Interested Article - Смешарики
- 2020-03-27
- 1
«Смеша́рики» (сокр. от рус. сме шные шарики ) — российский анимационный сериал , созданный Анатолием Прохоровым , Ильёй Поповым и Салаватом Шайхинуровым . Сериал рассказывает о приключениях смешариков — шарообразных антропоморфных существ, попадающих в различные ситуации . «Смешарики» насчитывают 7 сезонов, выходящих в эфир с 17 мая 2004 года .
Со временем сериал получил статус культового , критики хвалили его за работу сценаристов, разнообразие жанров эпизодов (в том числе и философскую сторону сериала), наличие отсылок к другим произведениям и визуальный стиль, однако критиковали за художественный примитивизм и вторичность замысла , сравнивали с непедагогичным сериалом, отмечали технические ограничения. С возобновлением показа отмечали, что новый сезон сохраняет тон сериала, который был до приостановки показа, и поднимает актуальные темы, что нет «заигрываний» с современными реалиями.
Сериал был номинирован на премии « Золотой орёл » и « Икар ». Создатели сериала были награждены Государственной премией Российской Федерации . На основе мультсериала была создана многопользовательская компьютерная игра « Шарарам » . В дополнение к основному сериалу созданы полнометражные мультфильмы « Смешарики. Начало » (2011), « Смешарики. Легенда о золотом драконе » (2016) и « Смешарики. Дежавю » (2018), киноальманах « Смешарики снимают кино » (2023), а также ряд сериалов образовательной и культурно-просветительской направленности («Новые приключения», «Пин-Код») .
Вселенная сериала
В большинстве эпизодов действие происходит в вымышленном месте — Ромашковой долине. Однако в некоторых случаях персонажи могут жить на необитаемом острове, плавать в море, путешествовать по пустыне, взбираться на гору и т. д. Сюжет построен на неожиданных ситуациях, с которыми сталкиваются герои и с которыми может столкнуться ребёнок в повседневной жизни . Среди персонажей нет отрицательных героев, все живут по принципу «мира без насилия» .
Персонажи
-
—
Крош
:
Жизнерадостный, общительный и озорной кролик девяти лет . Неугомонный весельчак, переполненный идеями и желаниями. -
—
Ёжик
:
Сосед и лучший друг Кроша девяти лет , сомнительные авантюры которого не одобряет, но постоянно оказывается в них втянут. Хорошо воспитан, застенчив, иногда мнителен, обладает нордическим характером и философским складом ума. -
Светлана Письмиченко
—
Нюша
:
Самовлюблённая, капризная и обидчивая свинка тринадцати лет . Старается казаться взрослой и неотразимой, «мечтает о сцене, славе, конфетах и миллионе поклонников». Кокетлива, любопытна и убеждена, что «в девушке должна быть загадка, а ещё лучше тайна». -
—
Бараш
:
Лирический поэт, артистическая натура, меланхолик и романтик четырнадцати лет . Привлекает всеобщее внимание к своей «несчастности и непонятности». Симпатизирует Нюше. -
—
Совунья
:
Персонаж семидесяти лет . Следует здоровому образу жизни . Применяет на окружающих свои познания в области медицины . Любит дисциплину и чистоту. Запасливая, хозяйственная, снабжает всех советами на любой случай жизни. -
Сергей Мардарь —
Кар-Карыч
:
Смешарик шестидесяти одного года , один из самых пожилых персонажей, ворон, у которого «бурное, никому не известное прошлое». Артист всех жанров одновременно. Любит эпатировать окружающих, хвастлив, демонстративен, сентиментален и харизматичен . -
Михаил Черняк
—
Пин
:
Пингвин-изобретатель тридцати шести лет , работает в ангаре, заваленном инструментами и деталями, спит в холодильнике. Пин — единственный из персонажей «иностранец» . Говорит с немецким акцентом. -
Михаил Черняк —
Копатыч
:
Прямолинейный и трудолюбивый медведь сорока пяти лет . К любому делу подходит основательно, а в критических ситуациях способен мыслить трезво и контролировать ситуацию. Бывший танцор диско и актёр, игравший супергероя Люсьена в сериале «Шоу Люсьена» . -
Михаил Черняк —
Лосяш
:
Умный, несколько склонный к авантюрам лось сорока лет . Открытый, деятельный и эмоциональный . Предпочитает естественно-научное направление знаний, постоянно что-то читает, ставит лабораторные опыты, предсказывает погоду и будущее. Любит бутерброды.
История создания
Идея
В 2001 году художник-постановщик Салават Шайхинуров , сотрудник фирмы Fun Game , занимающейся разработкой настольных игр, получил заказ на проработку концепции упаковки шоколадных конфет круглой формы — прообраза будущих персонажей . В 2002 году , проработав в общих чертах несколько персонажей, Шайхинуров совместно с дизайнером Ильёй Поповым , по совету Константина Бронзита , обратились к основателю анимационной студии « Пилот » Анатолию Прохорову . Около двух лет ушло на то, чтобы определиться с художественной идеологией проекта и стратегией его продвижения, характерами и дизайном персонажей . В 2003 году после доработки проект был принят к реализации, а в марте зарегистрировано ООО «Смешарики», учредителями которого стали Попов, Прохоров и Шайхинуров . Попов отмечал, что
…с самого начала проект рассматривался исключительно как коммерческий: нам неинтересна была арт-хаусная ниша , мы не ориентировались на фестивали. Идея заключалась в том, чтобы создать продукт, который можно, что называется, продать, ориентированный на конечных потребителей. В нашем случае — на детей: эту аудиторию мы неплохо знали. Тем более что ниша детской анимации была тогда практически пуста» .
Разработка вселенной
«Постепенно мы пришли и к тому, что это будет разножанровый сериал. В той или иной степени он всегда комедийный, но есть серии-мелодрамы, приключения, басни, лирические и фантастические истории, детский триллер и т.д»
Выбор персонажей занял полгода, выбирали из животных средней полосы России . «Там не должно быть кошек, собак и мышей. Потому что это самые популярные животные в мультипликации», — пояснил Анатолий Прохоров в интервью газете « Аргументы и факты » . Разработка дизайнов и характеров персонажей заняла полтора года , на этой стадии проект включал в себя около 20 персонажей, названными «сластёнами» . Однако в итоговом варианте осталось лишь девять героев, названных «смешариками» . Смешарики — стилизованные персонажи шарообразной формы, название для которых было придумано сочетанием двух слов — «смешные» и «шарики». По мнению авторов, шарообразная форма персонажей придавала им доброжелательность, и дети могли легко нарисовать их .
Когда идея сериала только складывалась, команда отказалась от традиционной «аристотелевской» фабулы, основанной на противостоянии протагониста и антагониста : среди персонажей нет отрицательных героев . Сюжеты строятся на бесконфликтном общении и поиске конструктивных решений в нестандартных ситуациях .
Приостановление и возобновление показа
Показ сериала приостановился в 2012 году. Позже, в интервью для информационного агентства « РИА Новости », продюсер сериала Юлия Николаева отметила, что «перерыв был взят, наверное, потому, что команда немного устала от такого количества произведённого контента» . В ноябре 2019 года газета « Коммерсантъ » сообщила, что компания « Яндекс » профинансирует производство пятого сезона, вложив в него 100 миллионов рублей; стоимость всего сезона оценивалась в 130 миллионов рублей. Бюджет одного эпизода составит порядка 2,5 миллионов рублей (40 тыс. долларов на 2019 год). Показ состоится сначала на сервисах « КиноПоиск HD » и « Яндекс.Эфир », а после — на одном из российских телеканалов. Также было указано, что «Яндекс» получит права на эксклюзивный показ другого контента ГК « Рики », включая новый сезон «Малышариков», спин-оффа основного сериала . Премьера нового сезона «Смешариков» состоялась 18 мая 2020 года .
Производство
Сценарий и раскадровка
Ведущие сценаристы Алексей Лебедев , Дмитрий Яковенко и Светлана Мардаголимова присылают в студию синопсисы , где их обсуждают и решают, что будет происходить в новом эпизоде. Сценарий обычно составляет 4—5 страниц. Анатолий Прохоров отметил, что «в сценарии очень важно попасть в атмосферу мира „Смешариков“, почувствовать их взаимоотношения» .
После небольших правок сценарий отправляется режиссёрам, работа которых начинается с раскадровки — последовательности сцен, помогающей визуально представить, каково видение режиссёра. Под каждой сценой описано действие персонажей и реплики. Раскадровку рисуют дигитайзером (ранее рисовали на листах бумаги, которых в конечном итоге выходило 50—60) .
Озвучка
На запись озвучки уходит до 40 минут, если у героев много реплик, и 10—15 минут, если персонаж в эпизоде говорит меньше . Запись проходит в несколько смен. Игорь Яковель , главный звукорежиссёр сериала, записывает реплики всех актёров, которые присутствуют в эпизоде. Режиссёр эпизода же, который присутствует на записи, помогает актёрам подобрать нужную интонацию голоса . Сергей Мардарь, например, озвучивает двух персонажей — Кар-Карыча и Совунью. Поначалу озвучивал их по очереди, чтобы не запутаться в голосах. Если первым в эпизоде говорил Кар-Карыч, сначала записывались все его реплики, а Совуньи следом .
Анимация
Аниматик , поделённый на части, переходит в работу к художникам-аниматорам, каждый из которых трудится над отдельной сценой. На анимацию нескольких секунд эпизода, уходит до 7 дней. «Всё зависит от сложности движений персонажа», — отмечает Анатолий Прохоров . Параллельно художники по фонам работают над фоновой частью эпизода . В 2006 году себестоимость минуты анимации сериала составляла 8 тысяч долларов , а к концу 2007 года приблизилась к 13 тысячам . На создание одного эпизода уходило 3—4 месяца и порядка 50 тысяч долларов . В месяц выпускали четыре эпизода и в производстве находились ещё как минимум 16 эпизодов .
В январе 2023 года создатели сериала сообщили о возможных трудностях с производством из-за истечения срока лицензий на западное программное обеспечение, используемое для создания анимации .
Эпизоды
Сезон | Серии | Даты показа | ||
---|---|---|---|---|
Первая серия | Последняя серия | |||
1 | 52 | 17 мая 2004 |
TBA
|
|
2 | 52 |
TBA
|
TBA
|
|
3 | 52 |
TBA
|
TBA
|
|
4 | 52 |
TBA
|
2012 | |
5 | 52 | 18 мая 2020 | 17 июня 2021 | |
6 | 46 | 2 сентября 2021 | 20 октября 2022 | |
7 | 12 | 16 февраля 2023 | 25 мая 2023 |
Восприятие и оценка
В 2004 году « Новая газета » в одном из выпусков писала, что сериал, «несмотря на подрасстрельное название, мог бы стать неплохим проектом, если бы не простодушное воровство с миру по нитке: из „ Ёжика “, „ Винни-Пуха “ и других хитов» . В 2007 году разгорелась дискуссия после выхода интервью журналу « Фома » с Анатолием Прохоровым, в котором тот высказал спорные мысли о сериале, а также о советской мультипликации . В ответном интервью тому же журналу, советские мультипликаторы Эдуард Назаров и Юрий Норштейн поставили в укор создателям «Смешариков» навязывание детям «усечённого эстетического восприятия», а также раскритиковали позиционирование сериала как «продолжателя традиции „Винни-Пуха“». В свою очередь, Норштейн похвалил работу сценаристов, отметив, что по сравнению с первыми эпизодами, сценаристы последующих «сильно продвинулись» в сценарном мастерстве . Мультипликатор Александр Петров также похвалил работу сценаристов, назвав сериал «альтернативой сериальному американскому и японскому искусству, искусству коммерческому», однако отметил, что «раздражает сама картинка и дизайн» и то, что сериал «не культивирует в детском зрителе интереса к красоте» .
Анастасия Маркина, обозревая проект с коммерческой стороны, из плюсов отметила популярность среди отечественных детских брендов, возможность зарабатывать на производстве сопутствующей продукции и лицензировании и продажу прав на зарубежные рынки, а из минусов — непроработанную систему контроля качества сопутствующей продукции и выбора лицензиатов, проблемы с развитием фирменных магазинов и «неясность» перспективы полнометражных проектов . Художественный руководитель « Ералаша » Борис Грачевский сравнил сериал с непедагогичными « Телепузиками »: «Терпеть не могу телепузиков, которые очень вредны для нас, потому что совершенно не образовывают ребёнка. Они только отвлекают его — ровно на те минуты, пока их смотрят. Даже смешарики — чем они не телепузики?» . Украинский телеведущий Руслан Сеничкин отметил философскую сторону сериала: «В чём смысл жизни, откуда всё это появилось, откуда это чувство, откуда могут появиться одиночество, дружба. Всё это в „Смешариках“ есть. Это взросло-детский мультфильм» . Киновед Дина Годер , обозревая конкурсантов XI Открытого российского фестиваля анимационного кино , похвалила разнообразие жанров и сценарии некоторых эпизодов с отсылками к другим фильмам, однако к минусам отнесла примитивность персонажей и технические ограничения из-за использования flash-анимации .
В своём обзоре пятого «Нового» сезона на веб-сайте Film.ru Ефим Гугнин отметил, что после восьмилетнего перерыва, новый сезон — «это действительно тот же самый мультсериал, <…> не искажённый временем и меняющимися условиями индустрии», а также философскую сторону сериала и отсылки к фильмам Альфреда Хичкока и Джима Джармуша , поднимаемые темы гомофобии , кризиса самоидентичности и принятия инаковости . В обзоре премьеры того же сезона Павел Воронков из веб-издания Газета.ru похвалил сериал за визуальный стиль и ярких персонажей, также отметив, что «новые „Смешарики“ — точно такие же, как старые», «никто не заигрывает с реалиями XXI века», и поднимаемую тему эпизода — гомофобию . Денис Ступников из информационного агентства InterMedia также отметил, что новый сезон не заигрывает с «модными девайсами» и поднимает тему гомофобии . Марина Александрова из веб-издания Regnum , разобрав первые восемь эпизодов пятого сезона, в заключение отметила, что «в общем и целом создаётся ощущение, что живости в возрождённом сериале стало несколько меньше, как и совместных дел, забот и приключений» . Политолог Екатерина Шульман выпустила на своём YouTube-канале разбор пятого сезона, где проанализировала основных персонажей, также описав себя как «комбинацию Лосяша и Совуньи с некоторыми элементами Ёжика». Кроме того, Шульман оценила анимацию эпизодов, однако подвергла критике сценарий: «Это мы всё уже видели» .
Награды и номинации
Награда | Дата церемонии | Категория | Номинанты и получатели | Результат | Ист. |
---|---|---|---|---|---|
Государственная премия Российской Федерации | 4 июня 2009 | Социально-культурная программа «Смешарики» | Анатолий Прохоров , Салават Шайхинуров , Илья Попов | Победа | |
« Золотой орёл » | 27 января 2007 | Лучший анимационный фильм | «Смешарики» | Номинация | |
25 января 2008 | Номинация | ||||
29 января 2010 | Номинация | ||||
« Икар » | 9 сентября 2021 | Продюсер года | Илья Попов | Победа | |
Лучший эпизод | эпизод «Рок-опера и что-то ещё» | Победа | |||
5 июня 2022 | эпизод «Здравствуй, мой дневничок!» | Победа | |||
Открытый российский фестиваль анимационного кино | 12—16 февраля 2004 | Диплом жюри | Илья Попов | Победа | |
9—13 февраля 2006 | Самый смешной фильм | «Смешарики» | Победа | ||
12—16 марта 2009 | Лучшая драматургия | Алексей Лебедев (эпизод «Право на одиночество») | Победа |
Трансляция мультсериала за пределами России
Права на распространение сериала на английском языке были приобретены у дистрибьютора Fun Game Media американской компанией The CW с 13 сентября 2008 года под названием GoGoRiki . В мультфильме изменили имена персонажей и удалили эпизоды, которые были специфическими и понятными только для русской аудитории. Дублированная версия мультфильма включала 104 эпизода, 92 из них транслировали на канале CW4Kids. Мультсериал был также адаптирован для европейского показа бельгийской продюсерской компанией Studio 100 в 2009 году под новым названием BalloonToons . Название Kikoriki предложила выпускающая франшизу и осуществлявшая дубляж российская продюсерская компания «Рики-групп» . Fun Game Media также выпустила версию на немецком языке, которая начала транслироваться на телеканале KiKA с 8 декабря 2008 года под названием Kikoriki . В Китае сериал начал транслироваться с 7 марта 2011 года на детском канале Центрального телевидения Китая под названием «开心球» ( кит. упр. 开心球 , пиньинь kāi xín qiǔ , палл. Кайсиньцю , буквально: «Счастливые шарики») . На 2017 год аудитория сериала в Китае превышает российскую в 12 раз и составляет около 300 миллионов человек .
, которая начала транслировать сериал в рамках детского на телеканалеС февраля 2017 года все права на распространение сериалов «Смешарики» и «Смешарики. Пин-код» за пределами СНГ , включая эпизоды на всех языках, кроме русского, принадлежат компании FUN Union . Мультсериал транслируется в 90 странах и переведён более чем на 60 языков .
Связанные проекты
Товары и прочая продукция
В 2004 году был запущен издательский проект, выпускающий развивающие книжки, азбуки, буквари, журналы, раскраски и альбомы с наклейками. Журнал «Смешарики» стартовал с тиража в 25 тысяч экземпляров, а к 2007 году тираж составлял 117 тысяч копий . В 2006 году на рынке присутствовало более 700 наименований товаров: от мороженого, детских каш и напитков до одежды и обуви ; в 2008 — более трёх тысяч , в 2015 — более 4 тысяч , в 2020 — более 8 тысяч наименований . В 2009 году на основе сериала были созданы многопользовательская компьютерная онлайн-игра « Шарарам » и компьютерная игра под названием «Смешарики. Параллельные миры» . В 2017 году годовая выручка группы компаний «Рики» составила 7,2 миллиарда рублей . В октябре 2023 года к 20-летию сериала группа компаний «Рики» и издательство Bubble Comics выпустили книгу комиксов «Смешарики. Мультивселенная» .
Спин-оффы
В 2006 году стартовала серия спин-оффов «Азбука Смешариков», в которых герои сериала учат детей правилам безопасности дорожного движения , нормам морали , чтению и уважению к книгам, правам ребёнка , уходу за собственным здоровьем , навигации в интернете и финансовой и цифровой грамотности , защите лесов от пожаров и рассказывают о недвижимости , современных профессиях , культуре народов России . В 2012 году стартовал показ сериала «Смешарики. Пин-код» — научно-образовательного проекта, в рамках которого главные герои доступным языком рассказывали зрителям об устройстве мира, последних достижениях науки, законах физики и механики. В октябре того же года состоялась премьера сериала «Смешарики. Новые приключения» — прямого продолжения оригинального сериала, хронометраж эпизодов которого увеличился с шести минут до десяти. В 2015 году стартовал показ сериала «Малышарики» — сериала, рассказывающего о приключениях альтернативных версий младших смешариков .
В 2017 году состоялся показ сериала « Смешарики. Спорт » — спин-оффа оригинального сериала, состоящего из шестиминутных сюжетов о различных видах спорта ( борьбе , горных лыжах , баскетболе и др.) . В 2018 году состоялась премьера «Наследников» — спин-оффа, в котором герои путешествуют по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО в России на Шаролёте . В ноябре 2021 года на сервисе « КиноПоиск HD » состоялась премьера «Моднюши» — спецвыпуска, рассказывающего о приключениях альтернативной версии Нюши в европейском городе. В планах у создателей выпустить одноимённый спин-офф . В декабре 2022 года на сервисе «КиноПоиск HD» состоялась премьера «Синема» — спецвыпуска, рассказывающего о съёмках новогоднего кино .
Полнометражные фильмы
В январе 2007 года было объявлено, что компания «Мармелад-медиа» планирует выпустить в конце 2009 года полнометражный анимационный фильм по мотивам сериала . Премьера мультфильма « Смешарики. Начало » состоялась 22 декабря 2011 года . Бюджет фильма составил 11,5 миллионов долларов. Мультфильм провалился в прокате , не собрав и половины от прогнозируемых сборов — 23 миллионов долларов .
Премьера мультфильма « Смешарики. Легенда о золотом драконе » состоялась 17 марта 2016 года . Бюджет фильма составил 6,3 миллионов долларов . Мультфильм также провалился в прокате, собрав 4,2 миллиона долларов .
Премьера мультфильма « Смешарики. Дежавю » состоялась 26 апреля 2018 года . Бюджет фильма составил порядка 5,5 миллионов долларов . Мультфильм не окупился в прокате, собрав 4,5 миллиона долларов .
Премьера мультфильма « Смешарики снимают кино » состоялась 12 октября 2023 года .
Музыка
15 декабря 2023 года группа « Эпидемия » выпустила кавер и клип на песню « Лесник » (1993) группы « Король и Шут » для вселенной «Смешариков», переработку текста песни сделал Даниил Новиков, а Михаил Черняк озвучил пингвина Пина из вселенной .
Примечания
Комментарии
- По другим данным — с апреля .
- По другим данным — в 2001 году .
Источники
- ↑ Левинский, Александр. . SmartMoney Россия (3 декабря 2007). Дата обращения: 18 мая 2022. 4 декабря 2007 года.
- ↑ Годер, Дина . . Полит.ру (19 февраля 2006). Дата обращения: 19 ноября 2022. 18 ноября 2013 года.
- Лесик, Алина. . Газета.ru (21 декабря 2022). Дата обращения: 3 марта 2023. 21 декабря 2022 года.
- Малюкова, Лариса. . Новая газета (4 июня 2007). Дата обращения: 20 ноября 2022. 7 ноября 2017 года.
- ↑ , с. 150.
- ↑ Ионов, Алексей. . DTF (19 мая 2020). Дата обращения: 16 мая 2022. 19 мая 2020 года.
- , с. 34.
- , с. 60.
- , с. 106.
- ↑ Маршева, Ольга. . Экспресс-газета (28 мая 2020). Дата обращения: 6 августа 2022. 3 сентября 2020 года.
- , с. 80.
- , с. 152.
- , с. 208.
- , с. 176.
- ↑ Тагирова, Ирина. . Аргументы и факты (27 июля 2009). Дата обращения: 19 ноября 2022. 22 января 2017 года.
- , с. 196.
- Мезенов, Сергей. . Newslab (26 декабря 2011). Дата обращения: 7 августа 2022. 7 августа 2022 года.
- , с. 132.
- Яфизова, Лениза. . Вокруг ТВ (30 августа 2020). Дата обращения: 16 августа 2022. 16 августа 2022 года.
- Терещенко, Мария. . Кинопоиск (18 мая 2020). Дата обращения: 25 ноября 2022. 19 мая 2020 года.
- ↑ , с. 17.
- Хомич, Михаил; Митин, Юрий. . Коммерсантъ (21 марта 2011). Дата обращения: 17 мая 2022. 21 ноября 2011 года.
- ↑ Фома : журнал. — М. : Фома Центр, 2007. — Июль ( вып. 51 , № 7 ). — ISSN . 15 мая 2022 года. //
- Полевиков, Валерий. . Гол.ру (18 марта 2022). Дата обращения: 18 мая 2022. 19 марта 2022 года.
- Хозиков, Владимир. С. 38 . 26 июня 2008 года. // Интербизнес : журнал. — 2007. — Март. —
- . Известия (4 февраля 2004). Дата обращения: 19 ноября 2022. 17 мая 2022 года.
- Сошникова, Екатерина. . РИА Новости (30 июня 2020). Дата обращения: 15 августа 2022. 3 июля 2020 года.
- Лебедева, Валерия. Коммерсантъ : газета. — М. : Коммерсантъ , 2019. — 22 ноября ( № 215 ). — С. 7 . — ISSN . 21 мая 2022 года. //
- Кибер, Пётр. . Комсомольская правда (22 ноября 2019). Дата обращения: 9 июня 2022. 22 ноября 2019 года.
- . Ведомости (22 ноября 2019). Дата обращения: 9 июня 2022. 12 декабря 2019 года.
- ↑ . РИА Новости (21 апреля 2020). Дата обращения: 17 мая 2022. 21 апреля 2020 года.
- ↑ Рышкова, Анастасия. . Телепрограмма (18 мая 2020). Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
- ↑ Семёнова, Екатерина. . Кинопоиск (10 июня 2021). Дата обращения: 18 мая 2022. 11 июня 2021 года.
- . РБК (24 января 2023). Дата обращения: 6 февраля 2023. 23 января 2023 года.
- . Культура (24 января 2023). Дата обращения: 6 февраля 2023. 24 января 2023 года.
- . Санкт-Петербург (21 апреля 2020). Дата обращения: 18 мая 2022. 23 апреля 2020 года.
- Усков, Олег. . Российская газета (1 сентября 2021). Дата обращения: 17 мая 2022. 1 сентября 2021 года.
- . InterMedia (16 февраля 2023). Дата обращения: 16 мая 2023. 16 февраля 2023 года.
- Новая газета : газета. — М. : Новая газета, 2004. — 1 марта ( № 14 ). — ISSN . 16 мая 2022 года. //
- Фома : журнал. — М. : Фома Центр, 2007. — Октябрь ( вып. 54 , № 10 ). — ISSN . 6 июля 2022 года. //
- Фома : журнал. — М. : Фома Центр, 2008. — Сентябрь ( вып. 65 , № 9 ). — ISSN . 20 ноября 2022 года. //
- Маркина, Анастасия. . Компания (20 июля 2009). Дата обращения: 20 ноября 2022. 19 ноября 2022 года.
- Российская газета (16 ноября 2009). Дата обращения: 20 ноября 2022. 20 ноября 2022 года.
- Ковалева, Наталья; Недилько, Наталья; Еременко, Сергей; Аникеенко, Геннадий. . Интер (13 апреля 2009). Дата обращения: 20 ноября 2022. 20 ноября 2022 года.
- Годер, Дина . . Русский журнал (22 февраля 2006). Дата обращения: 20 ноября 2022. Архивировано из 18 ноября 2013 года.
- Гугнин, Ефим. . Film.ru (28 мая 2020). Дата обращения: 20 мая 2022. 4 июня 2020 года.
- Воронков, Павел. . Газета.ru (18 июня 2020). Дата обращения: 6 июня 2022. 18 мая 2020 года.
- Ступников, Денис. InterMedia (26 мая 2020). Дата обращения: 16 июля 2022. 5 июня 2020 года.
- Александрова, Марина. Regnum (26 мая 2020). Дата обращения: 16 июля 2022. 16 июля 2022 года.
- . Meduza (26 мая 2020). Дата обращения: 20 ноября 2022. 19 июня 2020 года.
- Российская газета : газета. — М. : Редакция «Российской газеты», 2009. — 11 июня ( вып. 4929 , № 105 ). — ISSN . 14 июня 2009 года. //
- . Национальная Академия кинематографических искусств и наук России . Дата обращения: 20 мая 2022. 17 ноября 2015 года.
- . Национальная Академия кинематографических искусств и наук России . Дата обращения: 20 мая 2022. 17 ноября 2015 года.
- . Национальная Академия кинематографических искусств и наук России . Дата обращения: 20 мая 2022. 7 марта 2016 года.
- . Культура (10 сентября 2021). Дата обращения: 20 мая 2022. 10 сентября 2021 года.
- . РИА Новости (5 июня 2022). Дата обращения: 6 июня 2022. 5 июня 2022 года.
- . Открытый Российский фестиваль анимационного кино . Дата обращения: 20 мая 2022. 28 июня 2017 года.
- . Открытый Российский фестиваль анимационного кино . Дата обращения: 6 июня 2022. 29 июля 2017 года.
- . Открытый Российский фестиваль анимационного кино . Дата обращения: 6 июня 2022. 30 июля 2017 года.
- (англ.) . QuoteMedia (11 августа 2008). Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано из 23 января 2009 года.
- (англ.) . Yahoo! (3 сентября 2008). Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано из 4 января 2009 года.
- (англ.) . TVTropes . Дата обращения: 11 августа 2022. 22 сентября 2022 года.
- ↑ Максименко О. И.; Подлегаева Е. П. № 2 . — С. 167—174 . — doi : . 12 августа 2022 года. // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика : журнал. — 2019. —
- (нем.) . KiKA . Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано из 4 сентября 2012 года.
- Чаплыгина, Мария. . РИА Новости (1 марта 2011). Дата обращения: 2 августа 2022. 2 августа 2022 года.
- Большакова, Елена. . Коммерсантъ (5 июля 2017). Дата обращения: 2 августа 2022. 5 июля 2017 года.
- (англ.) . Animation World Network (13 февраля 2017). Дата обращения: 25 мая 2022. 14 февраля 2017 года.
- Куликов, Павел. Коммерсантъ , 2006. — 17 апреля ( № 15 ). — С. 1004 . 17 мая 2022 года. // Коммерсантъ Секрет Фирмы : журнал. — М. :
- Боровой, Владимир. Коммерсантъ , 2016. — 4 апреля ( № 13 ). — С. 40 . 22 мая 2022 года. // Коммерсантъ Деньги : журнал. — М. :
- Коммерсантъ : газета. — М. : Коммерсантъ , 2008. — 13 сентября ( № 165 ). — С. 3 . — ISSN . 8 марта 2023 года. //
- Дерябина, Анна. РБК : газета. — М. : БизнесПресс, 2015. — Сентябрь. — С. 81—86 . — ISSN . 24 октября 2017 года. //
- . Новые Медиа . Дата обращения: 26 мая 2022. 4 ноября 2011 года.
- Епишин, Роман. . Игромания (22 декабря 2008). Дата обращения: 22 мая 2022. 23 июля 2021 года.
- Болецкая, Ксения. . Ведомости (29 марта 2018). Дата обращения: 27 мая 2022. 29 марта 2018 года.
- . «Российская газета». — статья. Дата обращения: 26 октября 2023. 26 октября 2023 года.
- Маркина, Анастасия. Компания (20 июля 2009). Дата обращения: 19 ноября 2022. 19 ноября 2022 года.
- . РИА Новости (24 октября 2019). Дата обращения: 15 августа 2022. 25 октября 2019 года.
- . Ассоциация анимационного кино России (25 апреля 2019). Дата обращения: 25 марта 2023. 26 сентября 2022 года.
- . Ассоциация анимационного кино России (2 июня 2020). Дата обращения: 25 марта 2023. 27 сентября 2022 года.
- . Ассоциация анимационного кино России (1 октября 2020). Дата обращения: 25 марта 2023. 29 июня 2022 года.
- . ТАСС (14 июня 2022). Дата обращения: 25 марта 2023. 15 сентября 2022 года.
- . Film.ru . Дата обращения: 27 мая 2022. 27 мая 2022 года.
- Арбатская, Любовь. . Комсомольская правда (27 марта 2018). Дата обращения: 22 мая 2022. 27 марта 2018 года.
- Лебедева, Наталья. . Российская газета (24 ноября 2021). Дата обращения: 14 ноября 2022. 24 ноября 2021 года.
- . InterMedia (23 декабря 2022). Дата обращения: 16 мая 2023. 22 декабря 2022 года.
- Васильева, Анастасия. . РБК daily (24 января 2007). Дата обращения: 21 мая 2022. Архивировано из 29 сентября 2007 года.
- . Российская газета (22 декабря 2011). Дата обращения: 14 ноября 2022. 28 сентября 2012 года.
- Болецкая, Ксения; Трифонов, Антон. . Ведомости (12 января 2012). Дата обращения: 21 мая 2022. 18 сентября 2020 года.
- . Sostav.ru (13 февраля 2017). Дата обращения: 21 мая 2022. 13 февраля 2017 года.
- . Кинобизнес сегодня . Дата обращения: 9 ноября 2022. 20 июня 2021 года.
- (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 21 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Егорова, Анна. . Letidor (24 апреля 2018). Дата обращения: 21 мая 2022. 25 января 2021 года.
- . ЕАИС . Дата обращения: 21 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 21 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- . Российская газета (13 сентября 2023). Дата обращения: 27 сентября 2023. 27 сентября 2023 года.
- . Наше радио (15 декабря 2023). Дата обращения: 17 декабря 2023.
- (рус.) . Смешарики (официальный ютуб-канал (15 декабря 2023). — автор переработки текста и актёр озвучивания Пина указаны в описании. Дата обращения: 17 декабря 2023.
Литература
- Боева, Г. Н. «Герои нашего времени»: проект «Смешарики» как явление субкультуры детства С. 211—214 . — ISBN 978-5-903983-02-5 . // Иконникова, С. Н.; Борзова, Е. П. Культура и мир. — СПб. : СПбКО, 2009. —
- Гладких, И. В.; Старов, С. А. Вестник СПбГУ . — СПб. : СПбГУ , 2009. — Т. 8 , вып. 3 . — С. 149—173 . — ISSN . //
- Елисеев, Н. Л. // Эксперт Северо-Запад : журнал. — СПб. : ЛитРес, 2012. — Январь. — С. 46 . — ISBN 978-5457820395 .
- Биргер, П. вып. 269 , № 16 ). — С. 17—18 . — ISBN 978-5457820395 . // Эксперт Северо-Запад : журнал. — СПб. : ЛитРес, 2006. — 24 апреля (
- Злотникова, Т. С.; Горохова, О. В. Российская государственная библиотека , 2016. — Т. 1 , № 2 . — С. 164—165 . — ISSN . // Обсерватория культуры : журнал. — М. :
- Хомич, М.; Митин, Ю. 93 и 6 историй успеха в бизнесе Эксмо , 2011. — С. 175. — 224 с. — ISBN 978-5-699-51758-9 . . — М. :
- Югринова, Н. вып. 209 , № 8 ). — С. 22—28 . — ISSN . // Бизнес-журнал : журнал. — Бизнес-журнал, 2013. — Август (
- Корнилова М. В. Смешарики. История культовой вселенной Эксмо , 2024. — 256 с. — ISBN 978-5-04-189003-2 . . — Москва:
Ссылки
- — официальный сайт сериала «Смешарики»
- 2020-03-27
- 1