Interested Article - Оркестровые колокола

Не путать с обычными колоколами и оркестровыми пластинчатыми колокольчиками .

Колокола оркестровые , колокола трубчатые ударный музыкальный инструмент в виде набора из 12—18 подвешенных на стойке металлических трубок, по которым ударяют колотушкой .

Звукоряд обычно хроматический (теоретически может быть любым), диапазон 1—1,5 октавы (обычно от F; нотируется октавой выше, чем звучит). Современные трубчатые колокола снабжены демпфером . Наряду с колокольчиками в оркестре колокола имитируют колокольный звон.

История

Колокола вошли в состав симфонического оркестра в эпоху Великой французской революции и впервые использованы в произведениях Луиджи Керубини . Гектор Берлиоз писал, что колокола стали применяться в инструментовке партитур скopее pади театрального воздействия, чем чисто музыкальных эффектов: «3вук низких колокoлoв yместен тoлькo в тopжeственныx или пaтетическиx сценax; высoкие кoлoкoлa наoбоpoт, пpoизвoдят бoлее спoкoйнoе впечатление; в ниx есть чтo-тo сeльскoе, наивное и этo делaет иx oсoбеннo пoдxoдящими для религиозных сцен из деревенской жизни» . В русскую оркестровую музыку впервые введён Михаилом Глинкой в опере « Жизнь за царя » (финал « Славься »): «Под праздничный „красный звон“ колоколов ликующе звучит хор „Славься“… Для того, чтобы слушатель мог как можно сильнее почувствовать и осознать всё величие происходящего, Глинка наслаивает звон колоколов на партию оркестра и хора. Звучание хора, оркестра и колокольного звона сливаются в единое целое и в этой своей цельности венчают оперу» .

Колокола современного типа были запатентованы в 1894 году англичанином Джоном Харрингтоном ( John Harrington ), хотя имеются сведения, что применялись и ранее . Высота звука зависит от длины цилиндра, от большего или меньшего диаметра — сила звука. По сравнению с классическими (настоящими, церковными) колоколами, цилиндрические гораздо проще настроить, а также они более компактны, хотя и несколько отличаются по тембру. Вместе с тем в оркестре несмотря на распространение оркестровых, применяются и классические колокола .

В популярной музыке

Используются в джазовой, популярной музыке. Британский мультиинструменталист Майк Олдфилд завоевал широкую популярность среди слушателей, создав музыкальную трилогию Tubular Bells (1973), Tubular Bells II (1992), Tubular Bells III (1998) (а также выпустил перезаписанную с учётом современных достижений версию первого альбома трилогии — Tubular Bells 2003 ). Только в Британии было продано 2 630 000 копий первой части (34-й альбом в списке самых продаваемых в Великобритании за всю историю) и где-то 15—17 миллионов по всему миру . На обложках этих альбомов неизменно изображался погнутый цилиндрический колокол, ставший узнаваемым символом Майка Олдфилда.

Примечания

  1. .
  2. Михеева Л.В. Колокола // Музыкальный словарь в рассказах. — М. : Советский композитор, 1984.
  3. , с. 477.
  4. Чернова Л. В, Сорокина М. Е. // Педагогическое образование в России. — 2012. — Вып. 1 . — С. 256–260 . — ISSN . 21 ноября 2021 года.
  5. (англ.) . Yamaha Music (10 июля 2020). Дата обращения: 20 ноября 2021. 20 ноября 2021 года.
  6. (англ.) . www.vsl.co.at . Дата обращения: 20 ноября 2021. 20 ноября 2021 года.
  7. .
  8. . Дата обращения: 30 января 2013. 20 августа 2012 года.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 14. — М. , 2009. — С. 512.
  • Колокола // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Стб. 874.
  • Нюрнберг М.В. // Симфонический оркестр и его инструменты. — Л.-М.: МузГИз, 1950. — С. 110—111. — 152 с.
  • Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. (В 2-х частях) / Перевод, редакция, вступительная статья и комментарии С. П. Горчакова. — М. : Музыка, 1972. — 930 с.
Источник —

Same as Оркестровые колокола