссылку в отдалённые районы Сибири . Срок отбывал в Унженских исправительно-трудовых лагерях. В сентябре 1956 года реабилитирован Верховным судом СССР.

Жил в Москве . К преподаванию допущен не был (или сам не захотел вернуться в университет ), работал над статьями по истории европейской культуры: основной областью его энциклопедических интересов была эпоха Возрождения , прежде всего — в Англии и Испании ( Шекспир , Грасиан , Сервантес ). Пинский высоко оценил диссертацию М. Бахтина о творчестве Рабле , вместе с другими способствовал публикации её книгой, написал развернутую рецензию на монографию в журнале « Вопросы литературы » (1966), поддерживал отношения с Бахтиным до самой его смерти. Опубликовал две книги исследований по западноевропейской литературе, ему принадлежит послесловие к публикации «Разговора о Данте» О. Мандельштама (1967). В 1963 году был принят в Союз писателей СССР .

В 1960 1970-е годы Пинский принимает активное участие в диссидентском движении. У себя дома он вместе с женой организует так называемые «пятницы» — еженедельные дружеские собрания деятелей советской подпольной культуры , на которых обсуждались актуальные вопросы философии, литературы, искусства и общественной жизни. В них участвовали, среди прочих, В. Шаламов , Венедикт Ерофеев , А. Галич , В. Некрасов , И. Губерман , А. Штромас . Пинский дружил с Надеждой Мандельштам , Евгенией Гинзбург , Борисом Чичибабиным , Григорием Померанцем , Всеволодом Некрасовым , Генрихом Сапгиром , Вадимом Козовым . Также он поддерживал тесные связи с художниками-« лианозовцами », был дружен с Оскаром Рабиным , Анатолием Зверевым , принимал участие в издании журнала « Синтаксис ».

В марте 1966 года вместе с большой группой писателей и учёных подписал коллективное письмо Президиуму XXIII съезда КПСС с просьбой об освобождении на поруки А. Синявского и Ю. Даниэля . Принимал участие во множестве других петиций и кампаний в защиту политзаключённых.

В мае 1972 года в квартире Пинского был произведен обыск сотрудниками КГБ . Леониду Ефимовичу была перекрыта дорога в печать. Он прочёл несколько лекций на дому в узком кругу друзей, продолжил внежанровые фрагментарные записи лагерного времени (эссе, афоризмы, поденные записки), лишь частично опубликованные перед самой его смертью под псевдонимом в журнале «Синтаксис», а в развёрнутом, систематизированном виде изданные книгой лишь много лет спустя (2007). Множеству замыслов учёного было не суждено реализоваться.

Леонид Ефимович Пинский скончался от скоротечной раковой болезни. Похоронен на Ваганьковском кладбище .

Жена — Евгения Михайловна Лысенко ( 1919 2005 ), переводчик.

Творчество

В своей первой крупной работе «Ренессанс и барокко» в поисках понятия, которое выделило бы своеобразие реализма Возрождения, Пинский выдвинул термин « фантастический реализм », но затем в книге «Реализм эпохи Возрождения» он заменяет термин другим — «антропологический реализм». В этой книге Пинский выводит пять деятелей ренессансной культуры: Эразм Роттердамский , Рабле , Шекспир , Бенвенуто Челлини и Сервантес .

В фундаментальном труде «Шекспир. Основы драматургии» Пинский выдвинул понятие «магистрального сюжета». Магистральный сюжет шекспировских трагедий по Пинскому таков:

Это судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека («бесчеловечном») миропорядке. Герой идеализирует в начале действия свой мир и себя, исходя из высокого назначения человека; он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою способность самому свободно и достойно творить свою судьбу. Действие строится на том, что протагонист на этой почве вступает с миром в великий конфликт, который приводит героя через «трагическое заблуждение» к ошибкам и страданиям, к проступкам или преступлениям, совершаемым в состоянии трагического аффекта. В ходе действия герой осознаёт истинное лицо мира (природу общества) и реальные свои возможности в этом мире (собственную природу), в развязке погибает, своей гибелью, как говорят, «искупает» свою вину, «очищается», освобождаясь от роковых иллюзий,— и вместе с тем утверждает во всем действии и в финале величие человеческой личности как источник её трагически «дерзновенной свободы».

Основные труды

  • «Реализм эпохи Возрождения» ( 1961 )
  • «Шекспир. Основные начала драматургии» ( 1971 )
  • «Магистральный сюжет» ( 1989 ):
    • Лирика Франсуа Вийона и поздняя готика
    • Комедии Шекспира
    • Пертская Красавица (о Вальтере Скотте )
    • «Гусман де Альфараче»
    • Испанский «Хромой Бес»
    • Жизнь и творчество Бальтасара Грасиана
    • Сюжет-фабула и сюжет-ситуация (о Сервантесе)
    • Комическое
    • Юмор
    • Новая концепция комического (о книге Бахтина)
    • Поэтика Данте в освещении поэта (о книге Мандельштама «Разговор о Данте»)
  • «Ренессанс. Барокко. Просвещение» ( 2002 ):
    • Ренессанс и барокко
    • Эразм Роттердамский и его «Похвальное слово Глупости»
    • «Жизнеописание» Челлини и ренессансная этика «доблести»
    • Кристофер Марло. «Трагическая история доктора Фауста» [Предисловие]
    • Сюжет «Дон Кихота» и конец реализма Возрождения
    • «Гусман де Альфараче» и поэтика плутовского романа
    • Испанский «Хромой Бес»
    • Жизнь и творчество Бальтасара Грасиана
  • «Минимы» ( 2007 )
  • ( 2019 )

Отдельные работы

  • Ренессанс и барокко // Мастера искусства об искусстве. Т. 1. М., 1937
  • Реализм Возрождения // Ученые записки кафедры истории всеобщей литературы, вып. II. Изд. МГПИ им. А. С. Бубнова. М., 1937. С. 5—42
  • Отзыв о книге М. М. Бахтина Творчество Рабле и проблема народной культуры средневековья и Ренессанса // М. М. Бахтин: pro et contra. Т.1. СПб.: РХГИ, 2001. С. 390—397

Примечания

  1. Лысенко Е. М. Леонид Ефимович Пинский. Краткий биографический очерк // Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: Статьи. Лекции. — М.: РГГУ, 2002. — С. 12−13. ISBN 5-7281-0305-7
  2. Аникст А. А. Предисловие // Пинский Л. Магистральный сюжет. — М., 1989, с. 4.
  3. В 1968 году Галич написал посвящённую Л. Е. Пинскому песню от 30 марта 2009 на Wayback Machine .
  4. . philnecropolis.ru . Дата обращения: 25 марта 2023. 25 марта 2023 года.

Ссылки

Лысенко Е. М. Леонид Ефимович Пинский. Краткий биографический очерк. — С. 5—24;
Пискунова С. И. От социологической поэтики — к стоическому гуманизму. — С. 769—811.
  • от 20 июня 2019 на Wayback Machine : Самиздатский трактат Л. Е. Пинского и его переписка с Г. М. Козинцевым. — СПб. : Нестор-История, 2019.
Источник —

Same as Пинский, Леонид Ефимович