Interested Article - Остаде, Адриан ван

Адриан ван Оста́де ( нидерл. Adriaen van Ostade ; 10 декабря 1610 , Харлем 2 мая 1685 , там же) — голландский живописец и гравёр , мастер офорта « Золотого века голландской живописи ». Один из основоположников «крестьянского» бытового жанра . Ученик Франса Халса , старший брат Исаака ван Остаде .

Биография

Э. А. Ревейль . Портрет Адриана ван Остаде по автопортрету художника. Ок. 1850
Живописец в своей мастерской Автопортрет. 1663. Дерево, масло. Галерея старых мастеров, Дрезден

Адриан ван Остаде был старшим сыном Яна Хендрикса Остаде, родом из деревни Остаде (теперь Астен ). И Адриан, и его брат Исаак взяли себе имя «ван Остаде», когда стали художниками. Личная жизнь Ван Остаде была полна неудач. Он женился в 1638 году, но его жена умерла в 1640 году, после чего Адриан женился вторично. В 1666 году он снова овдовел. Адриан ван Остаде учился у Франса Халса и вначале работал в его манере. На его дальнейшее творчество 1640-х годов оказала влияние живопись Рембрандта . Благодаря успешным продажам своих картин Остаде со временем стал богатым человеком. В конце жизни он занялся рисованием пером и тушью, изготовлением гравюр (что было прибыльным делом), писал акварелью .

Творчество

За свою жизнь Остаде написал девятсот двадцать картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. «Картины Остаде из-за их простоты, натуралистичности и силы выражения были очень популряны. Художника называли „Крестьянским Рембрандтом“» . Героями его картин становились праздные представители низшего сословия: курильщики, пьяницы, игроки в карты, шарлатаны, драчуны и тому подобное, иногда он писал портреты . Остаде предпочитал изображать всё это по примеру Адриана Брауэра с юмором, тем самым вызывая в своё время восхищение и отвращение одновременно. Ван Остаде заимствовал эту тему у писателей того времени, таких как Г. А. Бредеро . Некоторым «героям» художника, «мятущимся озверелым фигурам» придан «какой-то фантастический характер. Отдалённо они даже напоминают сатанинских героев на картинах Босха и П. Брейгеля» . При этом он соединил грубую, реалистическую традицию Брейгеля с буйным стилем своего учителя Франса Халса: особенно в первые годы его картины содержали изображения маленьких, уродливых карикатурных фигурок, в лохмотьях, наслаждающихся алкоголем и табаком.

Е. И. Ротенберг писал, что под воздействием искусства Брауэра в ранних произведениях Остаде «преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой», но с общим подъёмом голландского искусства «прогрессирует и искусство Остаде», последующие произведения художника «идут по линии углубления человеческих образов» .

В первые годы Остаде использовал преимущественно серые и коричневые тонами , скупо дополняемые бледно-красным, фиолетовым и синим. Поздний период творчества художника отмечен тонкой живописью, яркими красками. Деревенские жители в его картинах по-прежнему пьют и танцуют, но это уже не карикатура. Иногда Остаде даже избирает такую сложную тему, как «Благовещение пастухам» (1640). В то время он написал несколько пейзажей. Он также экспериментировал по примеру Рембрандта с контрастами света и тьмы . Ярким примером его зрелой живописи является картина 1635 года «Крестьяне, празднующие в амбаре». В поздних произведениях художник создаёт глубину, изображая фигуры на дальнем плане всё более бледными оттенками. Картина «Художник в своей мастерской» (1663) — одно из самых тонких произведений этого периода. Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми тонами.

Среди его учеников и последователей были К. П. Бега , Р. Бракенбург , К. Дюсарт , М. ван Мюсхер , Я. Стен .

Картины Адриана ван Остаде хранятся в картинных галереях Берлина , Дрездена , Вены (Императорская картинная галерея, галерея Лихтенштейн), в Лувре , в Мюнхене , в Амстердаме , Гааге , Санкт-Петербурге , Пензе, Рязани и других музеях. Живопись Остаде, как и других голландских «жанристов», была популярна в России в XIX веке. Только в санкт-петербургском Эрмитаже хранятся двадцать шесть произведений художника и пять картин его брата Исаакса ван Остаде. Среди картин старшего брата выделяются, отмеченные ещё А. Н. Бенуа , картины из серии «Пять чувств» (сохранилось четыре: «Зрение», «Обоняние», «Вкус», «Слух») .

Галерея

Примечания

  1. Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
  2. Власов В. Г. Остаде, Адриан фан // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 125. — ISBN-5-88737-010-6
  3. А. Н. Бенуа . Путеводитель по Картинной галерее Императорского Эрмитажа (1910). — М.: Изобразительное искусство, 1997. — С. 178
  4. Ротенберг Е. И. Искусство Голландии XVII века. — М.: Искусство, 1971. — С. 153
  5. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 155—156

Литература

  • Каптерева Т. П. Остаде, Адриан ван / Т. Каптерева // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия : в 3 т. / автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.). — М. : Белый город, 2006. — Т. II : К–О. — С. 414–415. — 415 с. — 3000 экз. ISBN 5-7793-0920-5 . — ISBN 5-7793-0923-X (т. II).
  • // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 575. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3 .
  • Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1897. — Т. XXII. — С. 321.

Ссылки

Источник —

Same as Остаде, Адриан ван