Экклстоун, Берни
- 1 year ago
- 0
- 0
Франче́ско Бе́рни ( итал. Francesco Berni ; 1497/1498 — 26 мая 1535) — итальянский поэт XVI века.
Берни был сыном нотариуса , родился в Лампореккьо , близ Пистойи , провёл юность во Флоренции . В 1517 году переехал в Рим и начал придворную карьеру в Ватикане , вначале на службе у своего дальнего родственника кардинала Биббиены , а затем его племянника Анджело Довици. После того, как в нескольких своих сочинениях Берни осмеял вновь избранного папу Адриана VI (1522) (а также, возможно, из-за гомосексуальных склонностей), поэту пришлось покинуть Рим. Вернулся в Вечный город при Клименте VII (1523) и был принят на службу к кардиналу Джован Маттео Джиберти. После разграбления Рима жил преимущественно в Венеции ; в 1530 присутствовал при короновании Карла V в Болонье . С 1532 года находился на службе у Ипполито Медичи . Отравлен за отказ принять участие в заговоре против своего патрона, организованном его кузеном Алессандро Медичи .
Первое сочинение Берни — написанная на диалекте стихотворная комедия «Катрина» ( La Catrina , ок. 1516 , опубл. в 1567 ) создана под влиянием Луиджи Пульчи и Лоренцо Медичи . Около 1530 года Берни переработал поэму Маттео Боярдо «Влюблённый Орландо» ( Orlando innamorato rifatto… , опубл. в 1541 ) и ввёл туда, в числе прочего, несколько октав автобиографического содержания (одна из них посвящена разграблению Рима в 1527 году ). Автор сатирических сонетов с критикой папского двора и пародийного содержания (гротескная трансформация поэтического универсума петраркистов ). «Письма» Берни опубликованы в 1885 г.
В диалоге «Против поэтов» ( Dialogo contro i poeti , опубл. анонимно в 1526 ) Берни критикует характерное для гуманистов (но имеющее средневековое происхождение) представление о поэте как одержимом «поэтическим безумием» мудреце. Автор диалога осуждает также сторонников теории подражания лучшим авторам (здесь мишенью его критики становятся прежде всего поэты-петраркисты: Пьетро Бембо , Якопо Саннадзаро , ). В диалоге звучит также призыв к обновлению Церкви и христианской морали, созвучный выкладкам Эразма Роттердамского .
Берни известен прежде всего как автор сочинений бурлескного характера. С 1537 года печатались написанные им в терцинах , различные по объёму стихотворения сатирического и временами непристойного содержания — капи́толи (capitoli); всего их известно 32. Берни развивает здесь традицию итальянской комической поэзии позднего Средневековья (в частности, Доменико Буркьелло и Франческо Пуччи ). Встречаются капитоли парадоксального характера: «Капитоли о чуме» ( 1532 ). В «Похвале Аристотелю » содержится шутовская апология великого мыслителя (с использованием сниженной бытовой лексики); «Капитоло кардиналу Ипполито Медичи» соединяет насмешку над своим покровителем с самоиронией . Многие капитоли обладают признаками других жанров: послания , новеллы , иронической хвалы; в некоторых случаях они перекликаются с посланиями Горация . Нередко встречаются иронические похвалы низким предметам: «Капитоло об угре», «Капитоло о пескарях», «Капитоло о персиках», «Капитоло о ночном горшке ».
Творчество Берни оказало значительное воздействие на поэзию XVI—XVIII веков. Ему подражали Антон Франческо Граццини , Джованни Делла Каза , Чезаре Капорали , Джамбаттиста Марино , Дж. Баретти , Джузеппе Парини. Поэтический стиль, связанный с высокопарным повествованием о низком предмете, получил название бернеско .