Аввакум (Честной)
- 1 year ago
- 0
- 0
Авва́кум Петро́в , также Авваку́м или Авваку́м Петро́вич ( 25 ноября ( 5 декабря ) 1620 , Григорово , Нижегородский уезд — 14 ( 24 ) апреля 1682 , Пустозерск ) — священник Русской церкви , протопоп , писатель (автор автобиографического Жития протопопа Аввакума , ряда полемических сочинений и посланий единомышленникам).
В конце 1640-х — начале 1650-х годов — протопоп города Юрьева-Повольского , участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия , друг и соратник будущего патриарха Московского Никона , также входившего в этот кружок; впоследствии противник церковной реформы , начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем , идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён.
В старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник .
Долгое время сочинения Аввакума были известны только старообрядцам. В XIX—XX веках творчество Аввакума (прежде всего «Житие», а затем и другие сочинения) было опубликовано для широкого круга читателей и стало считаться одним из наиболее ярких памятников древнерусской литературы .
Происходил из семьи потомственного приходского священника Петра, сына Кондратьева. Родился под Нижним Новгородом за рекой Кудьмой , в селе Григорове . В 15-летнем возрасте лишился отца. По указанию матери женился в 17 лет на обедневшей четырнадцатилетней сироте, дочери кузнеца Анастасии Марковне.
В 1642 году Аввакум был рукоположён в диаконы , в 1644 году — поставлен в попы, став священником села Лопатищи близ Макарьева (ныне село располагается на территории Чернышихинского сельсовета в Кстовском районе Нижегородской области ). Здесь определилась в нём та строгость убеждений , которая определила в дальнейшем его подвижничество и аскетизм — прихожан своих Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за разные пороки, а священников — за плохое исполнение церковных правил и предписаний.
В 1648 году Лопатищи посетил воевода Василий Шереметев . Ему пожаловались на самоуправство Аввакума, после чего Шереметев призвал его к себе и, ограничившись разговором, хотел отпустить, велев на прощание благословить своего сына Матвея. Но Аввакум, увидев что Матвей брил бороду, отказался, и Шереметев, недовольный отказом, приказал бросить Аввакума в Волгу, но священнику удалось спастись.
После того как Аввакуму два раза пришлось спасаться бегством из Лопатищ в Москву , он был назначен протопопом в Юрьев-Повольский (ныне Юрьевец Ивановской области). Когда Аввакум прибыл в этот город, он преследовал всякое отступление от церковных правил, что вызвало недовольство населения.
Около 1651 года Аввакум был вынужден бежать от возмущённой паствы Юрьевца в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, находившийся в дружеских отношениях с царским духовником Стефаном Вонифатьевым , участвовал в проводимой при патриархе Иосифе « книжной справе ». Жил он у своего друга, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова .
Когда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон , некогда приятель Аввакума, заменил прежних московских справщиков польскими книжниками во главе с Арсением Греком , знавшими греческий язык . Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Первоначально патриарх хотел взять древние « » книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.
В сентябре 1653 года его бросили в подвал Андроникова монастыря , где он просидел трое суток. Затем ему стали предлагать принять «новые книги», но протопоп не изменил своих убеждений, и патриарх Никон велел расстричь его ( лишить сана ). Но царь Алексей Михайлович заступился за него и сослал Аввакума в Тобольск .
В Тобольске Аввакум надолго не задержался и вскоре его отправили за Лену . Когда же он приехал в Енисейск , то пришёл из Москвы другой приказ: везти его в Забайкалье с первым нерчинским воеводой Афанасием Пашковым , посланным для завоевания Даурии .
Аввакум сразу же начал находить действия Пашкова неправильными. В ответ тот рассердился и велел сбросить протопопа и его семью с дощаника , на котором тот плыл по Тунгуске . Аввакум не вытерпел и написал Пашкову послание, полное недовольства. Воевода велел привезти к себе протопопа, сначала сам избил его, а затем приказал дать ему 72 удара кнутом и потом бросить в Братский острог .
Сидел Аввакум немало времени в остроге [ уточнить ] . Затем его перевели на домашний арест. Весной Пашков выпустил протопопа на волю, но и на воле страшно приходилось в диких местах, где Аввакум наравне с остальным отрядом Пашкова пролагал путь: тонули дощаники, бури, в особенности на Байкале , грозили гибелью, много раз приходилось сталкиваться с голодом, от которого умерли его два сына.
Шесть лет провёл Аввакум в Забайкалье, терпя не только лишения ссылки, но и преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».
В 1663 году Аввакума возвратили в Москву. Обратный путь длился три года. Протопоп продолжал критиковать реформы патриарха Никона, к тому времени бывшего в опале. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума. Ничто не мешало москвичам, между которыми было много явных и тайных сторонников раскола, чествовать страдальца, по их просьбам возвращённого. Царь Алексей Михайлович показывал расположение к нему, велел его поставить на монастырском подворье в Кремле.
Аввакум — не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы. Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему если не присоединиться к реформированной церкви, то, по крайней мере, не критиковать её. Аввакум последовал совету, однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев , введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест , исправление Символа веры , троеперстное сложение , партесное пение , отвергать возможность спасения по исправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить старые обряды.
На этот раз царь рассердился, тем более, что челобитную Аввакум, в то время больной, подавал через юродивого Феодора. Алексей Михайлович жаловал Аввакума как человека много страдавшего, но вовсе не как «ересиарха», и когда он из челобитной увидел, что протопоп восстаёт не только против Никона, но против всей вообще существующей церкви, он вновь отправил его в ссылку.
В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень , где он продолжал свою проповедь и поддерживал своих приверженцев по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа », « протосинкеллом российской церкви» .
В Мезени протопоп пробыл полтора года. В 1666 году он был вновь привезён в Москву, где 13 мая после уговоров на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев. Затем протопопа увезли в Пафнутьев монастырь и там продержали около года.
И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы Марии было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудовом монастыре , но он стоял на своём.
В это время его соратников казнили. Аввакум же в 1667 году был наказан кнутом и сослан в Пустозерск на Печоре . При этом ему не вырезали язык, как Лазарю и Епифанию , с которыми он и Никифор, протопоп симбирский , были сосланы в Пустозерск.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу , в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима , решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозерске.
Жена Аввакума Настасья Марковна после ареста мужа в 1667 году оставалась с детьми в Мезени. Оттуда через доверенных лиц ей удавалось отправлять передачи мужу в Пустозерск. В 1670 году против неё и двух её старших сыновей были выдвинуты обвинения в пособничестве раскольникам, сыновья были приговорены к повешению, но покаялись, после чего их вместе с матерью заключили в земляную тюрьму и со всех троих было взято письменное заверение о том, что они не являются врагами церкви.
Настасья Марковна была освобождена из заключения лишь в 1693 году, после чего перебралась в Москву, где умерла в 1710 году в возрасте 86 лет .
Аввакуму приписывают 43 сочинения — знаменитое « Житие протопопа Аввакума », «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие. Является автором первой развернутой автобиографии на русском языке. До него краткую автобиографию на церковнославянском составил Иона Соловецкий .
Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая . Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй» ( католичеством ).
Бог, по словам Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.
Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они якобы играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывёртывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, якобы творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.
Исследователи [ кто? ] обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» ( тритеизм ). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк « онуфриевцев ». На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», явно содержащего Афанасьевский Символ веры , исповедующий Единосущную Троицу.
С другой стороны, ряд [ кто? ] староверческих апологетов вообще категорически отвергает подлинность тех сочинений Аввакума, в которых содержатся спорные догматические суждения, и объявляют таковые «никонианской» подделкой, призванной скомпрометировать священномученика. Смотрите, например, написанную с позиций староверов (беспоповцев Поморской церкви) книгу К. Я. Кожурина — биографию Аввакума в серии «Жизнь замечательных людей».
…Ныне предстал перед нами великим русским человеком, национальным героем, мучеником…
— Б. Кутузов
Светские авторы [ кто? ] отмечают новаторство его сочинений, называя его родоначальником вольного образного слова, исповедальной прозы.
Аввакум почитается в большинстве [ кто? ] старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник .
Официальная канонизация в РДЦ протопопа Аввакума состоялась на Освящённом соборе в 1988 году , в Белокриницком согласии 1917 году.
В 1922 году епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания.
В 1924 году «Житие» было переведено на английский язык Еленой Харрисон в сотрудничестве с С. П. Ремизовой-Довгелло и Д. П. Святополком-Мирским. На французский язык «Житие» было переведено в 1939 году Пьером Паскалем , он же опубликовал исследование о протопопе Аввакуме и сделал 26 мая 1939 года доклад в Обществе друзей русской книги (Париж) «По следам протопопа Аввакума в СССР (1920—1930 гг.)» .
Отрывки из повествования Аввакума о Сибири были включены в текстовую часть календаря «Воображаемая Сибирь» .
В июне 2020 года именем протопопа была названа улица в Вахитовском районе Казани .
20 ноября 2020 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва торжественно открыта мемориальная доска в память протопопа Аввакума .
15 декабря 2020 года на родине Аввакума в селе Григорово была открыта мемориальная доска в его честь. Так как за 4 века в селе не осталось зданий, связанных с ним, то доску поместили на Доме культуры, в котором в том числе располагается экспозиция, посвящённая Аввакуму .
В 2021 году председатель ОВЦС Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) отметил, что «не одобряя многие аспекты его религиозной деятельности, связанные с оправданием раскола, в Русской православной церкви высоко оценивают его значительный вклад в сокровищницу русской национальной культуры. Не без оснований протопопа Аввакума порой называют родоначальником русской авторской прозы» .
В октябре 2000 памятник Аввакуму был открыт в центре старобрядчества городе Боровске . В ноябре 2022 года в Москве на Рогожской слободе открыли памятник протопопу Аввакуму. Памятник выполнен скульптором Андреем Щербаковым, и представляет собой фигуру Аввакума в полный рост, который правой рукой благословляет верующих, а позади него установлен крест .
Будучи священником, Аввакум Петров большинство своих сочинений писал на церковнославянском языке , однако в некоторые, наиболее полемичные места вкрадывались предложения на русском разговорном.
Филолог Б. А. Успенский указывает на новаторский приём языкового дуализма Аввакума, где вместе с церковнославянским в некоторых местах частично употребляется русский язык для усиления смысла предложения и его воздействия на читателя, в чём Аввакум является новатором (далее разрядкой выделен церковнославянский текст, обычной раскладкой — русский):
Слабоумием объят и лицемерием, и лжею покрыт есм, братоненавидением и самолюбием одеян, во осуждении всех человек погибаю. И мнася нечто быти, а кал и гной есм, окаянной, — прямое говно. Отовсюду воняю — и душею, и телом .
Аввакум переходит в процессе речи с объективной, божественной точки зрения на точку зрения личную, и этот переход обозначается сменой языков. В свою очередь, следствием употребление живой разговорной речи является частый переход Аввакума на обсценную речь , ещё не вполне оформившуюся в мат , но уже имеющую для того времени бранный, грязный смысл:
Адам же и Ева сшиста себе листвие смоковичное от древа, от него же вкусиста, и прикрыста срамоту свою и скрыстася под деревом возлегоста. Проспались, бедные, с похмелья, ано и самим себя сором: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех, голова кругом идет со здоровных чаш .