Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар
- 1 year ago
- 0
- 0
Алеви́з Но́вый ( Алеви́з Фря́зин , возможное полное имя Алои́зио (Aloisio) Ламбе́рти да Монтанья́на ; вторая половина XV века — первая треть XVI века (1531 год?) ) — итальянский архитектор , работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор в Москве , собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре , храмы Александровской слободы , Посольского портала Бахчисарайского дворца и др.
Это второй архитектор по имени Алевиз, прибывший в Москву из Италии. Приехавшего первым (в 1494 году) традиционно называют Алевизом Фрязином, Алевизом Старым либо просто Алевизом. С 1494 по 1499 год Алевиз Старый достраивал кремлёвские укрепления, в 1499—1508 годах он строил великокняжеский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни , в 1508—1519 годах работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной .
В 1504 году в Москву прибыла новая группа мастеров из Италии . По пути в Великое княжество Московское это посольство было задержано в Крыму ханом Менгли-Гиреем , у которого итальянцы некоторое время работали на строительстве Бахчисарайского дворца . Отпуская послов и мастеров в Москву, хан написал Ивану III :
А сю грамоту подал архитектон Алевиз, Менли-Гиреево слово… Меня брата твоего ярлык взяв, пошол Алевиз мастер, велми доброй мастер, не как иные мастеры, велми великий мастер… То как меня почтишь и мое брата своего слово почтишь, того фрязина Алевиза пожалуешь, ты ведаешь .
То, что этот «велми великий мастер» и есть Алевиз Новый, который, согласно летописным данным, в 1508 году завершил строительство Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот , подтверждается и уточнением «Новый» (относительно Алевиза Фрязина Старого ), и почётным великокняжеским заказом на возведение родовой усыпальницы — Архангельского собора, и сходством итальянизирующих порталов Бахчисарайского дворца и Архангельского собора.
Больше в летописях Алевиз «Новым» не именуется. В последние десятилетия имел место ряд попыток отождествить этого зодчего с известным венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти ди Монтаньяна, но они, хотя и получили широкий резонанс в современной научно-популярной литературе, являются лишь неподтверждённой гипотезой . Храмовое строительство должно было являться специализацией зодчего ещё в Италии, иначе бы ему сразу по приезде не доверили такую исключительно ответственную постройку, как Архангельский собор.
В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин» .
До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый — все остальные упоминаемые в вышеприведенных летописных сообщениях постройки ( Большой Кремлёвский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году).
В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский , В. П. Выголов и О. Г. Ульянов . Эти учёные отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году .
Позднее С. В. Заграевский также высказался, что аргументы в пользу отнесения кремлёвского дворца к творчеству «мастера стенного и палатного» Алевиза Старого убедительны (Алевиза Нового в 1499 году ещё не было на Руси, к тому же в летописном сообщении под этим годом говорится, что строивший дворец мастер был из Милана), но автором церквей, построенных после 1514 года, был всё же Алевиз Новый .
В XIX—XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как портал Демир-Капы, крымскотат. Demir Qapı («посольские» двери, портал Алевиза) — древнейшей датированной части Бахчисарайского дворца . Портал служил парадным входом во дворец, через него послы попадали из Посольского дворика в Фонтанный дворик. Портал был выполнен в 1503—1504 годах для хана в Крыму по пути в Москву, куда Алевиз направлялся по приглашению Ивана III .
На Руси Алевиз Новый возвёл Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре (Версия Л. А. Беляева о том, что это открытие сделал в 1960-е годы Б. П. Дедушенко, ошибочна. В 1976 году Дедушенко опубликовал статью о соборе, в которой написал следующее: «Внешний вид его (алевизовского собора) чрезвычайно отличается от ныне существующего, которое целиком построено из кирпича второй половины XVII в.» . Прочитавший свежую статью Дедушенко каменщик Александр О., выученик П. Д. Барановского , объяснил архитектору-исследователю его ошибку). В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова , Троицы , Успения и в Александровской слободе .
Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 год строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской слободе , а с 1514 года — 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове , Успенского собора в Дмитрове , собора Вознесенского монастыря в Москве и др.