Interested Article - Кастаньеты
- 2020-08-05
- 1
Кастанье́ты ( исп. castañetas , от лат. castanea — каштан ) — парный ударный музыкальный инструмент, каждая часть которого состоит из двух пластинок-ракушек, соединённых шнурком. Наибольшее распространение получили в Испании , Южной Италии и Латинской Америке .
История
Название кастаньеты происходит от испанского castañuelas — маленькие каштаны , так как первые кастаньеты часто изготавливались из древесины каштана , либо из-за внешнего сходства отдельной кастаньеты с двумя половинчатыми орехами каштана . В Андалусии их также называют palillos — палочки .
В Древней Греции использовались подобные кастаньетам кроталы . В Испании кастаньеты появились во времена арабского завоевания Пиренейского полуострова (в VIII веке или позднее). В Центральной Европе они появились в конце XVI-го . В Средней Азии известны узбекские и таджикские каменные кастаньеты кайрак .
Описание
Традиционные кастаньеты состоят из малой (называемой эмбра , исп. hembra — женщина) и большой кастаньеты ( мачо , macho — мужчина). На малой, удерживаемой в правой руке, отбивается основная часть ритма, на большой — его опорные точки . Они используются танцорами (мужчинами и женщинами) во время исполнения испанских танцев ( хота , качуча , танцы стиля фламенко ). При сопровождении песен на них исполняют только отыгрыш ( ритурнель ) во время перерыва партии голоса .
Изготавливаются из твёрдых пород древесины, из пластмассы, стеклопластика (фибергласса, фибры) . Некоторые исторические виды кастаньет изготавливались из слоновой кости или рога .
-
Кастаньета на ручке
-
Кастаньет-машина
Оркестровые кастаньеты имеют рукоятки , держа за которые ими ударяют по какому-либо мягкому плотному предмету (об колено или специальное приспособление). Также в оркестре могут использоваться кастаньеты на подставке (кастаньет-машина), по которым ударяют руками или кастаньетами на ручке .
В классической музыке
В мировой культуре кастаньеты прочно ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган и стилем фламенко , поэтому в классической музыке , как правило, их применяют для придания характерного «испанского колорита» . Звучание кастаньет используется в опере Жоржа Бизе « Кармен », в испанских увертюрах Михаила Глинки « Арагонская хота » и « Ночь в Мадриде » , в « » Николая Римского-Корсакова , в испанских танцах из балетов « Щелкунчик » и « Лебединое озеро » Петра Чайковского , « Золушка » Сергея Прокофьева и других.
Изредка кастаньеты используются и в произведениях, не связанных с испанской тематикой: Камиль Сен-Санс употребил их в опере « Самсон и Далила », Рихард Вагнер — в опере « Тангейзер », Сергей Прокофьев — в Третьем фортепианном концерте .
В классическом балете и народно-сценическом танце кастаньеты используются как в оркестре, так и самими танцовщиками на сцене, во время танца — например, при исполнении , качучи из балета « Хромой бес », характерных танцев и классических вариаций в таких балетах, как « Дон Кихот », « Эсмеральда » и « Лауренсия ».
См. также
Примечания
- ↑ .
- Castanets // . — USA: Oxford University Press, 2001.
- ↑ , с. 148—151.
- // Dictionary of music and musicians. Vol. 1 / Edited by G. Grove. — 1900.
- // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
- от 23 апреля 2021 на Wayback Machine // Diccionario de la lengua española. — Real Academia Española.
- // Большая российская энциклопедия. Том 13. — М. , 2009. — С. 292.
- ↑ Модр А. Кастаньеты // Музыкальные инструменты = Modr A. Hudební nástroje / Перевод с чешского Л.А. Александровой с третьего издания 1954 года. — М. : МузГИз, 1959. — С. 193.
- , с. 162.
- // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Стб. 652.
- от 20 февраля 2022 на Wayback Machine
- , с. 150.
Литература
- // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Стб. 740.
- Рогаль-Левицкий Д.Р. Кастаньеты // Современный оркестр. Том 3. — М. : МузГИз, 1956. — С. 148—162. — 356 с.
- 2020-08-05
- 1