Interested Article - Тун (административно-территориальная единица)

Тун ( арм. Տուն ) — единица административно-территориального деления нижнего уровня в Древней Армении .

Эволюция и употребление термина

Как указывает грузинский историк И. А. Джавахишвили :

Несмотря на многочисленные иноземные влияния на государственную жизнь Армении, следы древнейшего, исконного строя, на котором покоилась социальная жизнь этого народа, сохранились с достаточной ясностью; эта социальная «ячейка», или «эмбрион», если так можно выразиться, которая жила в продолжении веков доисторической, изучение которой даётся нам при помощи лингвистического анализа, и исторической жизнь, разросталась и от примитивно-общественных форм перешла к формам государственного организма, есть «тун» .

Таким образом, «тун» являлся одновременно как социальной, так и территориальной единицей, имея несколько значений. Во-первых, «тун» обозначал круг лиц, связанных родственными узами . Во-вторых, слово «тун» обозначал жилое помещение, постройку . В-третьих, слово «тун» обозначал также и территорию, на которой жила, которую занимала семья; оно обозначал имение семьи или рода . В-четвёртых, термин «тун» употреблялся также в том случае, когда речь шла о каком-нибудь ущелье или округе , то есть термин «тун» по значению равняется термину «гавар». Так, например, гавар Вананд нередко именуется «тун Вананд». Нередко слово «тун» включается непосредственно в название гавара, например гавар Пагнатун . Наконец, в-пятых, термином «тун» обозначалась область, находившаяся под чьей-либо властью. Впоследствии термин «тун» эволюционирует и получает значение целой страны, даже целого государства .

Джавахишвили И. А. приходит к заключению, что армянский язык сохраняет одно и то же слово для обозначения понятий хотя и одного порядка, но всё же резко друг от друга отличающихся, поскольку термин «тун» обозначала дом, имение, владение, область и целую страну. Все территориальные единицы от самого маленького вплоть до большого организма, как страна, носили одно название. Уже этого единство, по мнению И. А. Джавахишвили , указывает на исконный характер подобного деления. И. А. Джавахишвили приходит к выводу, что, видимо, «тун» является выражением того состояние социальной жизни, когда первоначальный стро был ещё в полной силе и не подвергался чужеземному воздействию, когда язык ещё был недостаточно богат и пользовался одним словом для обозначения нескольких однородных понятий. Очевидно, что в это время исходными пунктами социального строя и социального мышления являлся «тун», из него развивался весь позднейший общественный строй .

Примечания

  1. Джавахишвили И.А. Государственный строй Древней Грузии и Древней Армении. — 2-е. — Москва: ЛЕНАНД, 2016. — С. 84-89. — 152 с. — ISBN 978-5-9710-3510-7 .
  2. Фавстос Бузанд , III, Ժա, стр. 28 :

    Они были зятьями дома рода Мамиконянов.

  3. Фавстос Бузанд , IV, ծ, стр. 163 :

    …войско и дом арода Агдзникской области восстали против царя армян…

  4. Фавстос Бузанд , «История Армении» :

    Если де в будущем Шапух сумеет одержать победу над армянами и захватить их страну, и я смогу вернуться в свою страну и в свой дом, то прежде всего, сказал он, я в своем собственном доме воздвигну капище, то есть дом поклонения огню.

  5. Фавстос Бузанд , «История Армении» :

    Таким образом этот нахарарский род был уничтожен…

  6. Фавстос Бузанд , «История Армении» :

    …осадили сильную крепость Ангел в гаваре Ангел-тун…

Источник —

Same as Тун (административно-территориальная единица)