Interested Article - Рыбий глаз (объектив)

Ры́бий гла́з Фишай », транскрипция от англ. fish-eye ) — разновидность сверхширокоугольных объективов с целенаправленно увеличенной дисторсией , другое название дисторси́рующий (или «дисторзирующий») объектив . От обычных ( ортоскопических ) короткофокусных объективов отличается ярко выраженной бочкообразной дисторсией , позволяющей отображать пространство и предметы при помощи азимутальной , ортографической или стереографической проекций , в зависимости от конкретной оптической конструкции. За счёт сильных искажений угловое поле «рыбьего глаза» может достигать 180° или даже превышать эту величину, что недоступно для ортоскопической оптики, реализующей гномоническую проекцию окружающего пространства .

Главной особенностью объективов типа «Рыбий глаз» являются характерные искажения, сходные с видом отражения в зеркальной сфере. Прямые линии, не пересекающие оптическую ось , отображаются в виде дугообразных кривых, а предметы по мере удаления от центра к краям кадра сильно сжимаются в радиальном направлении . При этом, рекордный полусферический обзор не является обязательным свойством рыбьего глаза, и у некоторых объективов этого типа поле зрения не превышает 120—160° при таких же искажениях. У дисторсирующих зум-объективов обзор может сужаться ещё сильнее .

Изображение, полученное с помощью объектива «Рыбий глаз» диагонального типа

Историческая справка

Название «рыбий глаз» подчёркивает сходство изображения, даваемого таким объективом, с эффектом « окна Снелла », благодаря которому подводные обитатели видят всю верхнюю полусферу надводного мира в пределах конуса шириной около 90 градусов . Это объясняется законом Снеллиуса , то есть, резким перепадом показателя преломления на границе воды и воздуха. Впервые термин «рыбий глаз» использовал в 1911 году американский физик-экспериментатор Роберт Вуд ( англ. Robert Williams Wood ) в своей книге «Физическая оптика» . За 5 лет до этого он смоделировал подобную оптическую систему, поместив на дно ведра, заполненного водой, фотопластинку , а на половине глубины над ней линзу с точечной диафрагмой . Полученное изображение, несмотря на низкое качество, продемонстрировало возможность получения полусферического обзора . В дальнейшем Вуд усовершенствовал съёмочную камеру, заполнив водой герметичную металлическую коробку с отверстием .

Снимок Вуда , сделанный из ведра с водой. 1906 год

Приоритет в создании дисторсирующего объектива принадлежит английскому биохимику Робину (Роберту) Хиллу ( англ. Robert Hill ), запатентовавшему в декабре 1923 года трёхлинзовую оптическую систему, состоящую из сильного отрицательного мениска, расположенного перед положительным склеенным ахроматом . Такое устройство могло обеспечить угловое поле, охватывающее небосвод целиком, и достаточное для регистрации всей облачности . При этом за счёт неисправленной дисторсии становится доступным поле зрения 180° на изображении конечного размера. Ортоскопический объектив не способен обеспечить такой охват, поскольку размеры изображения в этом случае стремятся к бесконечности .

Первый объектив Хилла под названием Hill Sky Lens изготовлен в 1924 году лондонской компанией Beck of London . Несмотря на чрезвычайно низкую светосилу f/22, объектив давал вполне чёткое изображение в форме круга, и позволял одним кадром снимать всю небесную полусферу при помощи камеры с тем же названием Hill Sky Camera. В 1929 году советский оптик Владимир Чуриловский рассчитал оптическую схему аналогичной широкоугольной камеры, объектив которой состоит из двухлинзового отрицательного дистортера и расположенного за ним ортоскопического объектива типа « Тессар ». Комбинация обеспечивала угловое поле 127° при светосиле f/5,6 . В 1933 году на основе объектива Чуриловского реализована технология аэрофотосъёмки больших площадей местности с дешифровкой снимков оптическим ортотрансформатором, вносящим обратные искажения .

«Циркулярный» рыбий глаз «Fish-Eye Nikkor 2,8/6» с фотоаппаратом « Nikon F2 Photomic». Объектив диаметром более 20 см. создавался специально для Антарктической экспедиции и обладает угловым полем 220°

Вскоре светосильный «рыбий глаз» был создан и в Германии: в 1932 году компанией AEG получен патент № 620 538 на пятилинзовый Weitwinkelobjektiv, разработанный Гансом Шульцем ( нем. Hans Schulz ) . Объектив был настолько хорош, что позволял вести моментальную съёмку, и уже в 1935 году фотохудожник Умбо снимал им эффектные репортажи . В 1938 году на основе немецкой разработки, доставшейся Японии в рамках Стального пакта , создан Fish-eye Nikkor 16/8,0, после войны выпускавшийся в составе камеры для « рольфильма » . В том же году немецкий оптик Роберт Рихтер ( нем. Robert Richter ) сконструировал шестилинзовый Zeiss Pleon, который использовался во время Второй мировой войны для фоторазведки . Современный «рыбий глаз» для малоформатных фотоаппаратов и «кропнутых» цифровых камер ведёт своё происхождение от следующей немецкой разработки Zeiss Sphaerogon, сконструированной перед войной оптиком Вилли Мертэ ( нем. Willy Merté ), и в 1947 году вывезенной Армией США вместе с другими экспонатами Музея Carl Zeiss .

Первые дисторсирующие объективы рассчитывались на регистрацию всего круга изображения, который вписывали в квадратный или прямоугольный кадр. В 1963 году компания Asahi optical выпустила первый полнокадровый или «диагональный» Fish-eye Takumar 18 мм f/11, кроющий прямоугольный кадр целиком с полусферическим обзором только по диагонали . Этот тип «рыбьего глаза» оказался более востребованным фотографами, поскольку даёт изображение привычной формы. С середины 1960-х годов дисторсирующая оптика прочно заняла место в каталогах оптических фирм, продаваясь как для специальных целей, так и в качестве дополнения к стандартной линейке ортоскопических объективов. В СССР дисторсирующая оптика стала доступна рядовым фотографам в конце 1970-х годов с появлением «гражданских» моделей « Зодиак-2» и «Зодиак-8 » . Все они были «диагональными», заполняя целиком малоформатный и среднеформатный кадры соответственно . Позднее на БелОМО начат выпуск циркулярных объективов « Пеленг » .

«Рыбьему глазу» нашлось применение в фотожурналистике , фотоискусстве и кинематографе в качестве яркого выразительного средства. Сверхширокоугольные объективы первой современной широкоформатной киносистемы Todd-AO для естественной передачи перспективы проектировались незначительно дисторсирующими . Сферорамные кинематографические системы (например, IMAX DOME ) изначально основаны на использовании объективов типа «рыбий глаз» для съёмки и проекции изображения на полусферический экран . За счёт формы экрана искажения, присущие такой оптике, компенсируются и зрители наблюдают предметы в нормальной перспективе под большими углами, усиливающими эффект присутствия . Таким же способом осуществляется проекция изображения звёздного неба в современных полнокупольных планетариях .

Основные разновидности

Все объективы типа «рыбий глаз» принято разделять на две главные разновидности по степени заполнения кадрового окна камеры : «циркулярные» и «диагональные» . Оба типа изображения могут быть одновременно реализованы в одном зум-объективе , который при минимальном фокусном расстоянии работает как циркулярный фишай, а при максимальном — как диагональный .

  • Циркулярный (или «круговой») — в данном случае круг поля изображения , даваемого объективом, не заполняет кадровое окно целиком, а его диаметр близок к размеру короткой стороны кадра . Такой объектив имеет угол поля зрения 180° и более во всех направлениях. Зачастую габариты циркулярных объективов из-за большого диаметра передних линз превышают размеры камеры в несколько раз. Наиболее широкое применение они нашли в специальных областях прикладной фотографии, например в метеорологии и астрономии для съёмки небосвода .
  • Диагональный (или «полнокадровый») — полученный кадр целиком занят изображением, вырезаемым из круглого пятна, даваемого объективом . При этом угол поля зрения 180° соответствует диагонали кадра. Не всегда поле зрение «Рыбьего глаза» достигает 180°: у некоторых объективов оно меньше, и часто соответствует ортоскопическим сверхширокоугольникам, сохраняя при этом дисторсию.

Ещё одна разновидность является промежуточной, и круг изображения объектива не заполняет прямоугольный кадр полностью, но и не регистрируется на нём целиком, оставаясь обрезанным с двух сторон. При этом диаметр круга вписан по длинной стороне, а не по короткой, как у циркулярных объективов. Аналогичным образом выглядит изображение полнокадровых циркулярных объективов, установленных на «кропнутой» камере, а также некоторых зум-объективов в промежуточном положении кольца масштабирования.

Отображение пространства

При создании обычных широкоугольных объективов стремятся свести к нулю дисторсию — искривление прямых линий, не проходящих через центр кадра. Поэтому изображение, даваемое ортоскопическим объективом , эквивалентно гномонической проекции сферы на плоскость. В таком случае невозможно получить угловое поле 180°, так как край поля зрения окажется бесконечно удалённым . Для достижения полусферического обзора в объектив при его разработке намеренно вносят отрицательную дисторсию , которая обеспечивает специфическое отображение пространства, в зависимости от интенсивности искажения соответствующее той или иной геометрической проекции . В большинстве объективов, доступных фотографам, реализована равновеликая азимутальная проекция Ламберта , достижимая минимальной оптической сложностью. При этом зависимость между фокусным расстоянием объектива и его полем зрения сложнее, чем в ортоскопических объективах, и зависит от величины дисторсии, определяющей тип проекции сферы на плоскость .

Проекции пространства, реализованные в объективах различных оптических конструкций
Объект
Исходный объект в виде туннеля, фотографируемый из его центра влево перпендикулярно левой стене (обозначено стрелкой)
Ортоскопический Рыбий глаз
Гномоническая Стереографическая Эквидистантная Азимутальная Ортографическая
Схема
Вид
изображения
Функция отображения
Особенности Отображает пространство в соответствии с законами линейной перспективы так же, как и камера-обскура . Прямые линии отображаются прямыми, а форма предметов сохраняет геометрическое подобие. При очень широких углах обзора объекты на краях поля зрения растягиваются в направлении от центра кадра. Сохраняет углы между кривыми. Предпочтительно для фотографии, поскольку почти не сжимает объекты на краю поля зрения. Поле зрения полнокадровых объективов этого типа больше, чем у всех остальных при равном диагональном обзоре. Samyang является единственным производителем. Сохраняет угловые размеры. Предпочтительно для угловых измерений, в том числе в астрофотографии. В научном сообществе считается «идеальной проекцией». Эквидистантная проекция доступна в приложениях PanoTools для склейки панорам. Сохраняет соотношения площадей. Наиболее применимо при необходимости сопоставления поверхностей, например облачности или растительного покрова. Дисторсирующие объективы этого типа легче и компактнее других. Главный недостаток — сильное сжатие объектов на краю поля зрения. Практически отсутствует виньетирование , а яркость равномерна по всему полю, благодаря чему такие объективы предпочтительны для фотометрических исследований. Очень сильно сжимает объекты на краю поля зрения, самого узкого из всех в диагональной версии.
Максимальное угловое поле Меньше 180°. В пределе 130—140° Не ограничено, может достигать 180° и более Может превышать 180°. Известны объективы с охватом 250° Не ограничено, может достигать 360° Не может превышать 180°
Фокусное
расстояние
Примеры Все ортоскопические
объективы
  • Samyang 7,5/2,8
  • Samyang 8/2,8
  • Samyang 12/2,8
  • Canon 7,5/5,6
  • Coastal Optical 7,45/5,6
  • Nikkor 6/2,8
  • Nikkor 7,5/5,6
  • Nikkor 8/2,8
  • Nikkor 8/8,0
  • «Пеленг» 8/3,5
  • Rokkor 7,5/4,0
  • Sigma 8/3,5
  • Canon 15/2,8 (1988)
  • Minolta 16/2,8 (1971)
  • Nikkor 10,5/2,8
  • Nikkor 16/2,8 (1995)
  • Sigma 4,5/2,8
  • Sigma 8/4,0
  • Sigma 15/2,8 (1990)
  • Zuiko 8/2,8
  • Nikkor 10/5,6 OP
  • Madoka 180 7,3/4

Перспектива, аналогичная создаваемой объективами «Рыбий глаз», может быть воспроизведена методами вычислительной фотографии при объединении в общее изображение нескольких снимков, сделанных ортоскопической оптикой. Технология особенно популярна в цифровой панорамной фотографии . Большинство компьютерных приложений, предназначенных для склейки панорам, позволяют задавать различные проекции конечного изображения, в том числе стереографическую . В то же время, изображение, полученное «Рыбьим глазом», может быть программно трансформировано в обычное ортоскопическое, но с неизбежной и сильной потерей качества по краям поля .

Области применения

Дисторсирующие насадки

Дисторсирующая насадка на камеру смартфона

Кроме полноценных объективов типа «Рыбий глаз» аналогичный вид изображения может быть достигнут обычной оптикой с афокальной широкоугольной насадкой соответствующего типа. В этом случае насадка, действующая по принципу «перевёрнутого телеобъектива », увеличивает угловое поле, одновременно внося дисторсию. Тем не менее, по уровню сложности и стоимости такие насадки не уступают аналогичным объективам, и по этой причине не получили распространения в фотографии .

Дисторсирующие насадки оказались удобны для совместной работы с телевизионными вариообъективами , придавая характерное искажение и увеличивая угол обзора, однако из-за оптических особенностей оптики с переменным фокусным расстоянием вся комбинация работоспособна только в положении «макро» при неработающем зуме . Кроме того, такие насадки рассчитаны на очень близкое расположение к основному объективу, накладывая определённые ограничения на диаметр и конструкцию его оправы. В последнее время получили широкое распространение дисторсирующие насадки для камерафонов , к которым крепятся магнитным кольцом или специальным зажимом . Поле зрения камер с такими насадками не всегда достигает 180°, но характерная дисторсия обеспечивает необходимый изобразительный эффект без обработки снимков соответствующими приложениями .

Светофильтры

На объектив типа «рыбий глаз» невозможна традиционная установка светофильтров перед большой и выпуклой передней линзой: в этом случае их оправа неизбежно перекрывает поле зрения. Это требует повышенного внимания и аккуратности при съёмке, особенно с близких расстояний, так как линзу без защитного светофильтра легко повредить. При необходимости светофильтры устанавливаются за задним оптическим элементом, что затрудняет выбор их положения, необходимый для градиентных и поляризационных фильтров . Поскольку дополнительный оптический элемент за задней линзой объектива влияет на его оптические свойства, в конструкции предусматривается плоско-параллельный стеклянный компенсатор, заменяемый в случае необходимости, нужным светофильтром . Некоторые производители снабжают хвостовик объектива специальным карманом для оптически нейтральных желатиновых светофильтров на тонкой гибкой подложке . Старые модели объективов этого типа имеют встроенные револьверные диски со стандартным для чёрно-белой фотографии набором из жёлтого, оранжевого и красного светофильтров . Установка бленды на объектив также невозможна из-за неизбежного виньетирования ею поля зрения. Большинство диагональных объективов оснащается несъёмной блендой, интегрированной в оправу. Однако, из-за небольших размеров, такая бленда малоэффективна, и по большей части выполняет функцию защитного ограждения передней линзы .

Известные фотографы и их работы

  • Умбо стал первым в истории фотохудожником, использовавшим «Рыбий глаз» в качестве изобразительного средства. В октябре 1937 года немецкий журнал Volk und Welt опубликовал фоторепортаж, снятый им двумя годами ранее первым достаточно светосильным Weitwinkelobjektiv .
  • Лев Бородулин — первый советский фотожурналист, у которого появился объектив «Рыбий глаз» . В 1964 году им создана одна из обложек журнала «Огонек»

См. также

Примечания

  1. Это справедливо и для объективов, меняющих свой тип с циркулярного на диагональный при крайних значениях фокусного расстояния
  2. Позднее оптическая схема «Зодиак» выпускалась на КМЗ им. Зверева под фирменным брендом « Зенитар »
  3. Обозначения: — угол между направлением на точку и оптической осью в пространстве предметов ; — расстояние от изображения точки до центра кадра; фокусное расстояние
  4. Более точное выражение: . В общем случае , но для некоторых объективов, например AF Nikkor DX 10,5/2,8 значения коэффициентов и могут отличаться
  5. Прототип Nikkor 5,4 mm f/5,6 охватывал 270° на круглом кадре
  6. Так как выражает радиус поля изображения, для циркулярных объективов эта величина составляет половину короткой стороны кадра, а для диагональных — половину диагонали
  7. Для этого объектива коэффициенты и заданы эмпирически
  8. В этом случае, и
  9. Выпущено всего 78 экземпляров с 1968 до 1976 года

Источники

  1. , с. 329.
  2. , с. 55.
  3. , с. 44.
  4. Арсен Алабердов. . «Photo Sky». Дата обращения: 31 августа 2020. 23 марта 2022 года.
  5. Аркадий Шаповал. . «Радожива» (21 ноября 2016). Дата обращения: 31 августа 2020. 26 сентября 2020 года.
  6. . iXBT.com (28 августа 2010). Дата обращения: 24 апреля 2020. 23 февраля 2017 года.
  7. R.W. Wood . (англ.) // The London, Edinburgh, and Dublin Philosophical Magazine and Journal of Science : journal. — 1906. — August ( vol. XII ). — P. 159—161 . 7 апреля 2022 года.
  8. , с. 145.
  9. , с. 54.
  10. Эдуард Щербина. . «Полезные заметки» (11 февраля 2019). Дата обращения: 18 июня 2020. 19 июня 2020 года.
  11. , с. 278.
  12. Hill, Robin (July 1924). "A lens for whole sky photographs". Quarterly Journal of the Royal Meteorological Society . 50 (211): 227—235. Bibcode : . doi : .
  13. , с. 255.
  14. Владимир Родионов. . Изображение в числах . iXBT.com (22 января 2010). Дата обращения: 26 августа 2013. 14 сентября 2013 года.
  15. , с. 106.
  16. , с. 256.
  17. , с. 25.
  18. Leo Foo. (англ.) . Additional Information . Photography in Malaysia. Дата обращения: 6 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.
  19. , с. 331.
  20. , с. 279.
  21. , с. 148.
  22. (нем.) . AEG WOLKENKAMERA. Дата обращения: 14 июня 2020. 5 ноября 2020 года.
  23. , с. 68.
  24. Kouichi Ohshita. (англ.) . Nikon Imaging. Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
  25. Marco Cavina. (итал.) . Memorie di luce & memorie del tempo. Дата обращения: 18 июня 2020. 18 февраля 2020 года.
  26. , с. 149.
  27. Marco Cavina. (англ.) . Memorie di luce & memorie del tempo (10 марта 2010). Дата обращения: 14 июня 2020. 20 февраля 2020 года.
  28. Mike Eckmann. (англ.) . Персональный сайт. Дата обращения: 14 июня 2020. 31 октября 2020 года.
  29. (англ.) . Lens DB. Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
  30. . Zenit Camera. Дата обращения: 30 августа 2020. 18 февраля 2020 года.
  31. . ZENIT Camera. Дата обращения: 22 июня 2020. 7 марта 2020 года.
  32. Г. Абрамов. . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 22 июня 2020. 23 июня 2020 года.
  33. Аркадий Шаповал. . «Радожива» (5 июля 2013). Дата обращения: 30 августа 2020. 6 августа 2020 года.
  34. , с. 332.
  35. (англ.) . Todd-AO . The American Widescreen Museum. Дата обращения: 5 сентября 2015. 28 июля 2015 года.
  36. , с. 72.
  37. . 3D zone. Все о формате IMAX. Дата обращения: 27 мая 2012. Архивировано из 26 июня 2012 года.
  38. Владимир Сурдин. Газета.Ru (11 апреля 2011). Дата обращения: 30 августа 2020. 25 мая 2021 года.
  39. , с. 42.
  40. , с. 107.
  41. Thoby, Michel. (6 ноября 2012). Дата обращения: 6 ноября 2018. 1 августа 2018 года.
  42. Miyamoto, Kenro (1964). "Fish Eye Lens". Journal of the Optical Society of America . 54 (8): 1060—1061. doi : .
  43. , с. 17.
  44. . Дата обращения: 14 июня 2020. 14 июня 2020 года.
  45. Bettonvil, Felix (6 March 2005). "Imaging: Fisheye lenses". WGN . International Meteor Organization. 33 (1): 9—14. Bibcode : .
  46. Charles, Jefrey R. Versacorp (4 декабря 2009). Дата обращения: 6 ноября 2018. 19 февраля 2018 года.
  47. Toscani, Pierre. (20 декабря 2010). Дата обращения: 6 ноября 2018. 6 ноября 2018 года.
  48. . Kurazumi Office. Дата обращения: 14 ноября 2018. 15 ноября 2018 года.
  49. Thoby, Michel. (20 декабря 2006). Дата обращения: 14 ноября 2018. 10 февраля 2020 года.
  50. Владимир Родионов. . iXBT.com (25 октября 2006). Дата обращения: 15 июня 2020. 15 июня 2020 года.
  51. , с. 67.
  52. , с. 4.
  53. Юрий Сидоренко. . ITC. ua (7 октября 2014). Дата обращения: 30 августа 2020. 29 сентября 2020 года.
  54. Екатерина Кордулян. . Zoom CNews . Дата обращения: 30 августа 2020. 27 августа 2019 года.
  55. Владимир Родионов. . iXBT.com (30 октября 2001). Дата обращения: 30 августа 2020. 8 августа 2020 года.
  56. Дмитрий Евтифеев. . Персональный блог (9 марта 2018). Дата обращения: 30 августа 2020. 21 сентября 2020 года.
  57. Leo Foo. (англ.) . Photography in Malaysia. Дата обращения: 15 июня 2020. 5 июля 2020 года.
  58. Анна Толстова. . « Коммерсантъ » (25 января 2013). Дата обращения: 15 июня 2020. 15 июня 2020 года.
  59. . Arba.ru (7 ноября 2007). Дата обращения: 15 июня 2020. 2 декабря 2012 года.

Литература

  • Андрей Акимов. Поворотный момент // «Foto&video» : журнал. — 2007. — № 1 . — С. 54—57 .
  • Людмила Березенцева, Владимир Савоскин. // «625» : журнал. — 2011. — № 2 . — С. 3—31 . — ISSN . 16 октября 2012 года.
  • Д. С. Волосов . § 5. Широкоугольные дисторзирующие объективы // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.,: «Искусство», 1978. — С. 329—333. — 543 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 33,34. — 440 с.
  • Н. П. Заказнов, С. И. Кирюшин, В. И. Кузичев. Глава XV. Фотографический объектив // / Т. В. Абивова. — М. : «Машиностроение», 1992. — С. —268. — 448 с. — 2300 экз. ISBN 5-217-01995-6 .
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы // « Советское фото » : журнал. — 1988. — № 4 . — С. 42, 43 . — ISSN .
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.
  • Рудольф Кингслэйк. = A History of Photographic Lens (англ.) . — Rochester, New York: Academic Press, 1989. — 334 p. — ISBN 0-12-408640-3 .
  • Открывай неизведанное // « Digital Photo » : журнал. — 2009. — Ноябрь ( № 79 ). — С. 106—109 .
  • Советские специальные фотоаппараты для аэрофотосъёмки // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 4/112 . — С. 22—28 .
Источник —

Same as Рыбий глаз (объектив)