Иванов-Вано, Иван Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Петро́вич Котляре́вский ( рус. дореф. Ива́нъ Петро́вичъ Котляре́вскій , 29 августа [ 9 сентября ] 1769 , Полтава , Полтавский полк , Российская империя — 29 октября [ 10 ноября ] 1838 , Полтава , Полтавская губерния , Российская империя ) — украинский писатель и поэт , переводчик и просветитель , драматург . Автор поэмы Энеида , написанной на украинском языке и впервые опубликованной в 1798 году .
Участник Русско-турецкой войны (1806—1812) в чине штабс-капитана , по окончании войны опубликовал «Записи о первых действиях русских войск в турецкую войну 1806 года» .
Иван Котляревский родился в Полтаве в 1769 году в семье Котляревских , благородного казацко-старшинного рода . Отец Ивана — Пётр Иванович Котляревский — занимал должность канцеляриста в полтавском городовом магистрате . Мать — Параскева Лаврентьевна Жуковская — дочь сотенного казака из Решетиловки . Дед по отцу был дьяконом в Свято-Успенском соборе Полтавы .
В 1780 — 1789 годах учился в Екатеринославской духовной семинарии . В 1789 — 1793 годах работал канцеляристом, в 1793 — 1796 годах — домашним учителем в сельских помещичьих семьях.
В 1796 — 1808 годах Иван Котляревский находился на военной службе. 1 апреля 1796 года определён кадетом в Северский драгунский полк , 11 июля 1796 года произведён в аудиторы, в 1798 году переименован в прапорщики, 8 января 1799 года произведён в подпоручики, а 5 февраля этого же года — в поручики . В 1802 году Котляревский был прикомандирован в качестве адъютанта к инспектору Днестровской и Крымской инспекции генералу от кавалерии маркизу Дотишампу . Затем, с 1806 года (ориентировочно) по 3 ноября 1807 года Котляревский продолжил службу как адъютант барона К. И. Мейендорфа , командира 2-го корпуса войск, предназначенных для войны с турками. 12 апреля 1806 года Котляревский произведён в штабс-капитаны .
В 1806—1807 годах Котляревский в чине штабс-капитана принимал участие в Русско-турецкой войне 1806—1812 годов , был участником осады Измаила . Награждён орденом Святой Анны 3-й степени . В 1808 году вышел в отставку.
С 1810 года работал надзирателем «Дома для воспитания детей бедных дворян». В 1812 году во время похода Наполеона І Бонапарта на Россию Котляревский с разрешения Малороссийского генерал-губернатора князя Я. И. Лобанова-Ростовского в августе сформировал в городке Горошине Хорольского уезда на Полтавщине 5-й Малороссийский казачий конный полк , за что получил чин майора . Котляревскому было обещано, что после окончания войны 5-й Малороссийский полк будет сохранён как постоянное казацкое войско . Однако данная идея осталась нереализованной.
В 1816—1821 годах Котляревский — директор Полтавского Свободного театра. В 1818—1819 годах вместе с В. Лукашевичем, В. Тарнавским и др. входил в состав полтавской масонской ложи М. Н. Новикова «Любовь к Истине» (и. о. Секретаря ложи, Оратор ложи) . Котляревский оказывал содействие выкупу М. С. Щепкина из крепостного состояния. В 1827 — 1835 годах — попечитель богоугодных заведений.
Скончался в Полтаве , в 1838 году . Памятник на могиле на свои средства поставил его друг Павел Стеблин-Каменский .
Котляревский не был женат. Его наследницей и хозяйкой усадьбы стала экономка Матрёна Ефремовна Веклевичева .
Литературную деятельность начал около 1794 года . Котляревский — автор «Энеиды» ( 1798 , три части; 1842 — полное посмертное издание), несколько раз переиздававшейся под названием «Вергилиева Энеида. На малороссийский язык перелицованная И. Котляревским». Взяв за основу сюжетную канву одноименной поэмы Вергилия , а также одноименную пародийную поэму Николая Осипова « Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку » (1791) на русском языке (где Эней изображён как «удалой детина и самый хватский молодец»), Котляревский в традициях бурлеска создал своё оригинальное художественное произведение.
В поэме автор воссоздал разные стороны жизни украинского общества во второй половине XVIII века . Национальная окраска и сочувствие к судьбе простого народа обусловили большой успех «Энеиды» среди современников.
Под влиянием имевшей большой успех среди украинской и русской публики «Энеиды» « малорусское наречие » долгое время воспринималось (в том числе и многими украинскими писателями) как тесно связанное с бурлескной тематикой и «низким штилем». Сам Котляревский и его современники «малороссийский язык» как таковой использовали прежде всего с целью передачи юмора . Поэтому писатели украинского романтизма, с 1840-х годов утверждавшие украинский язык в более широком стилевом и тематическом диапазоне, стремились отмежеваться от традиций Котляревского — «котляревщины» . Тарас Шевченко , в 1838 году написавший на смерть поэта восторженные стихи «На вечную память Котляревскому», в котором прославлял его как творца бессмертной «Энеиды», в 1847 году аттестовал «Энеиду» как «сміховину на московський шталт» . Позднее, в своей повести (1855) Шевченко воссоздал внешность Котляревского («высокий худой старичок в белом полотняном халате и соломенной крестьянской шляпе»), черты характера (простота писателя в быту, его скромность, гостеприимство, человечность, близость к народной среде). В «Близнецах» Шевченко устами героя повести Степана Мартыновича говорит об «Энеиде» как о «неоцененной книге», «чудесной», которой зачитывались, заучивали наизусть и декламировали стихи «знаменитого поэта». С. О. Ефремов справедливо заметил, что Котляревский не виноват в «котляревщине», так как «никакой знаменитый человек не застрахован от того, что появятся некие ученики и последователи из породы мелких людишек и, не понимая духовного наследства, под его стягом пустят гулять по свету собственные неумелые выдумки, отражающие в себе их мелочную натуру, а не великое наследство учителя…И несомненно, что Котляревский — одно, а «котляревщина» в нашем писательстве — совсем иное. Это то, о чём говорил великий русский поэт: „Художник-варвар сонной кистью / Картину гения чернит“, — не гения должны мы обвинять»
В 1861 году известный писатель и общественный деятель, друг Шевченко Пантелеймон Кулиш назвал Котляревского выразителем «антинародных образцов вкуса», от души поиздевавшимся в своей «Энеиде» над «украинской народностью», выставившим напоказ «всё, что только могли найти паны карикатурного, смешного и нелепого в худших образчиках простолюдина», а язык поэмы назвал «образцом кабацкой украинской беседы» . Однако уже в 1882 году, отрекшись от своего презрения к Котляревскому, Кулиш заметил: «Он <Котляревский>, покорившись неизведанному велению народного духа, был только орудием украинского сознания» . Известный шведский учёный Альфред Йенсен писал: «„Энеида“ Котляревского превосходит намного своих предшественников и прототипы на поле травестирования Вергилия. Это действительно классическое произведение» .
По мотивам поэмы были созданы оперы «Эней в странствии» (композитор Я. Е. Лопатинский) и « Энеида » (композитор H. Лысенко , либретто Г. Садовского).
В 1804 году написал «Песню на Новый 1805 год господину нашему и отцу Алексею Борисовичу Куракину» (впервые опубликована Я. Ф. Головацким в журнале «Пчела» в 1849 году). В 1819 году Котляревский написал для Полтавского театра пьесу « Наталка-Полтавка » (изд. 1838 , поставлена в 1819 году) и водевиль « Солдат-чародей» (изд. 1841 , поставлен в 1819 году), которые стали точкой отсчёта новой украинской драматургии. H. Лысенко, использовав задел своих предшественников (О. Барсицкого, А. Едлички ), написал оперу .