Interested Article - Лаэрт (мифология)
- 2020-04-17
- 1
Лаэрт ( др.-греч. Λᾱέρτης ) — персонаж греческой мифологии , царь Итаки и отец Одиссея . Был женат на дочери Автолика Антиклее . Лаэрт упоминается в античной литературе как участник калидонской охоты и плавания аргонавтов . Он стал персонажем « Одиссеи » Гомера , в которой изображён стариком.
В мифологии
Античные авторы называют Лаэрта сыном Аркисия (Аркесия), царя Итаки и соседних островов. Аркисий в свою очередь был сыном либо Кефала ( эпонима Кефаллении ), либо самого Зевса от . Мать Лаэрта, по данным автора схолиев к Гомеру Евстафия, звали Халкомедуса .
О жизни Лаэрта до начала действия «Одиссеи» известно немногое. Герой был женат на Антиклее , дочери Автолика ; та родила ему единственного сына Одиссея и дочь Ктимену , а позднеантичные источники упоминают ещё одну дочь — Каллисто или Факе . Существовала версия, согласно которой Одиссей на самом деле был сыном коринфского героя Сизифа : последний, чтобы наказать Автолика за воровство коней, изнасиловал его дочь, и та стала женой Лаэрта, уже будучи беременной .
Автолик, живший на Пелионе , по крайней мере однажды гостил у зятя (это был момент рождения Одиссея). Псевдо-Гигин и Овидий называют Лаэрта в числе участников калидонской охоты , а Диодор Сицилийский и Псевдо-Аполлодор — в числе аргонавтов , отправившихся в Колхиду за золотым руном . В бою с колхами , по данным Диодора, Лаэрт отличился храбростью, был ранен, и его исцелила Медея .
Ещё до начала Троянской войны Лаэрт уступил царскую власть сыну. Причины этого в источниках не сообщаются, хотя на тот момент отец Одиссея, по-видимому, должен был считаться относительно молодым и крепким мужчиной . К началу действия «Одиссеи» он овдовел и окончательно отошёл от дел. Лаэрт практически не появлялся в царском дворце, жил в одном из отдалённых поместий, общаясь только с несколькими рабами, ухаживал за садом и оплакивал сына, которого считал погибшим . Итакийцы считали смерть Лаэрта близкой, и его невестка Пенелопа использовала это, чтобы отсрочить свадьбу с одним из сотни настойчивых женихов: она объявила, что перед новым браком должна соткать для свёкра погребальный саван, и выполняла эту работу целых три года . Когда Одиссей вернулся, Лаэрт обрёл на время былую силу; он принял участие в бою с родичами убитых женихов Пенелопы и даже сам убил Евпифа — отца Антиноя .
В культуре и искусстве
В « Илиаде » Гомера Лаэрт только упомянут. Зато он действует в «Одиссее», где изображён глубоким стариком, горюющим о пропавшем сыне. Женихи Пенелопы чувствуют себя как дома в царском дворце в том числе и потому, что не считают Лаэрта источником опасности. Одиссей открывается отцу только после избиения женихов и, чтобы побороть его недоверчивость, показывает шрам на ноге и перечисляет деревья в саду, которые в детстве получил в подарок. После этого Афина укрепляет силы Лаэрта; престарелый герой снова берёт в руки оружие и принимает участие в схватке .
Лаэрт появляется и в более поздних произведениях греческой литературы. Это всегда образ, позаимствованный у Гомера, так что нет доказательств существования иной традиции, независимой от «Одиссеи» . В источниках упоминается, в частности, трагедия Иона Хиосского «Лаэрт», текст которой полностью утрачен. Отца Одиссея включили в список участников калидонской охоты, и предположительно это произошло по произволу учёных мифографов эллинистической эпохи : они просто причислили к героям, собравшимся в Этолии для охоты на калидонского вепря, всех мифологических персонажей, относившихся примерно к одному поколению . В список аргонавтов Лаэрт по-видимому, тоже был включён произвольно вместе со многими другими героями, чьи сыновья участвовали в Троянской войне .
Изображений Лаэрта сохранилось немного. В частности, это роспись на так называемой «чашке Дионисия», хранящейся в Берлине : она иллюстрирует миф об Автолике и Сизифе, и на одной из сцен присутствует Лаэрт. На луканском кратере изображена свадьба Лаэрта. Антиклея на ней выглядит беременной; соответственно в науке существует мнение, что художник иллюстрировал какую-то пьесу эпохи Еврипида, в которой царь Итаки полюбил Антиклею и взял её в жёны, зная, что она ждёт ребёнка от другого .
Лаэрт стал одним из героев фильма « Аргонавты: В поисках золотого руна » (1960 год), где его сыграл . Он появляется и в нескольких фильмах, посвящённых его знаменитому сыну. Это « Странствия Одиссея » (1954 год; в роли Лаэрта ), телесериал « Одиссея » (1968 год ) .
Примечания
- ↑ , I, 9, 16.
- ↑ , s. 435.
- , XV, 363.
- , IV, 158 cd.
- , s. 1918.
- , s. 602; 613.
- , s. 426.
- , Греческие вопросы, 43.
- , s. 437.
- , Мифы, 173.
- , Метаморфозы, VIII, 315.
- , IV, 48, 5.
- , s. 1920.
- , XV, 353—357.
- , XXIV, 129—142.
- ↑ .
- , s. 434.
- , s. 753.
- , s. 444—445.
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- , s. 498.
Литература
- Источники
- Аполлодор Афинский . . — Л. : Наука, 1972.
- Афиней . Пир мудрецов. Книги 1—8. — М. : Наука, 2004. — 656 с. — ISBN 5-02-010237-7 .
- Гигин . Мифы. — СПб. : Алетейя, 2000. — 480 с. — ISBN 5-89329-198-О.
- Гомер . Одиссея. — М. : Наука, 2000. — 488 с. — ISBN 5-02-011652-1 .
- Диодор Сицилийский . . — СПб. : Алетейя, 2005. — 377 с. — ISBN 5-89329-716-4 .
- Публий Овидий Назон . Метаморфозы. — М. : Художественная литература, 1977. — 430 с.
- Плутарх . Застольные беседы. — Л. : Наука, 1990. — 592 с. — ISBN 5-02-027967-6 .
- Исследования
- Ярхо В. Лаэрт // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2 . — С. 40 .
- Ярхо В. «Одиссея» — фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. — 2000. — С. 289—329 .
- Jessen. Argonautai // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1895. — Bd. II, 1. — Kol. 743—787.
- Lamer. Laertes // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1924. — Bd. XII, 1. — Kol. 424—445.
- Lobsien E. Odysseus // Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart. — 2008. — Bd. 5. — Kol. 485—499.
- Schmidt J. Odysseus // W. H. Roscher: Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. — 1902. — Bd. III, 1. — Kol. 602—681.
- Wüst E. Odysseus // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1937. — Bd. XVII, 2. — Kol. 1905—1996.
- 2020-04-17
- 1