Interested Article - Фанар
- 2021-02-01
- 2
Фана́р , Фанарион ( греч. Φανάρι ) или Фенер ( тур. Fener ) — исторический район в Константинополе (впоследствии Стамбуле ), на южной стороне Золотого Рога . В настоящее время является частью муниципального района Фатих .
На территории Фанара находится много известных достопримечательностей Стамбула, включая резиденцию константинопольского патриарха .
История
Название район получил по расположенному здесь в византийскую эпоху фонарю, установленному на колонне , который, по всей видимости, выполнял роль маяка . После падения Константинополя в 1453 году Фанар, наряду с другими районами, не оказавшими сопротивления захватчикам , не был разграблен, население его избежало резни, церкви были сохранены . Правда, со временем большинство храмов были отобраны турками и превращены в мечети. От византийского времени в Фанаре до нашего времени в качестве православных храмов сохранились только церковь Марии Монгольской и ещё две маленькие часовни. После завоевания города эти районы стали основным местом проживания константинопольских греков .
Желая привлечь на свою сторону греческое население империи, султан Мехмед Завоеватель повелел восстановить церковное управление Константинопольского патриархата и избрать патриарха. Им стал Геннадий Схоларий , глава антиуниатской партии. Взамен конфискованного собора Святой Софии , христиане получили большую церковь Святых Апостолов , расположенную в районе, заселённом турками. Желая избежать столь неудобного соседства, патриарх Геннадий просил султана разрешения в качестве патриаршей резиденции использовать монастырь Паммакаристы , находившийся на греческом Фанаре. Однако в 1486 году при султане Мураде III церковь Паммакаристы была отобрана и превращена в мечеть Фетие Джами. Только через несколько лет, поменяв несколько мест, при патриархе Иеремии II в центре Фанара была построена новая резиденция Вселенского патриарха — церковь Святого Георгия . Деньги на строительство греки получили в Москве, у царя Феодора Ивановича . В 1601 году церковь святого Георгия была построена .
С этого времени начинается новый этап жизни Фанара, который становится центром греческого мира Османской империи. Это связано с положением константинопольского патриарха, который в Османской империи занимал место главы христианского миллета , что превращало его в крупного государственного чиновника империи. Поэтому с начала XVII века район стал заселяться греческой знатью, представителями древних византийских аристократических родов и людьми, выдающими себя за таких представителей. Эта новая греческая аристократия, честолюбивая и активная, стремившаяся к восстановлению великой империи, считала полезной близость к патриаршему двору. По месту своего жительства их называли фанариотами . Представители фанариотов как правило старались занимать ведущие должности в патриаршей администрации. Карьера священника или иерарха привлекала их редко. Многие из них были богатыми торговцами и обладали значительными финансовыми возможностями . Многие занимали высокие должности при дворе султана (например, Михаил Шейтаноглу Кантакузин ). Это позволяло им влиять на избрание патриарха, платить значительные суммы за его поставление . В результате к концу XVII века фанариоты фактически держали в своих руках всю церковную организацию , а также аналогичным образом контролировали назначение господарей Дунайских княжеств , с которых получали часть налоговых сборов.
С 1673 до 1821 года (начиная с Думитрашку Кантакузена и заканчивая Скарлатом Каллимаки ) представители зажиточных фанариотских семей назначались воеводами Молдавии и Валахии , где с 1711 года они становились, по существу, полноправными хозяевами.
Примечания
- По этой причине Вселенский Патриархат часто именуют просто «Фанар».
- Слово греч. Φανάρι буквально значит «светильник». Русское фонарь — заимствовано из греческого.
- Это соседний , а также и .
- Стивен Рансимен . от 21 сентября 2011 на Wayback Machine
- Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. с. 187.
- Константинопольскому патриарху, как этнарху подчинялись не только все патриархаты и автокефалии на покорённой османами территории, но и христиане других конфессий.
- Сочетание аристократизма и занятием торговлей не противоречит византийской и вообще восточной традиции.
- С конца XVI века османская администрация за документ о поставлении (берат) взимала значительные суммы. Часто сменять патриарха, подыгрывая борющимся вокруг патриаршего престола партиям, стало выгодно.
- Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. с. 191.
Ссылки
- (англ.) . www.ibb.gov.tr. Дата обращения: 22 марта 2015. Архивировано из 15 апреля 2015 года.
- 2021-02-01
- 2