Богдан, Адам
- 1 year ago
- 0
- 0
Богда́н Салта́нов (также упоминается как Иван Иевлев ( ич ) Салтанов ; арм. Աստվածատուր Սալթանյան ; ок. 1630 , Новая Джульфа — 1703 , Москва ) — придворный художник царя Алексея Михайловича и его преемников, главный мастер Оружейной палаты (с 1686). Автор икон, иллюстраций к рукописям, парсун. По происхождению — армянин родом из Персии .
Настоящее имя художника неизвестно, равно и как и подробности его жизни до прибытия в Россию . Из сохранившихся документов известно, что в 1660 году в Москву ко двору Алексея Михайловича прибыл Захар Саградов — армянский купец из Новой Джульфы, посол персидского шаха Аббаса II . Среди преподнесённых им даров было медное блюдо с выгравированной сценой Тайной вечери , особо заинтересовавшее царя. Алексей Михайлович попросил купца привезти в Москву мастера, исполнившего эту работу; по всей вероятностью, блюдо было сделано в Западной Европе , но Саградов пообещал нанять если не самого мастера, то его ученика. Через шесть лет в Москву вместе с братом прибыл Богдан Салтанов, сразу же вступивший в число мастеров Оружейной палаты. Ему оказывались почести, как иноземному дворянину; в 1674 году Салтанов принял православие (в условиях Руси XVII века это было равнозначно принесению присяги царствующему дому ) и был жалован уже и русским дворянством , что свидетельствует о его знатном происхождении.
Поначалу Салтанов работал наравне с остальными художниками под руководством поляка , после его отъезда в 1670-х годах стал вторым мастером после Ивана Безмина , а в 1686 году, когда тот попал в опалу, возглавил артель Оружейной палаты. Салтанов исполнял прежде всего заказы царского двора, а не церкви , хотя и начинал с создания икон «по тафтам » (с аппликацией из шёлка в изображении одежд); даже в его работах на религиозную тему видна манера « фряжского письма », размывание границ между светской живописью и иконописью. По словам Игоря Грабаря , Салтанов и такие его современники, как Безмин и Познанский, «являются „крайней левой“ в истории русской иконописи ушаковской эпохи, — теми якобинцами , в искусстве которых исчезают последние следы и без того уже довольно призрачной традиции» . Количество созданных Салтановым произведений точно не установлено; многие его работы приписываются другим его современникам (например, Ивану Безмину или Карпу Золотарёву ).