Interested Article - Тарелка (музыкальный инструмент)
- 2020-02-25
- 1
Тарелка — ударный музыкальный инструмент в виде парного или одинарного металлического диска с неопределённой высотой звучания.
История
Известны с древнейших времен, встречаясь в Китае , Индии , позже — в Греции и Турции .
Тарелки, вместе с увеличением группы ударных в оркестре , вероятно, впервые появились в партитурах Глюка . В конце XVIII века, в период Гайдна и Моцарта тарелки (вместе с большим барабаном и треугольником ) в оперных партитурах встречались редко, только с целью отразить варварский или турецкий колорит (см. Янычарская музыка ). В симфониях они встречаются единственный раз, в «Военной симфонии» Гайдна, что было исключением для того времени. В концертных произведениях второй четверти XIX века тарелки требуются всё чаще и чаще, уже практически во всех партитурах. Берлиоз жаловался на несовершенство оркестров того времени: «Тарелки всегда были либо треснутые, либо выщербленные» . В последние десять лет XIX века в качестве нового эффекта в оркестре становятся резкие удары по тарелке палочкой или «гвоздём» от треугольника. Дебюсси в своих партитурах извлекает очень тонкие эффекты, едва уловимое тремоло тарелок, появляющееся и исчезающее .
Описание
Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путём литья и последующей ковки . В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.
Среди основных приёмов игры: удары различными палочками и колотушками по подвешенным тарелкам, удары парных тарелок друг о друга, игра смычком. Подвесную тарелку заглушают, зажимая пальцами, парные прекращают звучать от прикладывания музыкантом тарелок к своей груди.
Как правило, удары тарелок приходятся на сильную долю , одновременно с большим барабаном . Их партии пишутся рядом. Звук тарелок в forte резкий, блестящий, дикий, в piano — таинственно шелестящий и гораздо мягче. В оркестре тарелки прежде всего динамически подчёркивают кульминацию, но нередко их роль сводится к красочной ритмике или специальным изобразительным эффектам .
Виды тарелок для ударной установки
- Хай-хэт , чарльстон — парные тарелки, управляемые педалью. Обычный диаметр 13—14" (дюймов) .
- Райд — ведущая тарелка . В отличие от крэша край райда достаточно толстый. Обычный диаметр 20" .
- Крэш — тарелка с плавным уменьшением толщины от купола к краю. Обладают плотным широкополосным звучанием. Обычный диаметр 16—18". В оркестре используют пару таких тарелок, удерживаемых в руках и ударяемых друг о друга .
- Эффект-тарелки
- Сплэш — маленькие и тонкие тарелки с шипящим звуком. Ударяют по ним очень сильно. Предназначены для выделения акцентов, чаще всего синкопированных . Обычный диаметр 8—10" .
- Чайна — тарелки с краем, изогнутым против направления изгиба основной части тарелки (райд-зоны). Толщина от купола к краю практически не меняется. Звучание грязное и громкое. Предназначены для игры крэш и райд-партий. Диаметр 6—27". Тарелки диаметром 12" и менее могут называться чайна-сплэш или мини чайна .
- Свиш и панг — чайна-подобные тарелки для игры райд-партий. Свиш чаще всего используют с заклёпками как на сизле. Обычный диаметр 16—22", для панга — 18—20" .
- Сизл (sizzle cymbal ) — тарелка райд с дополнительным металлическим элементом (клёпками или цепочкой) для дребезжащего звучания .
Другие виды
-
Двойные тарелочки на безмембранном тамбурине или бубне
-
Джингл-стик с тарелочками
Примечания
- Карс А. История оркестровки. — М. : Музыка, 1990. — 306 с.
- Зряковский Н.Н. Общий курс инструментоведения. — М. : Музыка, 1976. — 480 с.
- ↑ .
- ↑ от 12 марта 2023 на Wayback Machine // pop-music.ru. 26.05.2016.
- Стронг Д. Ударные инструменты для «чайников» / Перевод с англ. и редакция А.В. Ковалевского. — М. : Вильямс, 2008. — С. 29. — 304 с.
Литература
- // Музыкальная энциклопедия. Том 5. — М. : Советская энциклопедия, 1981.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Рогаль-Левицкий Д.Р. Тарелки // Современный оркестр. Том 3. — М. : МузГИз, 1956. — С. 244—271. — 356 с.
- Дмитриев Г.П. Тарелки (турецкие и китайские). Sizzle cymbal. Чарльстон // Ударные инструменты. — М. : Советский композитор, 1991. — С. 56—60. — 145 с.
- Andy Gone. . Дата обращения: 6 ноября 2010. 10 марта 2012 года.
- 2020-02-25
- 1