Interested Article - Энтелехия
- 2021-02-27
- 1
Энтеле́хия ( греч. ἐντελέχια , от ἐντελής , «полный, совершенный» и ἔχω , «иметь, обладать») — в философии Аристотеля — внутренняя сила , потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево .
Аристотель: τοῦ δυνάμει ὄντος λόγος ἥ ἐντελέχεια (ἐστιν) — "основание того, что существует в возможности, есть энтелехия" [ источник не указан 225 дней ] .
По Аристотелю , душа есть первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь « способностью » жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою. Движение Аристотель называет реализацией или энтелехией возможности, так как в движении осуществляется то, что в предмете было лишь как возможность. Точно так же и душу Аристотель называет « первой энтелехией организма, имеющего способность к жизни ». И здесь душа является актуальным началом, осуществляющим то, что потенциально заложено в жизни. Термин Аристотеля встречается в средние века у Гермолая Барбара, который передаёт его латинским словом « perfectihabia », Лейбниц называет монады энтелехиями. И в философии конца XIX — начала XX века , поскольку она определяется Аристотелевским влиянием, мы встречаемся с термином энтелехия или с равнозначным ему (например у Эйкена) .
В традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гёте , Вильгельм Вундт , Ханс Дриш .
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
См. также
Литература
- Античная философия: Энциклопедический словарь. — М., 2008. — С. 808—810.
- Гайденко П. П. , Катасонов В. Н. Наука. Философия. Религия. Книга 2. — М.: , 2013. — 248 с.
- Кнабе Г. С. Понятие энтелехии и история культуры // Вопросы философии . 1993. — № 5. — С. 64—74.
- Э. P. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1904. — Т. XLa. — С. 855.
- 2021-02-27
- 1