Interested Article - Энеида (Котляревский)

Энеи́да ( укр. Енеїда ) — поэма - бурлеск на сюжет одноимённой поэмы римского поэта Вергилия , написанная И. П. Котляревским как вольное переложение поэмы Н. П. Осипова « Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку », изданной ранее в 1791 году — первое произведение новой украинской литературы , написанное на народном языке .

«Энеида» имела приложение «Словарь малороссийских слов», который являлся глоссарием украинских слов (более 1000 слов), содержащим также написание по фонетическому варианту орфографии, известному как « ярыжка ».

В 1798 году в Петербурге вышли три первые части «Энеиды» Котляревского. Они были изданы без ведома автора. Это же издание было повторено в 1808 году. Сам Котляревский издал на средства С. М. Кочубея четыре части в 1809 году, внеся ряд изменений в опубликованный ранее текст. Пятая и шестая части были написаны в первой половине 1820-х годов, и первое полное издание «Энеиды» вышло в 1842 году в Харькове уже после смерти автора. «Энеида» написана четырёхстопным ямбом , 10-строчной одической строфой , принятой в большинстве од Ломоносова и других поэтов классицизма (рифмовка АбАбВВгДДг).

Сюжет

После падения Трои Эней собирает товарищей и отправляется в морской поход. Юнона , которая не любит Энея за то, что тот является сыном Венеры , спешит к богу ветров Эолу и просит его уничтожить Энея и всю его дружину. Эол не может отказать молодой красавице и велит ветрам взбудоражить море, что они и делают. Но Нептун по просьбе Энея (за немалую по тем временам сумму) укоряет ветры и успокаивает море. Между тем Венера отправляется к Зевсу с просьбой взять опеку над еë сыном. Зевс обещает Венере, что пошлет еë сыну счастливую судьбу. Благодаря ему, Эней после долгих блужданий попадает в город Карфаген , где царствует Дидона , влюбляется, гостит и пирует у неë два года. Это не нравится богу неба, грома и молний, ведающему всем миром Зевсу. Гневный бог посылает Меркурия , приказывая ему разлучить влюбленную пару и уговорить Энея продолжить плавание. Эней задумывает уехать тайком от Дидоны, но это ему не удаётся. Отъезжает только после бурной сцены с Дидоной, которая после его отъезда поджигает костер из тростника, бросается в огонь и находит там смерть.

Между тем на море вздымается буря. Троянцы, спасаясь, причаливают к Сицилийской земле, где их гостеприимно встречает король Ацест . Эней здесь устраивает поминки по своему отцу Анхису . Происходят игры, во время которых Дарес вступает в поединок с Энтелеем. За ходом соревнования присматривают боги с Олимпа , причем Венера просит Зевса помочь Даресу, а Бахус заступается за Энтелея. Но Зевс запрещает богам вмешиваться в ход поединка. Тогда Юнона подсылает Ирис к троянским женщинам, которых троянцы не взяли на пир, чтобы та посоветовала им поджечь троянские корабли, что они и делают. В отчаянии Эней обращается с молитвой к богам, и дождь тушит пожар. По наущению Анхиса, явившегося во сне Энею, троянцы отплывают из Сицилии. Венера вновь просит Зевса о ниспослании мореходам счастливого плавания.

Троянцы на море. Поют песни о Сагайдачном , о Сечи . Прибыв в Кумскую землю, Эней встречает ужасную Сивиллу , которая гадает ему про дальнейшую судьбу. С ней герой спускается в ад , образ которого составляет третью часть поэмы. Харон перевозит его через реку Стикс . Эней осматривает ад, видит разных грешников и во время путешествия встречает Дидону и отца Анхиса, после чего снова пускается в море. Троянцы счастливо минуют остров царицы-волшебницы Цирцеи , приезжают в страну Латина , где изучают латинский язык и просят Латина принять их в своей стране. Латин устраивает в их честь пир и собирается даже отдать свою дочь Лавису за Энея. Однако Юнона не хочет этого допустить и посылает ведьму Фурию , которая подстрекает против Энея жену Латина Амату и рутульского царя Турна . Между троянцами и латинцами вспыхивает война. Непосредственной причиной становится пёс старой няньки, которого во времени охоты загрызли собаки троянцев. Возмущенный Эней отправляется за советом к Эвандру , аркадскому королю, и просит у него помощи. Между тем Венера добывает для него новое оружие у Вулкана . Эвандр даёт Энею войско под предводительством сына Палланта . Начинается упорный бой, в ходе которого проявляют рыцарскую доблесть Нис и Евриал . В борьбе с более многочисленным сильным врагом оба погибают. В то время, когда между войсками Энея и Турна идут упорные схватки, на Олимпе спорят боги. В бою погибает и Паллант. В конце военные вожди, Эней и Турн, встречаются в поединке, в котором Эней побеждает соперника.

Словарь украинских слов Котляревского

Оригинальный текст произведения Котляревского написан на ярыжке . Более поздние издания придерживаются современного нормативного украинского правописания . Исследователи относят текст «Энеиды» к полтавскому наречию украинского языка . Котляревский также составил «Словарю малороссийских слов» примерно из 1000 слов, которые были использованы в произведении и могли быть непонятными для русского читателя .

В украинской лексикографии этому словарю придаётся большое значение , так как эта работа не только позволяет отделить новые украинские слова, появившиеся в XIX веке, от древних слов, ведущих свое происхождение от древнерусского языка, но Котляревский также установил диалектические различия внешне сходных и однокоренных русских и украинских слов и отметил это в своем словаре: укр. старцi — рус. ‘нищие’; укр. окроп — рус. ‘кипяток’; укр. баня — рус. ‘купол, глава на церкви’; укр. дитина — рус. ‘ребёнок’; укр. гной — рус. ‘навоз’ и др.

Значение поэмы

«Энеида» продолжает полуторавековую европейскую традицию ироикомических перелицовок «Энеиды» Вергилия, начатую во Франции П. Скарроном Вергилий наизнанку »), продолженную в Австрии А. Блюмауэром и на восточнославянской почве подхваченную русским поэтом Н. П. Осиповым Вергилиева Енеида, вывороченная наизнанку »). Позже по образцу «Энеиды» Котляревского была написана белорусская « Энеида наизнанку » В. П. Ровинского .

Хотя Котляревский почерпнул идею, стихотворный размер и общую канву своей «Энеиды» у Н. П. Осипова, он создал интересное, оригинальное произведение. Главные черты его самобытной творческой работы проявились в искреннем народном колорите всего произведения и его юмористической окраске. И. П. Котляревский сумел на основе, перенятой у Вергилия, создать живые образы современного ему украинского быта и условий жизни. Писатель перенёс сюжетные события на украинскую почву. Эней и его товарищи выступают перед читателями как кошевой атаман и его запорожские казаки .

Нрав, поведение, язык, обычаи, одежда, оружие Энея и его товарищей — всë это запорожское, украинское. В фигурах олимпийских богов легко распознать украинских панов-помещиков с их разгульным нравом, недостатками и химерами. В «Энеиде» Котляревского содержится богатый этнографический материал, описание народной одежды, еды, пиршеств, игр, танцев, музыки, песен, домашней обстановки, народных обычаев, обрядов, вечерниц, верований, ворожбы, похорон, поминок и др. Всë это придает его произведению яркий национальный украинский колорит. Автор употребляет нарочито древние слова, макаронизмы , и даже, возможно, придумывает слова «под старину» (например, «джерегели»).

Книга быстро распространилась по Украине во множестве списков, сопровождаемая добавлениями читателей. Также отдельные строки [ какие? ] из «Энеиды» цитировались Н. В. Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

Экранизация

В 1969 году к 200-летию И. Котляревского по мотивам его поэмы был выпущен мультфильм «Приключения казака Энея» .

В 1991 году по мотивам произведения был выпущен мультфильм « Энеида » ( укр. Енеїда ) .

Галерея

Примечания

  1. М.Л.ГАСПАРОВ. Очерк истории европейского стиха. — Москва: «Наука», 1989. — 304 с. — ISBN 5-02-011352-2 .
  2. М.Л.ГАСПАРОВ. . Издательство «Наука». Дата обращения: 28 декабря 2018. Архивировано из 14 декабря 2017 года.
  3. А.А.Бестужев-Марлинский. (1826). — «В шутовском роде (burlesque) известны у нас Майков и Осипов. Первый (р. 1725, ум. 1778 г.) оскорбил образованный вкус своею поэмою "Елисей". Второй, в "Энеиде" наизнанку, довольно забавен и оригинален. Ее же на малороссийское наречие с большею удачею переложил Котляревский.» Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано из 12 марта 2016 года.
  4. Дата обращения: 3 мая 2021. 5 декабря 2020 года.
  5. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  6. Vergilius. . — 1809-01-01. — 182 с.
  7. Роман Бріскін. . pysar.net. Дата обращения: 12 февраля 2017. 11 января 2017 года.
  8. Kateryna Dvorzhak. . Дата обращения: 12 февраля 2017. 14 декабря 2021 года.
  9. Котляревский, Иван Петрович. . — 1842-01-01. 13 февраля 2017 года.
  10. В.В.Дубичинский. . Дата обращения: 12 февраля 2017. 13 февраля 2017 года.
  11. . disser.h10.ru. Дата обращения: 12 февраля 2017. 13 февраля 2017 года.
  12. Стешенко И.М. // Киевская старина . — 1882. — Т. 62 . — С. 1—82 . 6 мая 2021 года.
  13. . Дата обращения: 13 ноября 2012. 11 декабря 2014 года.
  14. [www.kinopoisk.ru/film/436311/ Энеида]

Литература

  • Левченко Г. Нариси з історії української літературної мови першої пол. XIX ст. К.-Х., 1946; КІУЛМ, т. 1. К.: 1958 (укр.)
  • Житецький П. Г. «Енеїда» Котляревського у зв’язку з оглядом української літератури XVIII ст. // Житецький П. Г. Вибр. пр. Філологія. К.: 1987 (укр.)
  • Творчість Івана Котляревського в контексті сучасної філології. К.: 1990. (укр.)
  • Стеблін-Каменський С. П. Спогади про І. П. Котляревського / С. П. Стеблін-Каменський // Іван Котляревський у документах, спогадах, дослідженнях / упорядкування, вступна стаття А. Залашка. — К. : Дніпро, 1969. — С. 91—110. (укр.)
  • Чик Д., Чик О. «Хто москаля об’їхав зроду?»: поема «Енеїда» І. Котляревського в контексті крутійської літератури // Синопсис: текст, контекст, медіа. — 2017. — № 3 (19). — Режим доступу до статті: http://synopsis.kubg.edu.ua/index.php/synopsis/article/view/264 (укр.)
  • Литературная энциклопедия , том пятый, 1931.
Источник —

Same as Энеида (Котляревский)